об обжаловании решения органа местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

с. Ключи 17 февраля 2011 года

Ключевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Цапко Ю.И.,

при секретаре Болотниковой М.А.

с участием заявителя – главы К. сельсовета Ключевского района Алтайского края Анищенко О.Я.,

заместителя председателя К. сельского Собрания депутатов Жернаклева А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению главы муниципального образования сельского поселения «К. сельсовет Ключевского района Алтайского края» Анищенко О.Я. об оспаривании решения представительного органа местного самоуправления одиннадцатой сессии сельского Собрания депутатов пятого созыва К. сельсовета Ключевского района Алтайского края,

У С Т А Н О В И Л:

Анищенко О.Я. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения представительного органа местного самоуправления одиннадцатой сессии сельского Собрания депутатов пятого созыва К. сельсовета Ключевского района Алтайского края от 30.12.2010 года по вопросу повестки дня: выражение недоверия главе администрации Онищенко О.Я. - Собрать нужную документацию в соответствии с Уставом муниципального образования «К. сельсовет» об отстранении и сложении полномочий главы администрации», указывая на то, что является главой МО СП К. сельсовет Ключевского района Алтайского края. Принятое на одиннадцатой сессии сельского Собрания депутатов пятого созыва К. сельсовета Ключевского района Алтайского края от 30.12.2010 года решение по вопросу повестки дня: выражение недоверия главе администрации Онищенко О.Я. - Собрать нужную документацию в соответствии с Уставом муниципального образования «К. сельсовет» об отстранении и сложении полномочий главы администрации», является незаконным, нарушает ее права и законные интересы. Указанный вопрос был включен в повестку дня сессии сельского Собрания депутатов с нарушением процедуры регламента К. сельского собрания депутатов, а именно без учета плана работы К. сельского собрания депутатов на 2010 год, и спонтанно именно 30 декабря 2010 года. Кроме того, в действующем Уставе муниципального образования сельское поселение «К. сельсовет» Ключевского района Алтайского края не предусмотрено право представительного органа местного самоуправления выражать недоверие главе муниципального образования или же инициировать процедуру досрочного прекращения его полномочий. В качестве меры ответственности главы местного самоуправления Устав предусматривает возможность отзыва главы муниципального образования, однако инициатива отзыва принадлежит избирателям, избравшим главу муниципального образования, а не представительному органу местного самоуправления.

В судебном заседании заявитель Анищенко О.Я. на заявленных требованиях настаивала в полном объеме по указанным выше основаниям.

Представитель заявителя Рябушенко Е.Г. заявленные требования подержал.

Заместитель председателя К. сельского Собрания депутатов Жернаклев А.М. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что он является заместителем председателя К. сельского Собрания депутатов. На сессии присутствовали все депутаты Собрания. Вопрос о выражении недоверия главе администрации Анищенко О.Я. был включен в повестку дня Сессии депутатами в день ее проведения 30 декабря 2010 года. Была заслушана информация о неудовлетворительной работе главы администрации в ряде вопросов благоустройства и социальной жизни села: празднования дня пожилых людей, не приняла мер для сохранения тепловодоснабжения на селе. По результатам было принято решение: собрать нужную документацию в соответствии с Уставом муниципального образования К. сельсовет об отстранении и сложении полномочий главы администрации.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей П., Ч., М., Б., изучив и всесторонне оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ) представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с ч. 3 ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

Согласно п. 1 ч.2 ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ основанием для удаления главы муниципального образования в отставку являются: 1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Закона № 131-ФЗ.

2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

Как установлено в судебном заседании, 27 апреля 2010 года на десятой сессии пятого созыва решением К. сельского собрания депутатов Ключевского района Алтайского края, в соответствии со ст.10 Регламента, был утвержден план работы Собрания депутатов на 2010 год, в соответствии с которым на декабрь 2010 года было запланировано проведение публичных слушаний по выполнению ранее принятых решений, а также мероприятия по принятию бюджета МО К. сельсовет на 2011 год (л.д.29-32).

30 декабря 2010 года на заседании одиннадцатой сессии пятого созыва К. сельского собрания депутатов Ключевского района Алтайского края, на котором присутствовали все 8 депутатов, помимо ранее включенных в повестку дня Сессии вопросов о принятии бюджета на 2011 год, и утверждении повестки дня очередной Сессии, был внесен в повестку дня вопрос о выражении недоверия главе администрации Анищенко О.Я.

Указанное обстоятельство подтверждается пояснениями заявителя Анищенко О.Я., протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ 11 сессии Каипского ССД (л.д.25-26), и не опровергалось в судебном заседании пояснениями зам. председателя К. сельского Собрания депутатов Жернаклева А.М.

При этом статьей 11 Регламента К. сельского собрания депутатов Ключевского района Алтайского края (далее Регламент) предусмотрено, что проект повестки дня сессии сельского собрания депутатов формируется на основе перспективного и текущего планов работы. Помимо этого предложения к повестке дня сессии могут вносится постоянными комиссиями, депутатскими объединениями, депутатами, главой сельсовета. Указанные предложения вносятся в сельское Собрание депутатов не позднее 18 дней до начала сессии. Утверждение проекта повестки дня сессии производится председателем сельского Собрания депутатов не позднее 10 дней до начала сессии. Председатель сельского Собрания депутатов принимает решение о включении вопроса в проект повестки дня сессии лишь при наличии справки (информации) по вносимому вопросу и подготовленного проекта решения сельского Собрания депутатов, согласованного с соответствующими постоянными комиссиями. Вопросы подготовленные для рассмотрения на сессии сельского Собрания депутатов с нарушением установленного настоящим Регламентом порядка, в повестку дня сессии не включаются и не рассматриваются (л.д.85).

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 14 Регламента в повестку дня сессии включаются вопросы о рассмотрении только тех проектов правовых актов, которые подготовлены в соответствии с требованиями Регламента. Вследствие этого в повестку дня сессии не вносятся и не рассматриваются вопросы, по которым проекты решений районного Собрания депутатов отсутствуют и (или) они не были предварительно рассмотрены в заинтересованных постоянных комиссиях или без соответствующего заключения главы администрации района. Сельское собрание депутатов не вправе принимать решение по вопросам, не включенным в повестку дня сессии (л.д.87).

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что требования ФЗ № 131 и вышеуказанного Регламента, К. сельским собранием депутатов были нарушены, а именно нарушены сроки внесения в повестку дня сессии Собрания депутатов вопроса о выражении недоверия главе администрации Анищенко О.Я., отсутствуют обращение, которое вносится в представительный орган муниципального образования вместе с проектом предлагаемого решения в Собрание депутатов, отсутствует соответствующее заключение главы администрации Ключевского района, а потому доводы заявителя в этой части являются обоснованными.

В результате рассмотрения указанного вопроса, была заслушана информация о неудовлетворительной работе главы администрации Анищенко О.Я. в ряде вопросов благоустройства и социальной жизни села, а именно празднования дня пожилых людей, не принятие мер для сохранения тепловодоснабжения на селе.

По результатам рассмотрения вопроса было принято решение: «собрать нужную документацию в соответствии с Уставом муниципального образования К. сельсовет об отстранении и сложении Анищенко О.Я. полномочий главы администрации». В голосовании приняло участие 8 депутатов, 7 проголосовало за принятие такого решения, 1 депутат воздержался (л.д.25-26).

При этом каких-либо ссылок на основания выдвинутой инициативы отстранения и сложения полномочий главы администрации в соответствии со ст.ст. 74.1, 75 ФЗ № 131, решение Собрания депутатов от 30.12.2010 года не содержит и документально ничем не подтверждено.

Суд, определяя круг вопросов, подлежащих выяснению руководствуется Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г.№2 (О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих), где в пункте 25. указано, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В судебном заседании было установлено, что Устав муниципального образования К. сельсовет Ключевского района Алтайского края, принятый К. сельским Собранием депутатов Ключевского района Алтайского края решением от 03 июня 2010 года № 61 в п. 10 ст.21 «Исключительные полномочия Собрания депутатов» содержит полномочие Собрания депутатов, как «принятие решения об удалении главы сельсовета в отставку».

Однако, полномочия главы сельсовета досрочно могут прекратиться по указанному основанию, только при соблюдении процедуры в соответствии со статьей 74.1 ФЗ №131 и наличии соответствующих оснований.

Таким образом, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что действия К. сельского Собрания депутатов по включению в повестку дня сессии сельского Собрания депутатов от 30 декабря 2010 года вопроса о выражении недоверия главе администрации Анищенко О.Я., а также содержание принятого на нем оспариваемого решения - «Собрать нужную документацию в соответствии с Уставом муниципального образования «К. сельсовет» об отстранении и сложении полномочий главы администрации», не соответствуют требованиям закона ФЗ № 131- ФЗ, положениям Устава муниципального образования К. сельсовет Ключевского района Алтайского края, требованиям Регламента К. сельского Собрания депутатов Ключевского района Алтайского края, доводы заявителя о нарушении прав и свобод указанным решением нашли свое подтверждение, а поэтому заявление Анищенко О.Я. об оспаривании решения представительного органа местного самоуправления одиннадцатой сессии сельского Собрания депутатов пятого созыва К. сельсовета Ключевского района Алтайского края подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление Анищенко О.Я. об оспаривании решения представительного органа местного самоуправления одиннадцатой сессии сельского Собрания депутатов пятого созыва К. сельсовета Ключевского района Алтайского края от 30 декабря 2010 года по вопросу повестки дня: выражение недоверия главе администрации Анищенко О.Я. – «Собрать нужную документацию в соответствии с Уставом муниципального образования «К. сельсовет» об отстранении и сложении полномочий главы администрации», удовлетворить.

Признать незаконным решение представительного органа местного самоуправления одиннадцатой сессии сельского Собрания депутатов пятого созыва К. сельсовета Ключевского района Алтайского края от 30 декабря 2010 года по вопросу повестки дня: выражение недоверия главе администрации Анищенко О.Я. – «Собрать нужную документацию в соответствии с Уставом муниципального образования «К. сельсовет» об отстранении и сложении полномочий главы администрации».

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течении 10 дней через Ключевский районный суд.

Председательствующий: Ю.И. Цапко

По состоянию на 22.02.2011 года решение не вступило в законную силу.

Верно

Судья Ю.И. Цапко

Секретарь судебного заседания М.А. Болотникова