о понуждению к совершению действий



                          Дело № 2-1184/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2012 года Клинцовский городской суд Брянской области в составе: председательствующего - судьи Максименко А.И.,

истца - помощника прокурора г. Клинцы Брянской области Бутрим Н.А.,

представителя ответчика Клинцовской городской администрации Брянской области по доверенности Лугового И.В.,

представителя третьего лица органа опеки и попечительства Клинцовской городской администрации Брянской области Моисеенко С.В.,

при секретаре Клыга О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Клинцы Брянской области в защиту интересов ФИО1 к Клинцовской городской администрации <адрес> о понуждению к совершению действий,

установил:

Прокурор <адрес> в защиту интересов ФИО1 обратился в Клинцовский городской суд <адрес> с исковым заявлением к Клинцовской городской администрации <адрес> о понуждению к совершению действий.

В обоснование исковых требований прокурор <адрес> указывает, что в прокуратуру <адрес> от ФИО1 поступило заявление о том, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения и просит оказать содействие в постановке на жилищный учет. По данному заявлению прокуратурой <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено, что ФИО1 родился в городе <адрес>. Как следует из свидетельства о рождении, его родителями являются ФИО2 и ФИО3. Решением Клинцовского городского народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО4 отобраны дети: ФИО1, 1984 года рождения, ФИО4 Ирина 1986 года рождения, ФИО4 Алексей, 1987 года рождения. ФИО1 рожден вне брака, юридически отцовство на него не оформлялось. Решением исполнительного комитета Клинцовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетний ФИО1 был определен на воспитание в детский дом. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся воспитанником ГБОУ «Клинцовский специальный (коррекционный) детский дом». В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся воспитанником ГБООУ «Жуковский санаторный детский дом». В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по июнь 1999 года ФИО1 обучался в ГБОУ-кадетской школе-интернате «Дятьковская кадетская школа-интернат авиации имени Героя Советского Союза ФИО10». В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучался в ГОУ НПО «ПУ-32» <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Клинцовскую городскую администрацию с заявлением о принятии на жилищный учет, в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как ребенок-сирота. ДД.ММ.ГГГГ заявление было рассмотрено на заседании жилищной комиссии Клинцовской городской администрации <адрес>. По результатам рассмотрения заявления было принято решение об отказе в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с тем, что ФИО1 предоставил к заявлению не полный пакет документов, предусмотренных законодательством, а также в связи с тем, что принятие на жилищный учет имеют право дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте до 23 лет. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7). Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания, в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди, жилой площадью не ниже установленных социальных норм, Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей), признанных нуждающимися в жилых помещениях. Статья 54 ЖК РФ устанавливает, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок (часть 1). В соответствии со ст. 2 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот - выпускников профессиональных образовательных учреждений», администрация детского сиротского учреждения, опекуны, попечители, отделы (управления) социальной защиты населения за год до выпуска из учреждения уведомляют администрацию города, района о лицах из числа детей-сирот, которым должно быть предоставлено благоустроенное жилье. Согласно информации, предоставленной ГОУ НПО «ПУ-32» <адрес>, администрацией учреждения уведомления в администрацию о предоставлении жилья ФИО1 не направлялось. Таким образом, администрацией учреждения, которая на момент обучения ФИО1 являлась его законным представителем, сведений в администрацию для постановки ФИО1 на жилищный учет не направлялось, чем были нарушены жилищные права ФИО1. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, просит признать отказ ФИО1 Клинцовской городской администрацией <адрес> в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным. Обязать Клинцовскую городскую администрацию      поставить ФИО1 на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Бутрим Н.А. поддержала заявленные исковые требования и пояснила, что ФИО1 в настоящее время не имеет вообще никакого жилого помещения. В тоже время он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель ответчика Клинцовской городской администрации <адрес> Луговой И.В. в судебном заседании исковые прокурора <адрес> в защиту ФИО1 не признал и показал, что истец действительно обращался с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот, но ему было отказано в связи с тем, что он достиг возраста 28 лет.

Представитель органа опеки и попечительства Клинцовской городской администрации <адрес> Моисеенко С.В. в судебном заседании пояснила, что поддерживает исковые требования прокурора <адрес>, так как согласно ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» сироты обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. ФИО1 является сиротой, находился на полном государственном обеспечении, за ребенком не закреплялось жилья, но на первичном учете она состояла как сирота.

Выслушав доводы и мнения участников процесса, изучив имеющиеся в деле документы, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено, что согласно решения Клинцовского городского народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что у ФИО4 был отобран ФИО1, 1984 года рождения, и передан на попечение органа опеки и попечительства.

На основании решения Клинцовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был определен в учреждения общественного воспитания - в детский дом.

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ выданной ГБОУ «Клинцовский специальный (коррекционный) детский дом» усматривается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно воспитывался в ГБОУ «Клинцовский специальный (коррекционный) детский дом» в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Затем выбыл в Жуковский детский дом ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ выданной ГБОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Жуковский санаторный детский дом» усматривается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся воспитанником ГБОУ «Жуковский санаторный детский дом» и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ выданной ГБОУ кадетская школа-интернат «Дятьковская кадетская школа-интернат авиации имени Героя Советского Союза ФИО10» усматривается, что в данную школу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибыл обучаться в 1994 году в 5 класс, в 1999 году закончил 9 классов.

Из справки за выданной ДД.ММ.ГГГГ Клинцовской городской администрацией <адрес> усматривается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение на территории <адрес> не закреплялось.

Из справки за от ДД.ММ.ГГГГ выданной Клинцовской городской администрацией <адрес> усматривается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в журнале первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки за от ДД.ММ.ГГГГ выданной Клинцовской городской администрацией <адрес> усматривается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Из справки за от ДД.ММ.ГГГГ выданной Клинцовской городской администрацией <адрес> усматривается, что у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеется право на жилое помещение по договору социального найма.     

Из справки за № КЛ-/9980 от ДД.ММ.ГГГГ выданной Клинцовским филиалом ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, квартир, комнат, индивидуальных домовладений, гаражей, садовых домиков в <адрес> и Клинцовском <адрес> не значится.

Из письма за от ДД.ММ.ГГГГ выданной директором ПУ <адрес> усматривается, что в ПУ ФИО1 обучался в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ПУ ФИО1 поступил из Дятьковской школы-интерната уже имея статус ребенка -сироты. Администрация ПУ никаких уведомлений о предоставлении ему жилья никуда не посылала, так как этим вопросом занимаются органы опеки и попечительства по месту первичной регистрации детей-сирот.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с заявлением обратился в Клинцовскую городскую администрацию о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях как относящегося к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.

Из письма Клинцовской городской администрации направленного ФИО1 усматривается, что рассмотрено заявление ФИО12 о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, рассмотрено повторно на заседании жилищной комиссии Клинцовской городской администрации ДД.ММ.ГГГГ и членами жилищной комиссии поставлено: отказать в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ на дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, в т.ч. и принятие на жилищный учет имеют право дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» усматривается, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что за ФИО1 квартир и индивидуальных домовладений в <адрес> и Клинцовском <адрес> не имеется, что подтверждается Справкой , выданной ДД.ММ.ГГГГ Клинцовским филиалом ГУП «Брянскоблтехинвентаризация».

В судебном заседании установлено, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривал в судебном заседании представитель ответчика Клинцовской городской администрации <адрес> Луговой И.В.

Кроме того, судом установлено, что ФИО1 состоял на первичном учёте в органе опеки и попечительства <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

Статья 54 ЖК РФ устанавливает, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представленыпредусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представленыдокументы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истекпредусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок (часть 1).

ФИО1 отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как представлены документы, которые не подтверждают правосостоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика Клинцовской городской администрации <адрес> Лугового И.В. о том, что ФИО1 не может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо относящееся числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как достиг возраста более 23 лет. Суд считает, что ФИО1 обращаясь с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не просит предоставить ему жилье на семью, он претендует на выделение жилья только на себя, как на сироту, так как фактически не имеет жилья, что не оспаривает ответчик.

Согласно ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы, принятые субъектом Российской Федерации не должны противоречить федеральным нормативным правовым актам.

ФИО1 до достижения 23 лет находился на полном государственном обеспечении. Не является виной ФИО1 тот факт, что с момента передачи его на попечение органов опеки он состоял на первичном учёте в <адрес> как не имеющий закрепленного жилого помещения, а последующие бездействия органа опеки и попечительства Клинцовской городской администрации <адрес> не могут служить основанием в отказе в постановке его на учёт как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализ нормы п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"" в совокупности с ч. 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ свидетельствует о том, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении.

Суд учитывает тот факт, что ФИО1 не по своей вине не имеет закрепленного жилого помещения, которое ему должно было предоставлено после окончания учебного заведения, а, следовательно, он подлежит обеспечению жильем как сирота, оставшаяся без попечения родителей.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 подлежат удовлетворению частично, а именно следует обязать Клинцовскую городскую администрацию поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 о признании отказа ФИО1 Клинцовской городской администрацией в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях незаконным и обязать Клинцовскую городскую администрацию <адрес> поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить частично.

Обязать Клинцовскую городскую администрацию <адрес> поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ.

       Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда в месячный срок с подачей жалобы через Клинцовский городской суд.

Судья:                                                                                     Максименко А.И.