Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
с. Ключи 30 сентября 2010 года
Ключевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи: Цапко Ю.И.,
при секретаре: Болотниковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ключевского района в интересах Афанасьева Н.И. к ООО «Т», администрации МО «И сельсовет» о признании незаконным расторжения одностороннем порядке договора о предоставлении коммунальных услуг, о возложении обязанности пролонгировать договор предоставления коммунальных услуг, признании незаконными бездействия администрации МО «И сельсовет» по организации теплоснабжения и водоснабжения квартиры Афанасьева Н.И.,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ключевского района Алтайского края обратился в суд в интересах Афанасьева Н.И.к ООО «Т», администрации МО «И сельсовет» о признании незаконным расторжения одностороннем порядке договора о предоставлении коммунальных услуг, о возложении обязанности пролонгировать договор предоставления коммунальных услуг, признании незаконными бездействия администрации МО «И сельсовет» по организации теплоснабжения и водоснабжения квартиры Б.
Из искового заявления следует, что Афанасьев Н.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Т» и Афанасьевым Н.И. заключен договор на предоставление коммунальных услуг. Срок действия данного договора истек 1 августа 2010 года.
15 июня 2010 года Афанасьевым Н.И. получено уведомление от директора ООО «Т» о непродлении договора на предоставление коммунальных услуг в связи с нерентабельностью предприятия.
Перестав обеспечивать квартиру Афанасьева Н.И. тепловой энергией и водой, ООО «Т» практически расторгло договор в одностороннем порядке, что противоречит положениям ГК РФ (ст. 309-310, ст. 548, 546) и условиям договора на предоставление услуг.
Кроме того, действия ООО «Т» по расторжению договора ставят под угрозу жизнь и здоровье Афанасьева Н.И., так как в отопительный период он будет лишен теплоснабжения.
В силу статьи 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьями 41, 42 Конституции РФ каждому гарантируется право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-Ф предусматривает, что под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов обитания на человека и обеспечиваются условия его жизнедеятельности.
Водоснабжение, теплоснабжение, питание, условия быта, труда и отдыха относятся к социальным факторам среды обитания человека.
Согласно ст. 8 названного закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Квартира Афанасьева Н.И. не оборудована печным отоплением. Таким образом, у него существует единственная возможность по обеспечению теплоснабжением своей квартиры, - это пролонгация договора на предоставление коммунальных услуг с ООО «Тепло - Инвест».
Из договора на предоставление коммунальных услуг (п. 2.2.1) «Хозяйствующий субъект» обязан обеспечить предоставление услуг в соответствии с правилами, информацией об услугах и техническими возможностями эксплуатируемых сетей.
Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор установлена законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 11 Правил № 167 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 отпуск (получение) питьевой воды осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичному договору, заключаемому абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно – канализационного хозяйства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила). В пункте 3 Правил под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Коммунальные услуги должны предоставляться надлежащего качества, т.е. отвечать требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 5 вышеуказанных Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
В соответствии с п. 6 Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе и отопление.
Отказ организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставлять потребителю воду или тепловую энергию в силу п. 3 ст. 426 ГК РФ не допускается.
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения тепло,- водоснабжения отнесена данным законом к вопросам местного значения поселения. Аналогичное положение содержится и в Уставе МО «И сельский совет » Ключевского района (ст. 3).
Согласно федерального закона № 190 – ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
При этом обязанность по организации в границах поселения теплоснабжения, и водоснабжения отнесена непосредственно к компетенции администрации поселения, являющегося исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения (п.19 ст. 38 Устава).
В данном случае администрация МО «И сельский совет» обязана предпринять достаточные меры для обеспечения жителей <адрес> и водоснабжением.
Учитывая вышеизложенное, ООО «Т» обязано возобновить исполнение своих обязательств по договорам, а администрация МО И сельского совета обязана организовать тепло, - водоснабжение в квартирах потребителей тепла.
Прошу суд при вынесении решения учесть также необходимость обеспечения населения благоприятными для проживания условиями жизни. Особенно, когда речь идет о социально незащищенной части населения – об инвалидах.
Прокурор Ключевского района просит суд:
1. Признать расторжение в одностороннем порядке договора, заключенного ООО «Т» с Афанасьевым Н.И. на предоставлении коммунальных услуг незаконным.
2. Обязать пролонгировать договор на предоставление коммунальных услуг, заключенный между ООО «Т» с Афанасьевым Н.И. и осуществлять поставку тепловой энергии и воды в соответствии с условиями договора.
3. Признать незаконным бездействие администрации МО «И сельский совет» по организации теплоснабжения и водоснабжения квартиры Афанасьева Н.И. расположенной по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Ключевского района Присяжных Т.Н. указанные доводы поддержала в полном объеме.
Истец Афанасьев Н.И. в судебное заседание не явился по состоянию здоровья.
Представитель ответчика ООО «Т» К. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что ООО в настоящее время не рентабельно, инвестор СПК «И» отказалось от выделения средств на поддержание системы обеспечения теплом и водой потребителей нет, предприятие находится на стадии банкротства, поэтому предупредили пользователей о прекращении подачи тепла. Владельцы квартир были задолго до этого предупреждены. Им было предложено сделать автономные системы отопления. Афанасьев Н.И. имеет автономное топление в доме. Кроме того, он имеет задолженность за пользование отоплением, но это не является причиной расторжения с ним договора на отопление и водоснабжение дома.
Представитель ответчика – МО «И сельский совет» С. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в связи с низким тарифом коммунальных услуг, отсутствием средств на ремонт и содержание отопительного оборудования, трассы, отсутствием денежных средств на приобретение угля для отопления помещений, Трижды собиралось собрание жителей села, предлагалось произвести предоплату в счет оплаты на отопление, но жители отказались. 15 июня 2010 года все пользователи теплоснабжения и водоснабжения были предупреждены о прекращении отопления в 2010-2011 г.г. Были приняты меры к установке автономного отопления и водоснабжения жителям села. Афанасьев Н.И. имеет в доме две печи автономного отопления, у него работает социальный работник.
Выслушав объяснения представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп.4 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.
Аналогичные положения изложены в Уставе МО «И сельсовет» в п.4 ст.3.
На основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания учредителей - членов СПК «И» в ООО «Т» были переданы водонапорные башни и здание котельной для обеспечения отопления села и обеспечения водой согласно Устава.
1 августа 2009 г. между ООО «Т» и Афанасьевым Н.И. заключен договор на предоставление коммунальных услуг. Срок действия данного договора истек 1 августа 2010 года.
15 июня 2010 года Афанасьевым Н.И. получено уведомление от директора ООО «Т» о непродлении договора на предоставление коммунальных услуг в связи с нерентабельностью предприятия.
Ответчик ООО «Т», являясь исполнителем коммунальных услуг по отоплению, в одностороннем порядке, расторг договор предоставления коммунальных услуг по отоплению жилого помещения Афанасьева Н.И. В обоснование действий по расторжению договора представитель ответчика МУП «И коммунальное хозяйство» сослался на отсутствие средств на ремонт теплотрассы и невозможностью в связи с этим эксплуатации теплосистемы; нерентабельностью дальнейшего предоставления услуг по отоплению.Кроме того ответчик указывает, что Афанасьев Н.И. имеет автономное отопление, его обслуживает социальный работник как инвалида, а поэтому его дом будет в зимнее время отапливаться.
Указанные доводы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку действующее законодательство не содержит положений о возможности расторжения договора предоставления коммунальных услуг по усмотрению исполнителя в одностороннем порядке в зависимости от уровня рентабельности. Напротив, регулирующие правоотношения исполнителя и потребителей в сфере коммунальных услуг Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, устанавливают право исполнителя приостановить либо ограничить предоставление коммунальных услуг в случае возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение; возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также в иных случаях, связанных с недобросовестным отношением потребителя к своим обязанностям (п.п. 79-86 Правил). При этом положений о возможности расторжения договора коммунальных услуг в одностороннем порядке названные Правила не содержат. Отсутствуют положения о расторжении публичного договора, к числу которых относится договор предоставления услуг по отоплению, и в нормах гражданского законодательства.
Имущество ООО «Т» стоит на балансе предприятия, в том числе и тепловые и водопроводные сети по договору передачи.
Согласно уведомления от 15 июня 2010 года ООО «Т» сообщило потребителю Афанасьеву Н.И. о том, что с 01 октября 2010 года прекращается подача теплоснабжения и водоснабжения в жилые дома.
Перестав обеспечивать квартиру Афанасьева Н.И. теплоснабжением и водоснабжением, ООО «Т» практически расторгло договор в одностороннем порядке, что противоречит положениям ГК РФ (ст. 309-310, ст. 548, 546) и условиям договора на предоставление услуг.
Кроме того, действия ООО «Т» по расторжению договора ставят под угрозу жизнь и здоровье Афанасьева Н.И., так как в отопительный период он будет лишен теплоснабжения.
Дом Афанасьева Н.И. оборудован печным отоплением, но необходимо учесть его состояние здоровья, возможность обеспечить себя теплом в зимнее время. Таким образом, у него существует единственная возможность по обеспечению теплоснабжением своей квартиры, это предоставление коммунальных услуг ООО «Т».
Указанные доводы прокурора судом принимаются во внимание, поскольку действующее Законодательство не содержит положений о возможности расторжения договора предоставления коммунальных услуг по усмотрению исполнителя.
При этом положений о возможности расторжения договора коммунальных услуг в одностороннем порядке названные Правила не содержат. Отсутствуют положения о расторжении публичного договора, к числу которых относится договор предоставления услуг по отоплению, и в нормах гражданского законодательства.
В соответствии с пп.4 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения. Аналогичные положения изложены в Уставе МО «И сельсовет» в п.4 ст.3.
Обязанность по содержанию теплотрассы в силу требования вышеназванных положений ст. 210 ГК РФ и пп.4 п.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» возложено на собственника этого имущества - ООО «Т».
При таких обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора в интересах Афанасьева Н.И. о признании незаконным расторжения в одностороннем порядке договора, заключенного ООО «Т» с Афанасьевым Н.И. о предоставлении коммунальных услуг, а также о возложении обязанности пролонгировать договор на предоставление коммунальных услуг, между ООО «Т» с Афанасьевым Н.И. и осуществлять поставку тепловой энергии и воды в соответствии с условиями договора.
Суд также находит незаконным бездействие администрации МО «И сельский совет» по организации теплоснабжения и водоснабжения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ключевского района в интересах Афанасьева Н.И. к ООО «Т», администрации МО «И сельсовет», удовлетворить.
Признать расторжение в одностороннем порядке договора, заключенного ООО «Т» с Афанасьевым Н.И. на предоставлении коммунальных услуг незаконным.
Обязать пролонгировать договор на предоставление коммунальных услуг, заключенный между ООО «Т» с Афанасьевым Н.И. и осуществлять поставку тепловой энергии и воды в соответствии с условиями договора.
Признать незаконным бездействие администрации МО «И сельский совет» по организации теплоснабжения и водоснабжения квартиры Афанасьева Н.И. расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, в кассационном порядке путем подачи жалобы через Ключевский районный суд.
Судья: Ю.И. Цапко
По состоянию на 06.10.2010 года решение не вступило в законную силу.
Верно
Судья Ю.И. Цапко
Секретарь судебного заседания М.А. Болотникова