решение по жалобе на постановление об административном правонарушении



Дело №13-49/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

г.Клинцы                                                                                                       21 мая 2012 года

Клинцовский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Сидорова Р.Н.,

с участием: заявителя - Балухто А.В., в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания,

представителя заявителя Балухто А.В. по доверенности Бондаренко О.В.,

представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Брянской области в г. Клинцы - Романишко Н.В.,

при секретаре Науменко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционной инстанции дело по жалобе Балухто А. В. на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

         Балухто А.В. обратился в Клинцовский городской суд с жалобой на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.14.4 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В обоснование жалобы указал, что ДД.ММ.ГГГГ начальником территориального отдела управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Клинцовском, Гордеевском и <адрес>х Чиняевым В. И. он был подвергнут к административному наказанию по ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере трех тысяч рублей, за административное правонарушение, выразившееся в том, что объем (количество) потребленной жильцами многоквартирного <адрес> электрической энергии в платежном документе, в части показаний индивидуальных приборов учета в жилых помещениях, управляющей организацией ООО «Жилкомсервис» не указывается. При расчете оплаты за электроснабжение учитываются показания индивидуального прибора учета, снятые гражданами, проживающими в многоквартирном <адрес>, что является нарушением п.п.1, 3, 37, 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .Считает наложенное наказание, неправомерным, поскольку пункты 1, 3, 37, 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» не содержат требований к содержанию платежного документа, более того данные пункты не содержат требования об указании управляющей компанией объема (количества) потребленной жильцами многоквартирного <адрес> электрической энергии в платежном документе, в части показаний индивидуальных приборов учета в жилых помещениях.Указанное в постановлении административное правонарушениене основано     на нормахдействующего законодательства. В соответствии с п.23 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» при оборудовании многоквартирного дома коллективным прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется: для электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения 2 к «Правилам».Во исполнение требования вышеуказанной нормы, а также в соответствии с п.п.«е» п.49 «Правил» управляющая компания ежемесячно снимает показания коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов и заносит их в журнал.В виду того, что все квартиры собственников оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, показания по индивидуальным      приборам учетаснимаются собственникамисамостоятельно и заносятся в специальную графу квитанции.Расчет потребления электроэнергии осуществляется управляющей компанией по общедомовому прибору учета электроэнергии с учетом показаний индивидуальных приборов учета.Объем, потребленной электроэнергии в квитанции указываетсяуправляющей компанией.Для прозрачности произведенных расчетов, на каждой квитанции указывается показания общедомового прибора учета электроэнергии, показания индивидуального прибора учета и сумма показаний приборов учета всех собственников.Таким образом, при расчете платы за электроэнергию управляющая компания руководствуется действующим законодательством.«Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» содержат как права управляющих компаний и потребителей, так и их обязательства.В соответствии с п.п.«г» п.50 «Правил» управляющая компания имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета. Более того, в соответствии с подпунктом «е» пункта 52 «Правил» потребитель обязан в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний индивидуальных приборов учета.На основании вышеизложенного, очевидно, что нормыдействующего законодательства не содержат требования о ежемесячном снятии показаний индивидуальных приборов учета и указании их в платежном документе, минуя потребителя.В связи с чем, просил суд, отменить постановление по делу об административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником территориального отдела управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Клинцовском, Гордеевском и <адрес>х.

Представитель территориального отдела управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Клинцовском, Гордеевском и <адрес>х Романишко Н.В. в судебном заседании пояснил, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения ООО «Жилкомсервис» Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ. В результате проверки было установлено, что исполнительный директор ООО «Жилкомсервис» Балухто А. В. допустил нарушения законодательства Российской Федерации, повлекшие ущемление гарантированных законом жилищных прав граждан проживающих в многоквартирном <адрес>. Так, ДД.ММ.ГГГГ Клинцовской городской администрацией проведен конкурс по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилкомсервис» признано единственным участником конкурса по лоту в отношении 57 многоквартирных домов, в том числе по многоквартирному дому б по <адрес>.

Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

        Согласно п.1 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ - «Настоящие правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Под исполнителем в настоящих правилах понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Под потребителем понимается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

        В соответствии с п.49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.

       Согласно п.3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ деятельность по электроснабжению является одним из видов коммунальных услуг оказываемых исполнителем.

       Пунктом 37 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.

        Расчет за потребленную электроэнергию в многоквартирном <адрес> осуществляется на основании данных прибора общедомового учета и данных индивидуальных (квартирных) приборов учета.

       Согласно пункта 23 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с п.п. 1 п. 3 приложения к настоящим Правилам, а именно размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле.

         В соответствии с подпунктом «г» п.38 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в платежном документе указываются: - «Объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который:

- при расчетах с использованием показаний общедомовых приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом».

         В нарушение указанных требований законодательства Российской Федерации убьем (количество) потребленной жильцами многоквартирного <адрес> электрической энергии в платежном документе, в части показаний индивидуальных приборов учета в жилых помещениях, управляющей организацией ООО «Жилкомсервис» не указывается. При расчете оплаты за электроснабжение учитываются показания индивидуального прибора учета, снятые гражданами проживающими в многоквартирном <адрес>.Вышеуказанное нарушение жилищного законодательства РФ допущенное исполнительным директором управляющей организации ООО «Жилкомсервис» Балухто А. В. повлекло за собой нарушение прав и законных интересов граждан проживающих в многоквартирном <адрес>.

        По данному факту прокурором <адрес> было возбуждено производство об административном правонарушении и передано для рассмотрения в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, по результатам его рассмотрения было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении руководителя ООО «Жилкомсервис» к административной ответственности по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ. По его мнению, не ясно, как ООО «Жилкомсервис» ведет учет и оплату предоставляемых коммунальных услу<адрес> нарушения указанных в постановлении об административном правонарушении пунктов Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилкомсервис» нарушил п.п. «г» п.38 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам».

Представитель Балухто А.В. по доверенности Бондаренко О.В. пояснила, что в соответствии с п.23 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» при оборудовании многоквартирного дома коллективным прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется: для электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения 2 к «Правилам».Во исполнение требования вышеуказанной нормы, а также в соответствии с п.п.«е» п.49 «Правил» управляющая компания ежемесячно снимает показания коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов и заносит их в журнал.В виду того, что все квартиры собственников оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, показания по индивидуальным приборам учетаснимаются собственникамисамостоятельно и заносятся в специальную графу квитанции.Расчет потребления электроэнергии осуществляется управляющей компанией по общедомовому прибору учета электроэнергии с учетом показаний индивидуальных приборов учета.Объем, потребленной электроэнергии в квитанции указываетсяуправляющей компанией.Для прозрачности произведенных расчетов, на каждой квитанции указывается показания общедомового прибора учета электроэнергии, показания индивидуального прибора учета и сумма показаний приборов учета всех собственников.Таким образом, при расчете платы за электроэнергию управляющая компания руководствуется действующим законодательством.«Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» содержат как права управляющих компаний и потребителей, так и их обязательства.В соответствии с п.п. «г» п.50 «Правил» управляющая компания имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета. В соответствии с подпунктом «е» пункта 52 «Правил» потребитель обязан в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний индивидуальных приборов учета.На основании вышеизложенного, очевидно, что нормыдействующего законодательства не содержат требования о ежемесячном снятии показаний индивидуальных приборов учета и указании их в платежном документе, минуя потребителя. Кроме этого, пояснила, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.4 КоАП РФ заключается в совершении противоправных деяний, а именно: продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству. В данном случае, из постановления об административном правонарушении не усматривается, что ООО «Жилкомсервис» предоставил жильцам <адрес> услуги не надлежащего качества. В связи с чем, просила суд, отменить постановление по делу об административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником территориального отдела управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Клинцовском, Гордеевском и <адрес>х.

         Выслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;

"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

"управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;

Из п.37 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

В соответствии с п.п. «г» п.38 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который:

при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление);

при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом;

при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил;

при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения);

В соответствии с ч.1 ст.14.4 КоАП РФ, продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Из Письма Минрегион РФ от ДД.ММ.ГГГГ -РМ/07 следует, что при применении подпункта "г" пункта 38 Правил необходимо учитывать, что положения указанного пункта Правил не регулируют порядок расчета платы за коммунальные услуги, а устанавливают требования к содержанию платежного документа. Толкование указанного пункта как допускающего ограничение возможности применения для определения размера платы за коммунальные услуги показаний имеющихся в многоквартирном доме приборов учета неверно. Кроме того, Положения пункта 38 Правил, в том числе определение порядка указания в платежном документе объема (количества) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, не распространяются на отношения между собственниками помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственниками жилых домов и ресурсоснабжающей организацией, возникающие в порядке, установленном пунктом 7 Правил, на основании договора о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении, заключенного собственником жилого помещения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, не являющейся исполнителем коммунальных услуг (при отсутствии у нее обязательств по обслуживанию внутридомовых инженерных систем).

Министерство регионального развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" наделено правом, давать разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

В судебном заседании, со слов представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> и содержания постановления об административном правонарушении, установлено, что ООО «Жилкомсервис», по его мнению, допустило нарушения п.п.1, 3, 37, 38, 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. За что директор ООО «Жилкомсервис» был привлечен к административной ответственности. Существо нарушения заключалось в том, что объем (количество) потребленной жильцами многоквартирного <адрес> электрической энергии в платежном документе, в части показаний индивидуальных приборов учета в жилых помещениях, управляющей организацией ООО «Жилкомсервис» не указывается. Кроме этого, при расчете оплаты за электроснабжение учитываются показания индивидуального прибора учета, снятые гражданами, проживающими в многоквартирном <адрес>,

Проанализировав содержание указанных выше пунктов, суд пришел к следующему выводу. Согласно п.37 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», усматривается, что данный пункт регулирует срок оплаты за предоставленные коммунальные услуги. Пункт 38 устанавливает требования к содержанию платежного документа, что также подтверждается письмом Минрегион РФ от ДД.ММ.ГГГГ -РМ/07. Пункт 49 устанавливает обязанности исполнителя, предоставляющего коммунальные услуги. Пункты 1 и 3 устанавливают круг лиц и отношений, на которых распространяются «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам».

По мнению суда, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.4 КоАП РФ заключается в совершении противоправных деяний: продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству.

Однако, в постановлении по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Балухто А.В. не имеется указаний на то, что ООО «Жилкомсервис» оказывает либо оказывало коммунальные услуги не надлежащего качества жильцам <адрес> в <адрес>. Фактически Балухто А.В. вменились действия выразившиеся в том, что объем (количество) потребленной жильцами многоквартирного <адрес> электрической энергии, в части показаний индивидуальных приборов учета в жилых помещениях, управляющей организацией не указывается. Кроме этого, при расчете оплаты за электроснабжение учитываются показания индивидуального прибора учета, снятые гражданами.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП" при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.4 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров не надлежащего качества.

При таких обстоятельствах суд находит доводы представителя Балухто А.В. об отсутствии в его действиях административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.14.4 КоАП РФ обоснованными.

В соответствии с п.2 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.

        На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Балухто А. В. - удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, о привлечении Балухто А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.14.4 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - отменить.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Брянский областной суд с подачей жалобы через Клинцовский городской суд.

Председательствующий-судья:                                                   Сидоров Р.Н.