Дело №13-49/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е г.Клинцы 21 мая 2012 года Клинцовский городской суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Сидорова Р.Н., с участием: заявителя - Балухто А.В., в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания, представителя заявителя Балухто А.В. по доверенности Бондаренко О.В., представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Брянской области в г. Клинцы - Романишко Н.В., при секретаре Науменко М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционной инстанции дело по жалобе Балухто А. В. на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, УСТАНОВИЛ: Балухто А.В. обратился в Клинцовский городской суд с жалобой на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.14.4 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В обоснование жалобы указал, что ДД.ММ.ГГГГ начальником территориального отдела управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Клинцовском, Гордеевском и <адрес>х Чиняевым В. И. он был подвергнут к административному наказанию по ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере трех тысяч рублей, за административное правонарушение, выразившееся в том, что объем (количество) потребленной жильцами многоквартирного <адрес> электрической энергии в платежном документе, в части показаний индивидуальных приборов учета в жилых помещениях, управляющей организацией ООО «Жилкомсервис» не указывается. При расчете оплаты за электроснабжение учитываются показания индивидуального прибора учета, снятые гражданами, проживающими в многоквартирном <адрес>, что является нарушением п.п.1, 3, 37, 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.Считает наложенное наказание, неправомерным, поскольку пункты 1, 3, 37, 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» не содержат требований к содержанию платежного документа, более того данные пункты не содержат требования об указании управляющей компанией объема (количества) потребленной жильцами многоквартирного <адрес> электрической энергии в платежном документе, в части показаний индивидуальных приборов учета в жилых помещениях.Указанное в постановлении № административное правонарушениене основано на нормахдействующего законодательства. В соответствии с п.23 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» при оборудовании многоквартирного дома коллективным прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется: для электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения 2 к «Правилам».Во исполнение требования вышеуказанной нормы, а также в соответствии с п.п.«е» п.49 «Правил» управляющая компания ежемесячно снимает показания коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов и заносит их в журнал.В виду того, что все квартиры собственников оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, показания по индивидуальным приборам учетаснимаются собственникамисамостоятельно и заносятся в специальную графу квитанции.Расчет потребления электроэнергии осуществляется управляющей компанией по общедомовому прибору учета электроэнергии с учетом показаний индивидуальных приборов учета.Объем, потребленной электроэнергии в квитанции указываетсяуправляющей компанией.Для прозрачности произведенных расчетов, на каждой квитанции указывается показания общедомового прибора учета электроэнергии, показания индивидуального прибора учета и сумма показаний приборов учета всех собственников.Таким образом, при расчете платы за электроэнергию управляющая компания руководствуется действующим законодательством.«Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» содержат как права управляющих компаний и потребителей, так и их обязательства.В соответствии с п.п.«г» п.50 «Правил» управляющая компания имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета. Более того, в соответствии с подпунктом «е» пункта 52 «Правил» потребитель обязан в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний индивидуальных приборов учета.На основании вышеизложенного, очевидно, что нормыдействующего законодательства не содержат требования о ежемесячном снятии показаний индивидуальных приборов учета и указании их в платежном документе, минуя потребителя.В связи с чем, просил суд, отменить постановление по делу об административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником территориального отдела управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Клинцовском, Гордеевском и <адрес>х. Представитель территориального отдела управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Клинцовском, Гордеевском и <адрес>х Романишко Н.В. в судебном заседании пояснил, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения ООО «Жилкомсервис» Постановления Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ. В результате проверки было установлено, что исполнительный директор ООО «Жилкомсервис» Балухто А. В. допустил нарушения законодательства Российской Федерации, повлекшие ущемление гарантированных законом жилищных прав граждан проживающих в многоквартирном <адрес>. Так, ДД.ММ.ГГГГ Клинцовской городской администрацией проведен конкурс по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилкомсервис» признано единственным участником конкурса по лоту № в отношении 57 многоквартирных домов, в том числе по многоквартирному дому №б по <адрес>. Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно п.1 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № - «Настоящие правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Под исполнителем в настоящих правилах понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Под потребителем понимается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». В соответствии с п.49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором. Согласно п.3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № деятельность по электроснабжению является одним из видов коммунальных услуг оказываемых исполнителем. Пунктом 37 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата. Расчет за потребленную электроэнергию в многоквартирном <адрес> осуществляется на основании данных прибора общедомового учета и данных индивидуальных (квартирных) приборов учета. Согласно пункта 23 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с п.п. 1 п. 3 приложения № к настоящим Правилам, а именно размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле. В соответствии с подпунктом «г» п.38 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в платежном документе указываются: - «Объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который: - при расчетах с использованием показаний общедомовых приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом». В нарушение указанных требований законодательства Российской Федерации убьем (количество) потребленной жильцами многоквартирного <адрес> электрической энергии в платежном документе, в части показаний индивидуальных приборов учета в жилых помещениях, управляющей организацией ООО «Жилкомсервис» не указывается. При расчете оплаты за электроснабжение учитываются показания индивидуального прибора учета, снятые гражданами проживающими в многоквартирном <адрес>.Вышеуказанное нарушение жилищного законодательства РФ допущенное исполнительным директором управляющей организации ООО «Жилкомсервис» Балухто А. В. повлекло за собой нарушение прав и законных интересов граждан проживающих в многоквартирном <адрес>. По данному факту прокурором <адрес> было возбуждено производство об административном правонарушении и передано для рассмотрения в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, по результатам его рассмотрения было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении руководителя ООО «Жилкомсервис» к административной ответственности по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ. По его мнению, не ясно, как ООО «Жилкомсервис» ведет учет и оплату предоставляемых коммунальных услу<адрес> нарушения указанных в постановлении об административном правонарушении пунктов Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилкомсервис» нарушил п.п. «г» п.38 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам». Представитель Балухто А.В. по доверенности Бондаренко О.В. пояснила, что в соответствии с п.23 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» при оборудовании многоквартирного дома коллективным прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется: для электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения 2 к «Правилам».Во исполнение требования вышеуказанной нормы, а также в соответствии с п.п.«е» п.49 «Правил» управляющая компания ежемесячно снимает показания коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов и заносит их в журнал.В виду того, что все квартиры собственников оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, показания по индивидуальным приборам учетаснимаются собственникамисамостоятельно и заносятся в специальную графу квитанции.Расчет потребления электроэнергии осуществляется управляющей компанией по общедомовому прибору учета электроэнергии с учетом показаний индивидуальных приборов учета.Объем, потребленной электроэнергии в квитанции указываетсяуправляющей компанией.Для прозрачности произведенных расчетов, на каждой квитанции указывается показания общедомового прибора учета электроэнергии, показания индивидуального прибора учета и сумма показаний приборов учета всех собственников.Таким образом, при расчете платы за электроэнергию управляющая компания руководствуется действующим законодательством.«Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» содержат как права управляющих компаний и потребителей, так и их обязательства.В соответствии с п.п. «г» п.50 «Правил» управляющая компания имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета. В соответствии с подпунктом «е» пункта 52 «Правил» потребитель обязан в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний индивидуальных приборов учета.На основании вышеизложенного, очевидно, что нормыдействующего законодательства не содержат требования о ежемесячном снятии показаний индивидуальных приборов учета и указании их в платежном документе, минуя потребителя. Кроме этого, пояснила, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.4 КоАП РФ заключается в совершении противоправных деяний, а именно: продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству. В данном случае, из постановления об административном правонарушении не усматривается, что ООО «Жилкомсервис» предоставил жильцам <адрес> услуги не надлежащего качества. В связи с чем, просила суд, отменить постановление по делу об административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником территориального отдела управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Клинцовском, Гордеевском и <адрес>х. Выслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующему. В соответствии с п.3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; "управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом; Из п.37 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. В соответствии с п.п. «г» п.38 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который: при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление); при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом; при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил; при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения); В соответствии с ч.1 ст.14.4 КоАП РФ, продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Из Письма Минрегион РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-РМ/07 следует, что при применении подпункта "г" пункта 38 Правил необходимо учитывать, что положения указанного пункта Правил не регулируют порядок расчета платы за коммунальные услуги, а устанавливают требования к содержанию платежного документа. Толкование указанного пункта как допускающего ограничение возможности применения для определения размера платы за коммунальные услуги показаний имеющихся в многоквартирном доме приборов учета неверно. Кроме того, Положения пункта 38 Правил, в том числе определение порядка указания в платежном документе объема (количества) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, не распространяются на отношения между собственниками помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственниками жилых домов и ресурсоснабжающей организацией, возникающие в порядке, установленном пунктом 7 Правил, на основании договора о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении, заключенного собственником жилого помещения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, не являющейся исполнителем коммунальных услуг (при отсутствии у нее обязательств по обслуживанию внутридомовых инженерных систем). Министерство регионального развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" наделено правом, давать разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. В судебном заседании, со слов представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> и содержания постановления об административном правонарушении, установлено, что ООО «Жилкомсервис», по его мнению, допустило нарушения п.п.1, 3, 37, 38, 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. За что директор ООО «Жилкомсервис» был привлечен к административной ответственности. Существо нарушения заключалось в том, что объем (количество) потребленной жильцами многоквартирного <адрес> электрической энергии в платежном документе, в части показаний индивидуальных приборов учета в жилых помещениях, управляющей организацией ООО «Жилкомсервис» не указывается. Кроме этого, при расчете оплаты за электроснабжение учитываются показания индивидуального прибора учета, снятые гражданами, проживающими в многоквартирном <адрес>, Проанализировав содержание указанных выше пунктов, суд пришел к следующему выводу. Согласно п.37 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», усматривается, что данный пункт регулирует срок оплаты за предоставленные коммунальные услуги. Пункт 38 устанавливает требования к содержанию платежного документа, что также подтверждается письмом Минрегион РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-РМ/07. Пункт 49 устанавливает обязанности исполнителя, предоставляющего коммунальные услуги. Пункты 1 и 3 устанавливают круг лиц и отношений, на которых распространяются «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам». По мнению суда, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.4 КоАП РФ заключается в совершении противоправных деяний: продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству. Однако, в постановлении по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Балухто А.В. не имеется указаний на то, что ООО «Жилкомсервис» оказывает либо оказывало коммунальные услуги не надлежащего качества жильцам <адрес> в <адрес>. Фактически Балухто А.В. вменились действия выразившиеся в том, что объем (количество) потребленной жильцами многоквартирного <адрес> электрической энергии, в части показаний индивидуальных приборов учета в жилых помещениях, управляющей организацией не указывается. Кроме этого, при расчете оплаты за электроснабжение учитываются показания индивидуального прибора учета, снятые гражданами. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП" при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.4 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров не надлежащего качества. При таких обстоятельствах суд находит доводы представителя Балухто А.В. об отсутствии в его действиях административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.14.4 КоАП РФ обоснованными. В соответствии с п.2 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения. На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Жалобу Балухто А. В. - удовлетворить. Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, о привлечении Балухто А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.14.4 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - отменить. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Брянский областной суд с подачей жалобы через Клинцовский городской суд. Председательствующий-судья: Сидоров Р.Н.