Дело № 13-39/12 РЕШЕНИЕ г. Клинцы 11 июля 2012 года Судья Клинцовского городского суда Брянской области Максименко А.И., с участием представителя заявителя Балухто А.В. по доверенности Бондаренко О.В., представителя территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в городе Клинцы, Клинцовском, Гордеевском и Красногорском районах Брянской области по доверенности Романишко Н.В., представителя ОАО «Брянскэнергосбыт» по доверенности Зубрицкого П.И., при секретаре Клыга О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Балухто А. В. на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Клинцовском, Гордеевском и <адрес>х Чиняевым В. И., установил: Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ вынесенным начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Клинцовском, Гордеевском и <адрес>х Чиняевым В.И. должностное лицо Балухто А. В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.4 ч. 1 КоАП РФ и подвергнут административному наказаию в виде штрафа в сумме три тысячи рублей. Балухто А.В. считая, что был привлечен к административной ответственности необоснованно, обратился в суд с жалобой на постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Клинцовском, Гордеевском и <адрес>х Чиняевым В.И., указывая в ней, что он привлечен к административной ответственности неправомерно, поскольку: п.1, 3, 37, 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утвержденных Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ - не содержат требований к содержанию платежного документа и не содержат указаний на порядок расчета за электрическую энергию, более того данные пункты не содержат требования об обязанности указания управляющей компанией объема (количества) потребленной жильцами многоквартирного <адрес> электрической энергии в платежном документе, в части показаний индивидуальных приборов учета в жилых помещениях. Таким образом, указанное в постановлении № административное правонарушение не основано на нормах действующего законодательства. В соответствии с п.23 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» при оборудовании многоквартирного дома коллективным прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется: для электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения 2 к «Правилам». Во исполнение требования вышеуказанной нормы, а также в соответствии с подпунктом «е» п.49 «Правил» управляющая компания ежемесячно снимает показания коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов и заносит их в журнал. В виду того, что все квартиры собственников оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии и индивидуальные приборы учета находятся в квартирах, показания по индивидуальным приборам учета снимаются собственниками самостоятельно и заносятся в специальную графу квитанции. Расчет потребления электроэнергии осуществляется управляющей компанией по общедомовому прибору учета электроэнергии с учетом показаний индивидуальных приборов учета. Объем, потребленной электроэнергии, в квитанции указывается управляющей компанией. Более того, для прозрачности произведенных расчетов, на каждой квитанции указывается показания общедомового прибора учета электроэнергии, показания индивидуального прибора учета и сумма показаний приборов учета всех собственников. Таким образом, при расчете платы за электроэнергию управляющая компания руководствуется действующим законодательством. «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» содержат как права управляющих компаний и потребителей, так и их обязательства. В соответствии с подпунктом «г» п.50 «Правил» управляющая компания имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета. Более того, в соответствии с подпунктом «е» пункта 52 «Правил» потребитель обязан в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний индивидуальных приборов учета. На основании вышеизложенного, очевидно, что нормы действующего законодательства не содержат требования о ежемесячном снятии показаний индивидуальных приборов учета управляющей компанией и указании их в платежном документе, минуя потребителя. В связи с чем просит суд постановление № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное начальником территориального отдела управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Клинцовском, Гордеевском и <адрес>х Чиняевым В.И. о привлечении его к административному наказанию по ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме три тысячи рублей - отменить, производство по делу прекратить. Представитель заявителя Балухто А.В. по доверенности Бондаренко О.В. в судебном заседании поддержала жалобу и просила её удовлетворить, а также показала, что в соответствии с п.23 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» при оборудовании многоквартирного дома коллективным прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется: для электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения 2 к «Правилам». Во исполнение требования вышеуказанной нормы, а также в соответствии с п.п.«е» п.49 «Правил» управляющая компания ежемесячно снимает показания коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов и заносит их в журнал. В виду того, что все квартиры собственников оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, показания по индивидуальным приборам учета снимаются собственниками самостоятельно и заносятся в специальную графу квитанции. Расчет потребления электроэнергии осуществляется управляющей компанией по общедомовому прибору учета электроэнергии с учетом показаний индивидуальных приборов учета. Объем, потребленной электроэнергии в квитанции указывается управляющей компанией. Для прозрачности произведенных расчетов, на каждой квитанции указывается показания общедомового прибора учета электроэнергии, показания индивидуального прибора учета и сумма показаний приборов учета всех собственников. Таким образом, при расчете платы за электроэнергию управляющая компания руководствуется действующим законодательством. «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» содержат как права управляющих компаний и потребителей, так и их обязательства. В соответствии с п.п. «г» п.50 «Правил» управляющая компания имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета. В соответствии с подпунктом «е» пункта 52 «Правил» потребитель обязан в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний индивидуальных приборов учета. На основании вышеизложенного, очевидно, что нормы действующего законодательства не содержат требования о ежемесячном снятии показаний индивидуальных приборов учета и указании их в платежном документе, минуя потребителя. Кроме того, пояснила, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ заключается в совершении противоправных деяний, а именно: продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству. В данном случае, из постановления об административном правонарушении не усматривается, что ООО «Жилкомсервис» предоставил жильцам <адрес> услуги не надлежащего качества. Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в городе Клинцы, Клинцовском, Гордеевском и <адрес>х <адрес> по доверенности Романишко Н.В., в судебном заседании пояснила, что изложенные в жалобе Балухто А.В. доводы являются необоснованными и просила суд оставить жалобу без удовлетворения. В судебном заседании начальник Западного межрайонного отделения ОАО «Брянскэнергосбыт» по доверенности Зубрицкий П.И. пояснил, что между ОАО «Брянскэнергосбыт» и ООО «Жилкомсервис» заключен договор на поставку электроэнергии. Расчет за потребленную электроэнергию ООО «Жилкомсервис» производит согласно п.22 и п.23 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно действующего законодательства, собственники жилых помещений несут ответственность по расчетам за потребленную электроэнергию. Собственники жилых помещений сами заполняют квитанции по оплате потребленной электроэнергии. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Бутрим Н.А. пояснила, что при расчете за потребленную электроэнергию ООО «Жилкомсервис» должен использовать показания общедомового счетчика и индивидуальных счетчиков. Обязанность управляющей компании снимать показания индивидуальных приборов учета электроэнергии вытекает, по её мнению, из п.38 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Выслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующему. Статья 14.4 ч. 1 КоАП РФ предусматривает административное правонарушение за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. В соответствии с п. 3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; "управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно- правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом; Из п.37 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. В соответствии с п.п. «г» п.38 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который: при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление); при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом; при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил; при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения). Из Письма Минрегион РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-РМ/07 следует, что при применении подпункта "г" пункта 38 Правил необходимо учитывать, что положения указанного пункта Правил не регулируют порядок расчета платы за коммунальные услуги, а устанавливают требования к содержанию платежного документа. Толкование указанного пункта как допускающего ограничение возможности применения для определения размера платы за коммунальные услуги показаний имеющихся в многоквартирном доме приборов учета неверно. Кроме того, Положения пункта 38 Правил, в том числе определение порядка указания в платежном документе объема (количества) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, не распространяются на отношения между собственниками помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственниками жилых домов и ресурсоснабжающей организацией, возникающие в порядке, установленном пунктом 7 Правил, на основании договора о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении, заключенного собственником жилого помещения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, не являющейся исполнителем коммунальных услуг (при отсутствии у нее обязательств по обслуживанию внутридомовых инженерных систем). Министерство регионального развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" наделено правом, давать разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно п.37 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», усматривается, что данный пункт регулирует срок оплаты за предоставленные коммунальные услуги. Пункт 38 устанавливает требования к содержанию платежного документа, что также подтверждается письмом Минрегион РФ от ДД.ММ.ГГГГ №- РМ/07. Пункт 49 устанавливает обязанности исполнителя, предоставляющего коммунальные услуги. Пункты 1 и 3 устанавливают круг лиц и отношений, на которых распространяются «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам». По мнению суда, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ заключается в совершении противоправных деяний: продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству. Однако, в постановлении по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Балухто А.В. не имеется указаний на то, что ООО «Жилкомсервис» оказывает либо оказывало коммунальные услуги не надлежащего качества жильцам <адрес> в <адрес>. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП" при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.4 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров не надлежащего качества. Проверяя законность и обоснованность принятого решения по делу об административном правонарушении в отношении Балухто А.В., суд приходит к выводу о том, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении не были исследованы в полном объёме все обстоятельства дела, чем были нарушены права Балухто А.В.. С учетом изложенного выше постановление по делу об административном правонарушении в отношении Балухто А.В. нельзя признать законным и оно подлежит отмене. В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии оснований, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ судом выносится решение. Одним из оснований прекращения производства по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ является отсутствие состава административного правонарушения. На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 ч.3 КоАП РФ, суд, решил: Жалобу Балухто А. В. на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Клинцовском, Гордеевском и <адрес>х Чиняевым В. И. - удовлетворить. Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, о привлечении Балухто А. В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.4 ч. 1 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Брянский областной суд с подачей жалобы через Клинцовский городской суд. Судья: Максименко А.И.