Дело № 2-328/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Клинцы 11 марта 2011 года
Клинцовский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Мироненко С.И.,
с участием помощника прокурора г.Клинцы Султанова Р.Р.,
ответчиков - представителя Клинцовской городской администрации - Девятовой И.А.,
а так же представителя Клинцовского городского совета- Смоляк С.С.
представителя МУП « Коммунальщик»- Подошва С.А.
третьего лица представителя ГИДД - Дорошенко Е.Ф.,
при секретаре Шкред Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Клинцовсой городской администрации о понуждении к совершению действий.
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор <адрес> обратился в Клинцовский городской суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что комплексной проверкой дорожной сети установлено отсутствие отвечающего требованиям обязательных стандартов и правил в сфере безопасности дорожного движения наружного освещения уличной дорожной сети, проходящей по <адрес> (на участке от ул. 706-го продотряда до последнего дома частного сектора), расположенной в границах городского округа.
Актом комплексной проверки наружного освещения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлена необходимость монтажа линии электропередач с установкой светильников.
Бездействие Клинцовской городской администрации по осуществлению дорожной деятельности, в частности, по обеспечению организации уличного освещения, являющегося составной частью комплекса мер обеспечения безопасности дорожного движения, является противоправным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 5, 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного назначения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В статье 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7).
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями).
Согласно пункту 4 статьи 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований Аналогичное положение содержится в чЛ ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.
Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (пункт 1 статьи 22 Закона "О безопасности дорожного движения").
Частью 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает Государственный стандарт Российской Федерации Р 50597-93 (ГОСТ Р 50597-93) "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Стандарт распространяется с ДД.ММ.ГГГГ на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Указанным стандартом предусмотрены требования к наружному освещению (пункт 4.6.).
Включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк (п.4.6.1.). Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (п.4.6.3.).
Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. (п.4.6.4.). Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения (п.4.6.5.).
Пунктом п.2.5.СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Автомобильные дороги» предусмотрено обязательное наличие стационарного освещения на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов. В силу пунктов 7.28, 7.36 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» уровень средней горизонтальной освещенности проезжей части улиц сельского поселения должен составлять не менее 4 лк. Таким образом, опоры наружного освещения, расположенные вдоль дорог относятся к инженерным дорожным сооружениям, а отсутствие надлежащего состояния наружного освещения дорог является одной из основных помех безопасному движению на дорогах (особенно в ночное время), и не столько со стороны автомобильного транспорта, сколько при появлении пешеходов, а также крупных животных и иных препятствий, привнесенных на дороги извне. Публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности через свои органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (статьи 125 ГК РФ). Клинцовская городская администрация <адрес> в соответствии с п.З. ч. 1. ст.24., ч.1. ст.41., п. 4.12.5. ст. 84. Устава городского округа «город <адрес>» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, юридическим лицом. В соответствии с п.п.5., 24. ч.1. ст.9. Устава к вопросам местного значения <адрес> относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. Пунктом 2. ч. 1. ст. 42. Устава к полномочиям городской администрации отнесено исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами и законами <адрес>. Из вышеизложенного следует, что осуществление дорожной деятельности по обеспечению соответствия требованиям обязательных стандартов и правил в сфере безопасности дорожного движения наружного уличного освещения улично-дорожной сети в <адрес> является обязанностью Клинцовской городской администрации. Согласно п.1 ст.21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ (ред. от 30.12,2008) "О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Отсутствие освещения в темное время суток может служить причинами совершения дорожно-транспортных происшествий. Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения прав граждан, неопределенного круга лиц, в том числе на безопасные условия движения по дорогам населенного пункта муниципального образования (п. 1 ст.24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ). Согласно п.1 ст.22 ГШС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. На основании п.4 ст.27, п.З ст.35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В связи с чем прокурор <адрес> просит обязать Клинцовскую городскую администрацию <адрес> и МУП «Коммунальщик» осуществить комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий и обеспечить соответствие наружного уличного освещения улично-дорожной сети <адрес>, проходящей по <адрес> (на участке от ул. 706-го продотряда до последнего дома частного сектора), требованиям обязательных стандартов и правил в сфере безопасности дорожного движения в части монтажа линии электропередач с установкой светильников.
В судебном заседании пом. прокурора <адрес> Султанов Р.Р. уточнил заявленные требования и просил суд, обязать городской совет включить в бюджет города расходы о выделении денежных средств на осуществление комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий для обеспечения соответствия наружного уличного освещения улично-дорожной сети <адрес>, проходящей по <адрес> (на участке от ул. 706-го продотряда до последнего дома частного сектора), а так же при выделении денег на указанные средства Клинцовской городской администрации организовать мероприятия по размещению муниципального заказа на производство работ по освещению <адрес> (на участке от ул. 706-го продотряда до последнего дома частного сектора).в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик - представитель Клинцовской городской администрации - Девятова И.А, в судебном заседании пояснила, что с иском не согласна, так как Клиновцская городская администрация по данному иску не может являться ответчиком, они могут лишь по данному делу принять заявку, и организовать мероприятия по размещению муниципального заказа на производство указанных работ.
Представитель городского совета Смоляк С.С.-в судебном заседании пояснил, что средства на указанные цели городским советом заложены в бюджет города на 2012 год, т.е к 2012 году все допущенные нарушения будут устранены.
Представитель МУП « Коммунальщик» Подошва С.А. - в судебном заседании пояснил, что при выделении средств на указанные цели все имеющиеся недостатки сразу же будут устранены.
Представитель ГИБДД Дорошенко Е.Ф. - просил требования заявленные прокурором <адрес> удовлетворить в полном объеме.
Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему:
Согласно акта проверки наружного освещения улиц и автодорог <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что <адрес> - на участке от ул.706 продотряда до последнего дома частного сектора, установлено 4 опоры ЛЭП на которых отсутствуют светильники уличного освещения, что не соответствует СНИП 23-5-95 « Естественное и искусственное освещение».
Таким образом судом установлено, что отсутствие освещения улиц и автодорог <адрес> - на участке от <адрес> до последнего дома частного сектора, является одной из основных помех безопасному движению на дорогах, что может создавать угрозу нарушения прав граждан, неопределенного круга лиц, в том числе на безопасные условия движения по дорогам населенного пункта.
Таким образом, требования прокурора <адрес> обоснованны подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Клинцовсой городской администрации о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
1. Обязать городской совет включить в бюджет города расходы о выделении денежных средств на осуществление комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий для обеспечения соответствия наружного уличного освещения улично-дорожной сети <адрес>, проходящей по <адрес> (на участке от ул. 706-го продотряда до последнего дома частного сектора).
2. Клинцовской городской администрации при выделении денег на указанные средства организовать мероприятия по размещению муниципального заказа на производство работ по освещению <адрес> (на участке от ул. 706-го продотряда до последнего дома частного сектора- в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда с подачей жалобы через Клинцовский городской суд.
Судья: С.И.Мироненко