Дело № 11-13 (2011) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ с. Ключи 17 июня 2011 года 27 августа 2010 года Ключевский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Кирилловой В.Р., при секретаре Семенович Н.М., с участием сторон: представителя истца - Курмаза В.А., ответчика Анищенко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения <адрес> на решение мирового судьи судебного участка Ключевского района Алтайского края от 13 апреля 2011 года по иску Управления социальной защиты населения <адрес> к Анищенко А.А. о взыскании излишне выплаченной суммы субсидии, установил Управление социальной защиты населения по <адрес> (далее – управление соцзащиты) обратилось в суд с исковым заявлением к Анищенко А.А. о взыскании излишне выплаченной суммы субсидии, указывая, что Анищенко А.А. является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. 19 ноября 2010 года ответчику была назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 472 рубля 40 копеек на период с 1 декабря по 31 декабря 2010 года и 42 рубля 98 копеек на период с 1 января 2011 года по 31 мая 2011 года. Поскольку изменились стандарты стоимости на оплату жилищно-коммунальных услуг, истцом был произведен перерасчет субсидии и выявлено, что Анищенко А.А. излишне было выплачено 357 рублей 85 копеек. Данную сумму истец просит взыскать с ответчика. В ходе судебного заседания представитель истца Курмаз В.А. на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что в декабре 2010 года на лицевой счет Анищенко А.А. в Ключевское ОСБ была перечислена субсидия на твердое топливо авансом за шесть месяцев (декабрь 2010 года – май 2011 года) в сумме 429 рублей 42 копейки, по 71,57 рублей в месяц. С 1 января 2011 года изменились стандарты стоимости на оплату жилищно-коммунальных услуг. С указанного времени семья Анищенко А.А. не подпала под категорию граждан, имеющих право на субсидии. Вследствие чего истец считает, что за период с января по май 2011 года субсидия была выплачена ответчику без установленных законом оснований, поэтому подлежит возврату в сумме 357 рублей 85 копеек (71,57 рублей х 5). При этом счетная ошибка со стороны истца и недобросовестность со стороны ответчика отсутствуют. Ответчик Анищенко А.А. с исковыми требованиями не согласен и суду пояснил, что поскольку стандарты стоимости на оплату жилищно-коммунальных услуг изменились с 1 января 2011 года, а сумма субсидии ему была выплачена в декабре 2010 года, то она возврату не подлежит, так как закон не имеет обратной силы. 13 апреля 2011 года мировой судья вынес решение, которым в удовлетворении исковых требований Управления социальной защиты населения по Ключевскому району Алтайского края к Анищенко А.А. о взыскании излишне выплаченной суммы субсидии отказано, поскольку в силу п.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Не согласившись с данным решением, управление соцзащиты подало апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить, исковые требования удовлетворить. В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца - Курмаз В.А. настаивал на удовлетворении жалобы, мотивировав свою позицию тем, что субсидия за оплату твердого топлива была произведена Анищенко за период с декабря 2010 года по май 2011 года. Поскольку ответчик утратил право на субсидию с января 2011 года, излишне выплаченные суммы подлежат возврату. Ответчик Анищенко А.А. просил оставить решение мирового судьи в силе. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему: Анищенко А.А. действительно является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. 19 ноября 2010 года ему была назначена субсидия в размере 472 рубля 40 копеек на период с 1 декабря 2010 года и 42 рубля 98 копеек на период с 1 января 2011 года по 31 мая 2011 года, в том числе на твердое топливо авансом, единовременно, за весь период назначения субсидии (л.д.7). 13 января 2011 года был принят приказ № 1 Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, согласно которого с 1 января 2011 года изменились стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, размеры доли платы за твердое топливо в стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг, и семья Анищенко А.А. перестала относиться к категории граждан, имеющих право на субсидии. Управлением соцзащиты 13.01.2011 года произведен перерасчет ранее выплаченной субсидии, выявлена переплата субсидии Анищенко, которая составила 357 рублей 85 копеек. Настаивая на удовлетворении исковых требований, истец сослался на ст. 1102 ГК РФ, которая предусматривает, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Однако, как правильно указал мировой судья, в силу п.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер социальной поддержки граждан с низким уровнем доходов, которые в силу определенных причин не могут оплачивать жилищно-коммунальные услуги без серьезного ущерба для качества их жизни и здоровья. Поскольку недобросовестности ответчика или счетной ошибки при исчислении субсидии не имеется, полученная Анищенко сумма обратно взыскана быть не может. В данном случае следует иметь в виду, что Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующее правило: общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Суд отмечает, что положения п.28. Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 (с изменениями от 18 июня 2007 г., от 24 декабря 2008 г.), в котором установлено, что при изменении региональных стандартов (в случае, указанном в пункте 31 настоящих Правил, - местных стандартов), размеров действующих в субъекте Российской Федерации прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп, а также условий и порядка предоставления субсидий перерасчет размеров субсидий производится уполномоченным органом с даты вступления в силу соответствующих изменений без истребования у получателей субсидий каких-либо документов. Если размер субсидии, исчисленный исходя из новых региональных стандартов или размеров прожиточных минимумов, меньше размера ранее предоставленной (выплаченной) субсидии, возврат излишне выплаченных средств за период с даты вступления в силу соответствующих изменений до даты перерасчета размера субсидии не производится. В случае если вновь рассчитанный размер субсидии превышает прежний размер, то средства, недоплаченные за период с даты вступления в силу соответствующих изменений до даты перерасчета размера субсидии, подлежат перечислению получателю субсидии в порядке, установленном пунктом 50 настоящих Правил, не противоречат общим нормам о невозможности взыскания излишне выплаченных средств социальной поддержки. В ч. 4 ст. 159 ЖК РФ устанавливается обязательство предоставляющих субсидии органов перечислить сумму субсидии до наступления у гражданина обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, то есть субсидии представляют собой ежемесячное предварительное предоставление средств, предназначенных для непосредственной оплаты жилого помещения и коммунальных услуг и при общем порядке выплаты субсидии при изменении региональных стандартов возврат излишне выплаченных средств не предусмотрен. В исключение из общего правила, субсидия, предназначенная для оплаты приобретения получателем субсидии твердых видов топлива, выплачивается за весь период получения субсидии в первом месяце ее назначения, специального правового регулирования конкретно по данной субсидии в спорном случае не предусмотрено, поэтому мировой судья законно применил общие нормы гражданского кодекса. Обстоятельства дела исследованы мировым судьей полно и всесторонне, правильно применен материальный закон. Суд считает, что выводы мирового судьи соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона и апелляционная жалоба не содержит оснований к отмене решения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.327-330 ГПК РФ суд, определил: Решение мирового судьи судебного участка Ключевского района Алтайского края от 13 апреля 2011 года по иску Управления социальной защиты населения по Ключевскому району Алтайского края к Анищенко А.А. о взыскании излишне выплаченной суммы субсидии оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора. Председательствующий В.Р. Кириллова