Дело № 2- 138 (2012) РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Ключи 03 мая 2012 года Ключевский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Кирилловой В.Р., при секретаре Батрак А.А., с участием истца Гавриленко Н.М., ее представителя Кукуречко В.Н., представителя ответчика Сидорова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Гавриленко Н.М. к МУЗ «Ключевская центральная районная больница имени Антоновича И.И.» о признании незаконными действий ответчика по начислению заработной платы, понуждении ответчика производить начисление заработной платы при выполнении норм труда в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ с последующим начислением процентной надбавки за стаж и районного коэффициента, взыскании неполученного заработка, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, установил: Гавриленко Н.М обратилась в суд с иском к МУЗ «Ключевская центральная районная больница имени Антоновича И.И.» о признании действий ответчика по начислению заработной платы незаконными, о взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы в период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2011 года, возложении обязанности на ответчика производить начисление заработной платы исходя из размера оклада не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, произвести перерасчет заработной платы исходя из размера оклада не ниже минимального размера оплаты труда, взыскать недоплаченную заработную плату в сумме 79 910 рублей, денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 11299 рублей, денежную компенсацию морального вреда в сумме 20000 рублей и понесенные судебные расходы - 6000 рублей. В обосновании заявленных требований ссылается на то, что ее должностной оклад составляет 2302 рубля 16 копеек, на оклад начисляются стимулирующие и компенсационные выплаты. Установленный порядок начисления заработной платы, ее размер нарушают её трудовые права и не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и трудового законодательства. Истица считает, что заработная плата должна ей начисляться исходя из размера оклада (тарифной ставки) не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и на эту сумму начисляться районный коэффициент и стимулирующие, компенсационные выплаты. В судебном заседании Гавриленко Н.М и ее представитель Кукуречко В.Н. настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске, уточнив, что на взыскании денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы не настаивают, поскольку ее размер исчислен ошибочно. Представитель ответчика - КГБУЗ «Ключевская центральная районная больница имени Антоновича И.И.» (ответчик переименован постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ л.д.16) Сидоров А.В. просил в удовлетворении иска отказать, поскольку начисление заработной платы производится правильно. Выслушав истицу, представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. До внесения изменений Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, понятия заработной платы и минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда) регламентировались статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации следующим образом: заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера; минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения в понятие минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда), его определение дополнено положением о том, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты. В развитие указанного положения статья 139 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 30.06.2006г. № 90-ФЗ дополнена частью 4, согласно которой размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Однако в последующем Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ из Трудового кодекса Российской Федерации исключены положения ч. 2 ст. 129 и ч. 4 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации о том, что поощрительные, компенсационные и социальные выплаты не подлежат включению в минимальный размер оплаты труда, а также, что базовые оклады и ставки заработной платы не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Одновременно указанным федеральным законом с 1 сентября 2007 года более чем в два раза увеличен минимальный размер оплаты труда (с 1100 рублей до 2 300 рублей в месяц). Приведенные выше положения Федерального закона РФ от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ являлись предметом проверки Конституционного суда РФ, который в определении № 1160-О-О от 01 октября 2009 года указал, что в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера. Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Гавриленко Н.М. работает в Ключевской ЦРБ медицинским регистратором (л.д.13-15, 18). Из расчетных листов за период с января 2009г. по декабрь 2011г. следует, что истица за указанный период получила заработную плату в размере указанном в расчетных листах, с учетом 20% районного коэффициента, 30% надбавки за стаж, при этом ее заработная плата соответствовала минимальному размеру оплаты труда с учетом компенсационных и стимулирующих выплат (л.д.10-12). Данное обстоятельство истицей не оспаривалось, а оспаривался размер оклада, который, по ее мнению, должен соответствовать минимальному размеру оплаты труда, а также порядок начисления компенсационных и стимулирующих выплат, в том числе начисление районного коэффициента с нарушением требований ст. 315,316,317 ТК РФ. Однако, исходя из действующего трудового законодательства, районный коэффициент нельзя считать коэффициентом, установленным в соответствии со статьями 315, 316 Трудового кодекса РФ, так как он не является коэффициентом за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Поэтому правила, предусмотренные главой 50 Трудового кодекса РФ, в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, районного коэффициента к заработной плате, размер которой должен составлять не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на возникшие правоотношения не распространяются. Таким образом, заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении иска Гавриленко Н.М. к КГБУЗ «Ключевская центральная районная больница имени Антоновича И.И.» о признании незаконными действий ответчика по начислению заработной платы, понуждении ответчика производить начисление заработной платы при выполнении норм труда в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ с последующим начислением процентной надбавки за стаж и районного коэффициента, взыскании неполученного заработка, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда отказать. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца после его вынесения путем подачи жалобы в Ключевский районный суд. Председательствующий В.Р. Кириллова