Дело №2-169/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 октября 2011 года с. Ключи Ключёвский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Шевченко В.И., с участием пом. прокурора Присяжных Т.Н., при секретаре Рощиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ключевского района в интересах вдовы ветерана Великой Отечественной войны Королевой З.С. к Администрации Ключевского района Алтайского края о признании отказа о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, незаконным, понуждении провести обследование жилого дома для решения вопроса о пригодности (непригодности) проживания граждан межведомственной комиссией, созданной для этих целей, у с т а н о в и л: Прокурор Ключевского района обратился в суд в интересах вдовы ветерана Великой Отечественной войны Королевой З.С. с иском к Администрации Ключевского района Алтайского края о признании отказа о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, незаконным, понуждении провести обследование жилого дома для решения вопроса о пригодности (непригодности) проживания граждан межведомственной комиссией, созданной для этих целей. В обоснование требований прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ Королева З.С. обратилась в жилищную комиссию администрации Ключевского района Алтайского края с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, что она является собственником жилого дома, расположенного в <адрес>, который отвечает требованиям, установленным для жилых помещений, аварийным, подлежащим сносу оно не признано, кроме того, общая площадь указанного дома составляет 40 кв.м, при учетной норме по Ключевскому району в 12 кв.м на человека. С решением жилищной комиссии прокурор не согласен, поскольку Королева З.С. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку в жилом помещении, в котором она проживает, нет удобств для проживания, оно требует капитального ремонта, заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ею подано в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах», ст. ст. 51, 52 ЖК РФ. Кроме того, по результатам проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией Алтайского края, установлено, что администрацией Ключевского района были нарушены нормы действующего законодательства в части применения порядка признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, вопрос о пригодности жилого дома в <адрес> для проживания, межведомственной комиссией не рассматривался. Считая, что ответчик формально подошел к решению вопроса о постановке вдовы ветерана ВОВ Королевой З.С. на учет, просит признать незаконным отказ ответчика в принятии Королевой З.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать провести обследование жилого дома для решения вопроса о пригодности (непригодности) проживания граждан межведомственной комиссией, созданной для этих целей. В судебном заседании пом. прокурора Присяжных Т.Н. заявленные ранее исковые требования уточнила и увеличила их, просила признать отказ жилищной комиссии администрации Ключевского района Алтайского края в принятии Королевой З.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, обязать администрацию Ключевского района Алтайского края поставить Королеву З.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, указав, что истица проживает в старом жилом доме, стены деревянные, имеют значительный износ, доски и бревна имеют трещины, крыша покрыта шифером, который имеет сколы, покрытие конька кровли неплотное, имеются следы гниения, дом ремонту не подлежит. Истец Королева З.С. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена, согласно представленного заявления, просила рассмотреть дело без ее участия, на иске настаивает. Представитель ответчика - администрации Ключевского района Алтайского края – Покатилова И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. Согласно представленного заявления, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика, с иском не согласны. Представитель третьего лица- Государственной жилищной инспекции Алтайского края в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке. Суд, выслушав пом. прокурора Присяжных Т.Н., исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах», указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, предусматривающие, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 21 указанного закона, меры социальной поддержки предоставляются супруге погибшего (умершего) инвалида войны, участника ВОВ, не вступившего в повторный брак, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Постановлением Правительства РФ № 47 от 20.01.2006 года утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с п. 4 Положения, жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. При этом в силу п.п. 10,12, 15,16,22 Раздела 2 «Требования, которым должно отвечать жилое помещение» Положения, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию. Жилые помещения должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств. Высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах IА, IБ, IГ, IД и IVа должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах - не менее 2,5 м. Высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м. Согласно п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Судом установлено, что Королева З.С. является вдовой ветерана и инвалида Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах». В настоящее время Королева З.С. зарегистрирована и проживает в жилом доме, общей площадью 40 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, который куплен семьей Королевых в 1948 году и в установленном законом порядке не оформлен. Указанное жилое помещение не соответствует санитарным, строительно - техническим правилам, нормам и нормам пожарной безопасности, которые регламентируются СНиП -2.08.01-98*, СНиП 2.01.02-85*, СНиП 2.04.05-91*, СНиП 23-05-95, «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» № 47 от 28.01.2006г. Так, в нем имеются деформации несущих и ограждающих конструкций: фундамент практически разрушен, сквозные дыры замазаны глиной, заложены кирпичом трещины, что нарушает несущую способность фундамента в целом и ведет к оседанию отдельных участков здания, отсутствие отмостки по периметру жилого дома ведет к разрушению фундамента, что снижает несущую способность конструкции, видимые разрушения кровли дают возможность талой воде с крыши попадать на чердак, что способствует разрушению и гниению древесины. Толщина стены дома 30-35 см с обшивкой тесом, бревна и доски имеют трещины, разрушения и местами повреждены гнилью. Нижние венцы поражены гнилью, т.е. не имеют антисептированную защиту, что ведет к разрушению древесины и промерзанию стен в зимнее время года. Данные обстоятельства подтверждаются: - копией удостоверения серии А № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого видно, что предъявитель удостоверения имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих (л.д.22); - копией учетной карточки к военному билету К.И. установлено, что последний являлся ветераном и инвалидом ВОВ (л.д.25-26) - копией паспорта на имя З.С. Королевой, из которого видно, что истица зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.21); - выпиской из домовой книги и выпиской из похозяйственной книги, из которых видно, что Королева З.С. зарегистрирована и проживает одна в жилом доме по адресу: <адрес> (л.д.23). - справкой Ключевского производственного участка Кулундинского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» по <адрес> об отсутствии в базе участка сведений на жилой дом расположенный в <адрес> (л.д.27); - заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной по делу строительно-технической экспертизы, из которого видно, что жилой дом в <адрес> ремонту не подлежит, процент его физического износа составляет 59% (л.д.141-162). Суд принимает изложенные доказательства, так как они последовательны и дополняют друг друга. ДД.ММ.ГГГГ Королева З.С. обратилась в администрацию Ключевского района с заявлением о принятии ее на учет как гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны (л.д.45). ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией администрации Ключевского района принято решение об отказе Королевой З.С. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку после проведенного ДД.ММ.ГГГГ обследования жилищных условий заявителя, было выявлено, что жилой дом в котором проживает Королева З.С. отвечает требованиям, установленным для жилых помещений, аварийным, подлежащим сносу он не признан, кроме того, общая площадь ее жилого дома составляет 40 кв.м при учетной норме, необходимой для постановки на учет в Ключевском районе - 12 кв.м.(л.д.28-29). С указанными выводами жилищной комиссии суд согласиться не может, так как они не основаны на требованиях жилищного законодательства и опровергаются вышеуказанными материалами дела. Кроме того, по факту отказа органом местного самоуправления Королевой З.С. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, Государственной жилищной инспекцией Алтайского края была проведена проверка, по результатам которой было выявлено, что администрацией Ключевского района Алтайского края были нарушены нормы действующего законодательства в части применения порядка признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. Обращение Королевой З.С. на заседании межведомственной комиссии не рассматривалось, отсутствует заключение специализированной организации, не учтены нормативные сроки службы жилого дома, его конструктивных элементов отделки с учетом капитальности здания (л.д.47-49). Таким образом, суд считает, что при рассмотрении настоящего дела объективно было установлено, что Королева З.С., являясь вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, для которой предусмотрены льготные условия пользования мерами социальной поддержки, проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а следовательно, в силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, ее следует признать нуждающейся в жилом помещении. Доказательств, свидетельствующих о намеренном ухудшении З.С. Королевой жилищных условий, с целью приобретения права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, стороной ответчика представлено не было. При таких обстоятельствах, отказ жилищной комиссии администрации Ключевского района Алтайского края, в постановке Королевой З.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, является необоснованным. Поскольку иных оснований для отказа в постановке Королевой З.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении жилищной комиссией не установлено, истица подлежит постановке на такой учет. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход федерального бюджета подлежат возмещению судебные расходы, понесенные судом в связи с проведением строительно-технической экспертизы в сумме 17110 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Ключевского района в интересах вдовы ветерана Великой Отечественной войны Королевой Зои Самойловны к Администрации Ключевского района Алтайского края удовлетворить. Признать отказ жилищной комиссии администрации Ключевского района Алтайского края в принятии Королевой З.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным. Обязать администрацию Ключевского района Алтайского края поставить Королеву Зою Самойловну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Взыскать с Администрации Ключевского района Алтайского края в доход федерального бюджета судебные расходы за проведение строительно-технической экспертизы в сумме 17110 рублей. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ключёвский районный суд в течение десяти суток со дня его вынесения в мотивированной форме. Председательствующий судья В.И. Шевченко Решение в мотивированной форме изготовлено 17 октября 2011 года. Председательствующий судья В.И. Шевченко