об устранении нарушений законодательства об отходах и производства



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Ключи ДД.ММ.ГГГГ

Ключевский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего: судьи Цапко Ю.И.,

с участием заместителя прокурора Ключевского района Болдыревой О.С.,

при секретаре: Болотниковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ключевского района в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации К и П сельских советов, об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ключевского района обратился в суд с иском в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации П сельского совета, Яковлеву В.В. об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, указывая на то, что проверкой, проведенной прокуратурой Ключевского района соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды установлены нарушения при размещении на территории <адрес> и <адрес> несанкционированных свалок.

Так, в <адрес> в переулке между домами № и № в 15 метрах в северо-западном направлении расположена не санкционированная свалка, состоящая из навоза, 1,5 литровых бутылок, коробок, чайников, кастрюль, пакетов общими размерами 7,2 х 8 м.

В <адрес> <адрес> в 1,5 метрах от указанного адреса в западном направлении расположена не санкционированная свалка, состоящая из веток, навоза, тряпок, пакетов, 1,5 литровых бутылок общими размерами 4,5 х 6 м.

В <адрес> <адрес>) в 7 метрах от указанного адреса в юго-западном направлении расположена не санкционированная свалка, состоящая из веток, мешков, бутылок различной емкости, пластиковых стаканов, ведер, шлака, банок и другого мусора, общими размерами 5 х 6 м.

В <адрес> около хозяйственных построек по указанному адресу в северо-западном направлении расположена не санкционированная свалка, состоящая из навоза, бутылок различной емкости и другого мусора общими размерами 4 х 3 м.

В <адрес>, напротив многоквартирного дома по указанному адресу в 38 метрах расположена не санкционированная свалка, состоящая из бутылок различной емкости, полиэтиленовых пакетов, тряпок, бумажных коробок, остатков пищи и другого мусора общими размерами 4 х 5 м.

В <адрес>, около здания на северо-запад по указанному адресу расположена не санкционированная свалка, состоящая из навоза, бутылок различной емкости, полиэтиленовых пакетов, веток, бумажных коробок, и другого мусора общими размерами 5 х 2 м.

В <адрес>, в 12 метрах от указанного адреса на юго-запад расположена не санкционированная свалка, состоящая из навоза, бутылок различной емкости, полиэтиленовых пакетов, веток, и другого мусора общими размерами 5 х 2 м.

В <адрес>, около хозяйственных построек на северо-восток расположена не санкционированная свалка, состоящая из навоза, бутылок различной емкости, лент, тряпок, и другого мусора общими размерами 4 х 4 м.

В <адрес>, в 27 метрах по указанному адресу на запад расположена не санкционированная свалка, состоящая из бутылок различной емкости, полиэтиленовых пакетов, тряпок, веток, и другого мусора общими размерами 4 х 4 м.

В <адрес>, в 20 метрах по указанному адресу на запад расположена не санкционированная свалка, состоящая из веток, бумажных коробок, тряпок, контейнеров, чемоданов, и другого мусора общими размерами 5 х 5 м.

В <адрес>, в 25 метрах по указанному адресу на запад расположена не санкционированная свалка, состоящая из навоза, пластиковых бутылок, поломанного шифера, и другого мусора общими размерами 4 х 5 м.

В <адрес>, в 30 метрах по указанному адресу на запад расположена не санкционированная свалка, состоящая из бутылок различной емкости, полиэтиленовых пакетов, тряпок, веток и другого мусора общими размерами 4 х 5 м.

В связи с чем, прокурор Ключевского района просит суд обязать ответчиков устранить нарушения действующего законодательства по сбору, обезвреживанию, использованию, транспортированию, размещению отходов производства и потребления, имеющихся на загрязненных указанными отходами территории, установив срок устранения до 1 ноября 2010 года.

В судебном заседании заместитель прокурора Болдырева О.С. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд установить срок устранения нарушения законодательства об отходах производства и потребления до 1 ноября 2010 года..

Представитель ответчика администрации Муниципального образования «К сельсовет» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации Муниципального образования «П сельсовет» Коновалова Г.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась.

Представитель третьего лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах Жежера А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.

Суд, выслушав заместителя прокурора Болдыреву О.С., пояснения представителя ответчика администрации МО «П сельсовет» Коновалову Г.А., представителя третьего лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах Жежера А.В., изучив материалы дела, находит исковые требования к администрации МО «К сельсовет» подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 54 Закона РФ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления обязаны принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению отходов производства и потребления, соблюдать действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила.

Согласно ч.1 ст.35 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окру­жающей среды, обеспечения экологической безопасности с учетом бли­жайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдени­ем приоритета сохранения благоприятной окружающей среды.

Согласно ч.3 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ввод в эксплуатацию постро­енных и реконструированных объектов допускается при наличии санитар­но-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитар­ным правилам. Такое заключение органами местного самоуправления не представлено.

Ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» преду­смотрено обязательное проведение государственной экологической экспер­тизы на уровне субъекта РФ для технико-экономических обоснований и про­ектов строительства, реконструкции организаций и иных объектов хозяйст­венной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности. Соответственно проект свалки на государственную экологическую экспертизу не представлялся.

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и по­требления» создание объектов размещения отходов допускается на основа­нии разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами производ­ства; определение места строительства объектов размещения отходов осуще­ствляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государ­ственной экологической экспертизы; запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.

В соответствии со ст.ст.51,52 Закона РФ «Об охране окружающей среды» отходы производства подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для ок­ружающей среды, запрещается сброс отходов производства в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания расте­ний, животных и других организмов вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются санитарно-защитные зоны.

В соответствии с п.2 2, 3.1 и 3.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых от­ходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитар­ного врача РФ №16 от 30.05.2001 г., участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Выбран­ный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

Согласно п.3.2. указанных правил размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона составляет 500 м.

В нарушение указанных требований на территории с. Каип, с. Петухи, с. Западный Угол расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов не от­вечающие предъявляемым требованиям: участки под размещение свалок ТБО в установленном порядке не отведены, отсутствует разрешение на их созда­ние; гидрологические и другие исследования участков не проводились; объекты размещены на территории населенных пунктов; санитарно-защитная зона не выдержана.

В соответствии с п. 4.15. СанПиН 3.2.1333-03 Охрана окружающей среды от загрязнения яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцистами) кишечных патогенных простейших обеспечивается проведением следующих мероприятий:

- поддержанием чистоты территорий населенных мест, животноводческих ферм и комплексов, фермерских и крестьянских хозяйств;

- сбором, хранением и обеззараживанием твердых бытовых отходов;

В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положения содержится в Уставе муниципального образования.

Несанкционированная свалка расположена на территории Муниципального образования, в соответствии с кадастровым планом не находится на участке зарегистрированном за конкретным гражданином или организацией, соответственно находится в ведении МО.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 17 Основ законодательства об охране здоровья граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).

Согласно статьи 13 Земельного кодекса РФ ч. 1, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

П. 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

П. 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды и ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздейст­вия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вред­ного воздействия на человека.

На основании ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно ч.3 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей сре­ды» прекращение в полном объеме размещения, эксплуатации сооружений и иных объектов осуществляется на основании решения суда.

Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей сел Каип, Петухи, Западный Угол на благоприятную окружающую среду, на здоровье, охраняемые и гарантированные Кон­ституцией РФ. Кроме этого, эксплуатация указанной свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном рай­оне, вспышке и распространению инфекционных заболеваний, что также подтверждается информацией ТО Роспотребнадзора.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления в селах Каип, Петухи, Западный Угол были выявлены грубые нарушения природоохранного законодательства, которые ставят под угрозу права жителей села на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ. На территории сел размещены несанкционированные свалки отходов производства и потребления, эксплуатация которых может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном месте, вспышке и распространению инфекционных заболеваний. Участки под размещение свалок твердых бытовых отходов в установленном порядке не отведены, отсутствует разрешение на их создание, гидрологические и другие исследования участков не проводились, объекты размещены на территории сел, санитарно-защитная зона не выдержана.

В <адрес> в переулке между домами № и № в 15 метрах в северо-западном направлении расположена не санкционированная свалка, состоящая из навоза, 1,5 литровых бутылок, коробок, чайников, кастрюль, пакетов общими размерами 7,2 х 8 м.

В <адрес> <адрес> в 1,5 метрах от указанного адреса в западном направлении расположена не санкционированная свалка, состоящая из веток, навоза, тряпок, пакетов, 1,5 литровых бутылок общими размерами 4,5 х 6 м.

В <адрес> <адрес>) в 7 метрах от указанного адреса в юго-западном направлении расположена не санкционированная свалка, состоящая из веток, мешков, бутылок различной емкости, пластиковых стаканов, ведер, шлака, банок и другого мусора, общими размерами 5 х 6 м.

В <адрес> около хозяйственных построек по указанному адресу в северо-западном направлении расположена не санкционированная свалка, состоящая из навоза, бутылок различной емкости и другого мусора общими размерами 4 х 3 м.

В <адрес>, напротив многоквартирного дома по указанному адресу в 38 метрах расположена не санкционированная свалка, состоящая из бутылок различной емкости, полиэтиленовых пакетов, тряпок, бумажных коробок, остатков пищи и другого мусора общими размерами 4 х 5 м.

В <адрес>, около здания на северо-запад по указанному адресу расположена не санкционированная свалка, состоящая из навоза, бутылок различной емкости, полиэтиленовых пакетов, веток, бумажных коробок, и другого мусора общими размерами 5 х 2 м.

В <адрес>, в 12 метрах от указанного адреса на юго-запад расположена не санкционированная свалка, состоящая из навоза, бутылок различной емкости, полиэтиленовых пакетов, веток, и другого мусора общими размерами 5 х 2 м.

В <адрес>, около хозяйственных построек на северо-восток расположена не санкционированная свалка, состоящая из навоза, бутылок различной емкости, лент, тряпок, и другого мусора общими размерами 4 х 4 м.

В <адрес>, в 27 метрах по указанному адресу на запад расположена не санкционированная свалка, состоящая из бутылок различной емкости, полиэтиленовых пакетов, тряпок, веток, и другого мусора общими размерами 4 х 4 м.

В <адрес>, в 20 метрах по указанному адресу на запад расположена не санкционированная свалка, состоящая из веток, бумажных коробок, тряпок, контейнеров, чемоданов, и другого мусора общими размерами 5 х 5 м.

В <адрес>, в 25 метрах по указанному адресу на запад расположена не санкционированная свалка, состоящая из навоза, пластиковых бутылок, поломанного шифера, и другого мусора общими размерами 4 х 5 м.

В <адрес>, в 30 метрах по указанному адресу на запад расположена не санкционированная свалка, состоящая из бутылок различной емкости, полиэтиленовых пакетов, тряпок, веток и другого мусора общими размерами 4 х 5 м.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя ответчика МО «П сельсовет» Коноваловой Г.А., представителя третьего лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах Жежера А.В., а также справкой о проведении проверки исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства на территории сел Каип, Петухи, Западный Угол, копиями Уставов МО «П сельсовет», МО «К сельсовет».

Таким образом, несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные на территории сел Каип, Петухи, Западный Угол не соответствуют требованиям действующего законодательства, создают реальную опасность для окружающей среды, нарушают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, и их дальнейшее использование может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что исковые требования прокурора Ключевского района в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации «К сельсовет», Администрации «П сельсовет» об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ч.1 ст.1065 ГК РФ, ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ключевского района в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию Муниципального образования «К сельсовет» Ключевского района Алтайского края: в <адрес> устранить нарушения действующего законодательства по сбору, обезвреживанию, использованию, транспортированию, размещению отходов производства и потребления в <адрес>: на <адрес> в переулке между домами № и № в 15 метрах в северо-западном направлении; на <адрес> <адрес> в 1,5 метрах от указанного адреса в западном направлении, очистив указанные территории путем вывоза мусора на свалку до 1 ноября 2010 года.

Обязать Администрацию Муниципального образования «П сельсовет» Ключевского района Алтайского края: в <адрес> и в <адрес> устранить нарушения действующего законодательства по сбору, обезвреживанию, использованию, транспортированию, размещению отходов производства и потребления: в <адрес> <адрес> в 7 метрах от указанного адреса в юго-западном направлении; в <адрес>: на <адрес> около хозяйственных построек по указанному адресу в северо-западном направлении; на <адрес>, напротив многоквартирного дома по указанному адресу в 38 метрах; на <адрес>, около здания на северо-запад по указанному адресу; на <адрес>, в 12 метрах от указанного адреса на юго-запад; на <адрес>, около хозяйственных построек на северо-восток; на <адрес>, в 27 метрах по указанному адресу на запад; на <адрес>, в 20 метрах по указанному адресу на запад; на <адрес>, в 25 метрах по указанному адресу на запад; на <адрес>, в 30 метрах по указанному адресу на запад, очистив указанные территории путем вывоза мусора на свалку до 1 ноября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней через Ключевский районный суд.

Председательствующий Ю.И. Цапко