о признании незаконным одностороннего расторжения договора о предоставлении коммунальных услуг



Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

с. Ключи 30 сентября 2010 года

Ключевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи: Цапко Ю.И.,

при секретаре: Болотниковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ключевского района в интересах Бродниковой Э.К. к МУП «К коммунальное хозяйство», администрации МО «К сельсовет» о признании незаконным расторжения одностороннем порядке договора о предоставлении коммунальных услуг, о возложении обязанности пролонгировать договор предоставления коммунальных услуг, признании незаконными бездействия администрации МО «К сельсовет» по организации теплоснабжения и водоснабжения квартиры Бродниковой Э.К.,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ключевского района Алтайского края обратился в суд в интересах Бродниковой Э.К. к МУП «К коммунальное хозяйствоо», администрации МО «К сельсовет» о признании незаконным расторжения одностороннем порядке договора о предоставлении коммунальных услуг, о возложении обязанности пролонгировать договор предоставления коммунальных услуг, признании незаконными бездействия администрации МО «К сельсовет» по организации теплоснабжения и водоснабжения квартиры Бродниковой Э.К.

Из искового заявления следует, что Бродникова Э.К. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

1 сентября 2005 г. между МУП «К КХ» и Бродниковой Э.К. заключен договор на предоставление коммунальных услуг, который пролонгирован 01.09.2009. Срок действия данного договора истек 31 августа 2010.

В конце июня 2010 года Бродниковой Э.К. получено уведомление от директора МУП «К КХ» о непродлении договора на предоставление коммунальных услуг в связи с нерентабельностью предприятия.

Перестав обеспечивать квартиру Бродниковой Э.К., МУП «К КХ» практически расторгло договор в одностороннем порядке, что противоречит положениям ГК РФ (ст. 309-310, ст. 548, 546) и условиям договора на предоставление услуг.

Кроме того, действия МУП «К КХ» по расторжению договора ставят под угрозу жизнь и здоровье Бродниковой Э.К., так как в отопительный период она будет лишена теплоснабжения.

В силу статьи 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьями 41, 42 Конституции РФ каждому гарантируется право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-Ф предусматривает, что под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов обитания на человека и обеспечиваются условия его жизнедеятельности.

Водоснабжение, теплоснабжение, питание, условия быта, труда и отдыха относятся к социальным факторам среды обитания человека.

Согласно ст. 8 названного закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Из договора на предоставление коммунальных услуг (п. 2.1.1) «Хозяйствующий субъект» обязан обеспечить предоставление услуг в соответствии с правилами, информацией об услугах и техническими возможностями эксплуатируемых сетей.

Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор установлена законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 11 Правил № 167 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 отпуск (получение) питьевой воды осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичному договору, заключаемому абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно – канализационного хозяйства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила). В пункте 3 Правил под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Коммунальные услуги должны предоставляться надлежащего качества, т.е. отвечать требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

Согласно пункту 5 вышеуказанных Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.

В соответствии с п. 6 Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе и отопление.

Отказ организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставлять потребителю воду или тепловую энергию в силу п. 3 ст. 426 ГК РФ не допускается.

В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения тепло,- водоснабжения отнесена данным законом к вопросам местного значения поселения. Аналогичное положение содержится и в Уставе МО «К сельский совет» Ключевского района (ст. 3).

Согласно федерального закона № 190 – ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

При этом обязанность по организации в границах поселения теплоснабжения, и водоснабжения отнесена непосредственно к компетенции администрации поселения, являющегося исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения (п.19 ст. 35 Устава).

В данном случае администрация МО «К сельский совет» обязана предпринять достаточные меры для обеспечения жителей <адрес> и водоснабжением.

Учитывая вышеизложенное, МУП «К коммунальное хозяйство» обязано возобновить исполнение своих обязательств по договорам, а администрация МО К сельского совета обязана организовать тепло, - водоснабжение в квартирах потребителей тепла.

Прошу суд при вынесении решения учесть также необходимость обеспечения населения благоприятными для проживания условиями жизни. Особенно, когда речь идет о социально незащищенной части населения – о пенсионерах.

Прокурор Ключевского района просит суд:

1. Признать расторжение в одностороннем порядке договора, заключенного МУП «К КХ» с Бродниковой Э.К. о предоставлении коммунальных услуг незаконным.

2. Обязать пролонгировать договор на предоставление коммунальных услуг, заключенный между МУП «К КХ» с Бродниковой Э.К. и осуществлять поставку тепловой энергии и воды в соответствии с условиями договора.

3. Признать незаконным бездействие администрации МО «К сельский совет» по организации теплоснабжения и водоснабжения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Ключевского района Присяжных Т.Н. и истица Бродникова Э.К. указанные доводы поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика МУП «К КХ» Х. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что МУП в настоящее время не рентабельно, средств на поддержание системы обеспечения теплом и водой потребителей нет, предприятие находится на стадии банкротства, поэтому предупредили пользователей о прекращении подачи тепла. Владельцы квартир были задолго до этого предупреждены. Им было предложено сделать автономные системы отопления.

Представитель ответчика – МО «К сельский совет» А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в связи с низким тарифом коммунальных услуг, МУП «К коммунальное хозяйство», отсутствием средств на ремонт и содержание отопительного оборудования, трассы, отсутствием денежных средств на приобретение угля для отопления помещений, 25 мая 2010 года все пользователи теплоснабжения и водоснабжения были предупреждены о прекращении отопления в 2010 году. Были приняты меры к установке автономного отопления и водоснабжения, по возможности оказывалась материальная помощь для установки отопления и водоснабжения, в том числе Бродниковой Э.К. было выделено 7000 рублей. А. указывает, что Бродниковой Э.К. сельсоветом была оказана посильная помощь для обеспечения ее в зимний период времени теплом и водой.

Выслушав объяснения истца и представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп.4 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

Аналогичные положения изложены в Уставе МО «К сельсовет» в п.4 ст.3.

Решением К сельского Собрания депутатов от 26 ноября 2008 года №20, К сельсоветом предоставлены в аренду МУП «К коммунальное хозяйство» имущество для осуществления полномочий по организации в границах МО тепло и водоснабжения. Согласно акта приема-передачи от 26 ноября 2008 года были переданы в аренду МУП здание центральной котельной с оборудованием, а также теплосети и другое имущество.

Бродникова Э.К. с 01 сентября 2005 года является пользователем коммунальных услуг по отоплению и водоснабжению, с ней заключен договор на предоставление коммунальных услуг.

24 мая 2010 года Бродникова Э.К. была предупреждена о прекращении услуг по тепло-водоснабжению в отопительном сезоне 2010-2011 г.г. в связи с нерентабельностью предприятия.

Ответчик МУП «К коммунальное хозяйство», являясь исполнителем коммунальных услуг по отоплению, в одностороннем порядке, расторг договор предоставления коммунальных услуг по отоплению жилого помещения истицы. В обоснование действий по расторжению договора представитель ответчика МУП «К коммунальное хозяйство» сослался на отсутствие средств на ремонт теплотрассы и невозможностью в связи с этим эксплуатации теплосистемы; нерентабельностью дальнейшего предоставления услуг по отоплению.

Указанные доводы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку действующее законодательство не содержит положений о возможности расторжения договора предоставления коммунальных услуг по усмотрению исполнителя в одностороннем порядке в зависимости от уровня рентабельности. Напротив, регулирующие правоотношения исполнителя и потребителей в сфере коммунальных услуг Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, устанавливают право исполнителя приостановить либо ограничить предоставление коммунальных услуг в случае возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение; возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также в иных случаях, связанных с недобросовестным отношением потребителя к своим обязанностям (п.п. 79-86 Правил). При этом положений о возможности расторжения договора коммунальных услуг в одностороннем порядке названные Правила не содержат. Отсутствуют положения о расторжении публичного договора, к числу которых относится договор предоставления услуг по отоплению, и в нормах гражданского законодательства.

Имущество МУП «К коммунальное хозяйство» стоит на балансе предприятия, в том числе и тепловые и водопроводные сети по договору аренды.

Согласно уведомлениям от 25 мая 2010 года МУП «К КХ» сообщило потребителям о том, что договор на предоставление тепловой энергии на новый отопительный сезон 2010-2011 г. не будет продлен, в связи с нерентабельностью предприятия.

Перестав обеспечивать квартиру Бродниковой Э.К. теплоснабжением и водоснабжением, МУП «К КХ» практически расторгло договор в одностороннем порядке, что противоречит положениям ГК РФ (ст. 309-310, ст. 548, 546) и условиям договора на предоставление услуг.

Кроме того, действия МУП «К КХ» по расторжению договора ставят под угрозу жизнь и здоровье Бродниковой Э.К., так как в отопительный период она будет лишена теплоснабжения.

Квартира Бродниковой Э.К. не оборудована печным отоплением. Таким образом, у нее существует единственная возможность по обеспечению теплоснабжением своей квартиры, это предоставление коммунальных услуг МУП «К КХ».

Указанные доводы судом принимаются во внимание, поскольку действующее Законодательство не содержит положений о возможности расторжения договора предоставления коммунальных услуг по усмотрению исполнителя.

При этом положений о возможности расторжения договора коммунальных услуг в одностороннем порядке названные Правила не содержат. Отсутствуют положения о расторжении публичного договора, к числу которых относится договор предоставления услуг по отоплению, и в нормах гражданского законодательства.

В соответствии с пп.4 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения. Аналогичные положения изложены в Уставе МО «К сельсовет» в п.4 ст.3.

Обязанность по содержанию теплотрассы в силу требования вышеназванных положений ст. 210 ГК РФ и пп.4 п.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» возложено на собственника этого имущества - МУП «К КХ».

При таких обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора в интересах Бродниковой Э.К. о признании незаконным расторжения в одностороннем порядке договора, заключенного МУП «К КХ» с Бродниковой Э.К. о предоставлении коммунальных услуг, а также о возложении обязанности пролонгировать договор на предоставление коммунальных услуг, между МУП «К КХ» с Бродниковой Э.К. и осуществлять поставку тепловой энергии и воды в соответствии с условиями договора.

Признать незаконным бездействие администрации МО «К сельский совет» по организации теплоснабжения и водоснабжения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ключевского района в интересах Бродниковой Э.К. к МУП «К коммунальное хозяйство», администрации МО «К сельсовет», удовлетворить.

Признать расторжение в одностороннем порядке договора, заключенного МУП «К КХ» с Бродниковой Э.К. о предоставлении коммунальных услуг незаконным.

Обязать пролонгировать договор на предоставление коммунальных услуг, заключенный между МУП «К КХ» с Бродниковой Э.К. и осуществлять поставку тепловой энергии и воды в соответствии с условиями договора.

Признать незаконным бездействие администрации МО «К сельский совет» по организации теплоснабжения и водоснабжения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, в кассационном порядке путем подачи жалобы через Ключевский районный суд.

Судья: Ю.И. Цапко