Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
с. Ключи 30 сентября 2010 года
Ключевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи: Цапко Ю.И.,
при секретаре: Болотниковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ключевского района в интересах Похожалова В.С. к МУП «П коммунальное хозяйство», администрации МО «П сельсовет» о признании незаконным расторжения одностороннем порядке договора о предоставлении коммунальных услуг, о возложении обязанности пролонгировать договор предоставления коммунальных услуг, признании незаконными бездействия администрации МО «П сельсовет» по организации теплоснабжения и водоснабжения квартиры Похожалова В.С.,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ключевского района Алтайского края обратился в суд в интересах Похожалова В.С. к МУП «П коммунальное хозяйство», администрации МО «П сельсовет» о признании незаконным расторжения одностороннем порядке договора о предоставлении коммунальных услуг, о возложении обязанности пролонгировать договор предоставления коммунальных услуг, признании незаконными бездействия администрации МО «П сельсовет» по организации теплоснабжения и водоснабжения квартиры Похожалова В.С.,
В исковом заявлении прокурор указывает, что в ходе проведения проверки доводов заявителя Похожалова В.С. установлено, что Похожалов В.С. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации П сельсовета от 12 марта 2007 года № создано УП «П коммунальное хохзяйство».
На основании решения собрания депутатов П сельсовета от 16 июня 2010 года прекращен договор аренды котельных и оборудования между МО сельское поселение «П сельсовет» и МУП «П коммунальное хозяйство» от 17 мая 2007 года и дополнительного соглашения к договору аренды от 21 октября 2009 года с 17 июня 2010 года.
Письменный договор на предоставление коммунальных услуг МУП «П коммунальное хозяйство» с Похожаловым В.С. не заключен, хотя фактически услуги по водоснабжению и теплоснабжению ему предоставлялись в полном объеме и им проводилась и проводится оплата за данные услуги в настоящее время.
Данные обстоятельства свидетельствуют о заключении договора на предоставление коммунальных услуг. Согласно ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Имущество МУП «П коммунальное хозяйство» стоит на балансе предприятия, в том числе и тепловые и водопроводные сети по договору аренды с 17 мая 2010 года.
Согласно уведомлениям от 31 мая 2010 года МУП «П КХ» сообщило потребителям о том, что договор на предоставление тепловой энергии на новый отопительный сезон 2010-2011 г. не будет продлен, в связи с нерентабельностью предприятия.
Перестав обеспечивать квартиру Похожалова В.С. теплоснабжением и водоснабжением, МУП «П КХ» практически расторгло договор в одностороннем порядке, что противоречит положениям ГК РФ (ст. 309-310, ст. 548, 546) и условиям договора на предоставление услуг.
Кроме того, действия МУП «П КХ» по расторжению договора ставят под угрозу жизнь и здоровье Похожалова В.С., так как в отопительный период он будет лишен теплоснабжения.
В силу статьи 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьями 41, 42 Конституции РФ каждому гарантируется право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-Ф предусматривает, что под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов обитания на человека и обеспечиваются условия его жизнедеятельности.
Водоснабжение, теплоснабжение, питание, условия быта, труда и отдыха относятся к социальным факторам среды обитания человека.
Согласно ст. 8 названного закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Квартира Похожалова В.С. не оборудована печным отоплением. Таким образом, у него существует единственная возможность по обеспечению теплоснабжением своей квартиры, это пролонгация договора на предоставление коммунальных услуг с МУП «П КХ».
Из объяснения директора МУП «П КХ» Д. следует, что в настоящее время предприятие работает в нормальном режимелонгация договора на предоставление коммунальных услуг с МУ».
Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор установлена законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 11 Правил № 167 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 отпуск (получение) питьевой воды осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичному договору, заключаемому абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно – канализационного хозяйства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила). В пункте 3 Правил под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Коммунальные услуги должны предоставляться надлежащего качества, т.е. отвечать требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 5 вышеуказанных Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
В соответствии с п. 6 Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе и отопление.
Отказ организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставлять потребителю воду или тепловую энергию в силу п. 3 ст. 426 ГК РФ не допускается.
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения тепло,- водоснабжения отнесена данным законом к вопросам местного значения поселения. Аналогичное положение содержится и в Уставе МО «П сельский совет» Ключевского района (ст. 3).
Согласно федерального закона № 190 – ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
При этом обязанность по организации в границах поселения теплоснабжения, и водоснабжения отнесена непосредственно к компетенции администрации поселения, являющегося исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения (п.19 ст. 35 Устава).
В данном случае администрация МО «П сельский совет» обязана предпринять достаточные меры для обеспечения жителей <адрес> и водоснабжением.
Учитывая вышеизложенное, МУП «П коммунальное хозяйство» обязано возобновить исполнение своих обязательств по договорам, а администрация МО «П сельсовет» обязана организовать тепло, - водоснабжение в квартирах потребителей тепла.
Кроме того, прокурор просит суд при вынесении решения учесть также необходимость обеспечения населения благоприятными для проживания условиями жизни. Особенно, когда речь идет о социально незащищенной части населения – о пенсионерах.
Прокурор Ключевского района просит суд
1. Признать расторжение в одностороннем порядке договора, заключенного МУП «П КХ» с Похожаловым В.С. о предоставлении коммунальных услуг незаконным.
2. Обязать заключить договор на предоставление коммунальных услуг, между МУП «П КХ» с Похожаловым В.С. и осуществлять поставку тепловой энергии и воды в соответствии с условиями договора.
3. Признать незаконным бездействие администрации МО «П сельский совет» по организации теплоснабжения и водоснабжения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Ключевского района Присяжных Т.Н. и истец Похожалов В.С. указанные доводы поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика МУП «П КХ» и представитель ответчика МО «П сельский совет» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп.4 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.
Из постановления администрации П сельсовета № от 12.03.2007 г. (л.д.26), договора аренды котельных и оборудования от 07.05.2007 года (л.д.27-28) и акта приема-передачи от 07.05.2007 года (л.д.25), следует, что принадлежащие МО «П сельский совет» имущество, в том числе котельные и оборудование сел <адрес>, переданы во временное пользование и владение МУП «П КХ» в целях обеспечения теплом <адрес> и <адрес>.
На основании решения собрания депутатов П сельсовета от 16 июня 2010 года прекращен договор аренды котельных и оборудования между МО сельское поселение «П сельсовет» и МУП «П коммунальное хозяйство» от 17 мая 2007 года и дополнительного соглашения к договору аренды от 21 октября 2009 года с 17 июня 2010 года.
Письменный договор на предоставление коммунальных услуг МУП «П коммунальное хозяйство» с Похожаловым В.С. не заключен, хотя фактически услуги по водоснабжению и теплоснабжению ему предоставлялись в полном объеме и им проводилась и проводится оплата за данные услуги в настоящее время.
Данные обстоятельства свидетельствуют о заключении договора на предоставление коммунальных услуг. Согласно ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Имущество МУП «П коммунальное хозяйство» стоит на балансе предприятия, в том числе и тепловые и водопроводные сети по договору аренды.
Согласно уведомлениям от 31 мая 2010 года МУП «П КХ» сообщило потребителям о том, что договор на предоставление тепловой энергии на новый отопительный сезон 2010-2011 г. не будет продлен, в связи с нерентабельностью предприятия.
Перестав обеспечивать квартиру Похожалова В.С. теплоснабжением и водоснабжением, МУП «П КХ» практически расторгло договор в одностороннем порядке, что противоречит положениям ГК РФ (ст. 309-310, ст. 548, 546) и условиям договора на предоставление услуг.
Кроме того, действия МУП «П КХ» по расторжению договора ставят под угрозу жизнь и здоровье Похожалова В.С., так как в отопительный период он будет лишен теплоснабжения.
Квартира Похожалова В.С. не оборудована печным отоплением. Таким образом, у него существует единственная возможность по обеспечению теплоснабжением своей квартиры, это пролонгация договора на предоставление коммунальных услуг с МУП «П КХ».
Указанные доводы судом принимаются во внимание, поскольку действующее Законодательство не содержит положений о возможности расторжения договора
предоставления коммунальных услуг по усмотрению исполнителя.
Регулирующие правоотношения исполнителя и потребителей в сфере коммунальных услуг Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, устанавливают право исполнителя приостановить либо ограничить предоставление коммунальных услуг в случае возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение; возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также в иных случаях, связанных с недобросовестным отношением потребителя к своим обязанностям (п.п. 79-86 Правил).
При этом положений о возможности расторжения договора коммунальных услуг в одностороннем порядке названные Правила не содержат. Отсутствуют положения о расторжении публичного договора, к числу которых относится договор предоставления услуг по отоплению, и в нормах гражданского законодательства.
В соответствии с пп.4 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения. Аналогичные положения изложены в Уставе МО «П сельсовет» в п.4 ст.3.
Обязанность по содержанию теплотрассы в силу требования вышеназванных положений ст. 210 ГК РФ и пп.4 п.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» возложено на собственника этого имущества - МУП «П КХ».
При таких обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора в интересах Похожалова В.С. о признании незаконным расторжения в одностороннем порядке договора, заключенного МУП «П КХ» с Похожаловым В.С. о предоставлении коммунальных услуг, а также о возложении обязанности заключить договор на предоставление коммунальных услуг, между МУП «П КХ» с Похожаловым В.С. и осуществлять поставку тепловой энергии и воды в соответствии с условиями договора.
Признать незаконным бездействие администрации МО «П сельский совет» по организации теплоснабжения и водоснабжения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ключевского района в интересах Похожалова В.С. к МУП «П коммунальное хозяйство», администрации МО «П сельсовет», удовлетворить.
Признать расторжение в одностороннем порядке договора, заключенного МУП «П коммунальное хозяйство» с Похожаловым В.С. о предоставлении коммунальных услуг незаконным.
Обязать пролонгировать договор на предоставление коммунальных услуг, заключенный между МУП «П коммунальное хозяйство» с Похожаловым В.С. и осуществлять поставку тепловой энергии и воды в соответствии с условиями договора.
Признать незаконным бездействие администрации МО «П сельский совет» по организации теплоснабжения и водоснабжения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, в кассационном порядке путем подачи жалобы через Ключевский районный суд.
Судья: Ю.И. Цапко