Приговор в отношении Явболатова Т.Я. по ст.238 ч.1 УК РФ.



Дело №1-452/2011

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Санкт – Петербург 13 сентября 2011 года

Судья Колпинского районного суда Санкт–Петербурга Вергасова М.Х.,

с участием государственного обвинителя – заместителя прокурора Колпинского района Санкт-Петербурга Доничевой В.В.,

подсудимого Явболатова Т.Я.,

защитника- адвоката Кабардинцева А.А.,

при секретаре Кононовой Н.Н.,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

ЯВБОЛАТОВА Т.Я., ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 238 ч. 1 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Явболатов Т.Я. совершил оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, а именно:

17.03.2011 года 09 часов 56 минут Явболатов Т.Я., не имея государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, являясь водителем автотранспортного средства категории «В», имея водительское удостоверение на свое имя *, подтверждаю­щее право управления транспортными средствами, относящимися к категории «В», управляя на основании доверенности, выданной И. автотранспортным средством модель -*, государственный регистрационный знак *, без прохождения предрейсового технического осмотра, осуществляя с целью извлечения при­были коммерческую перевозку пассажиров по маршруту № * «*», был остановлен сотрудниками * по Колпинскому району Санкт-Петербурга у * в Колпинском районе Санкт-Петербурга. Транспортное средство под управлением Явболатова Т.Я. было осмотрено, при этом были выявлены неисправности, предусмотренные п.п. 3.3, 7.3, 7.4, 7.7, 7.10, «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», яв­ляющегося приложением к «Основным положениям по допуску транспортных средств к экс­плуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движе­ния», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 с изменениями и дополнениями от 10.05.2010 года, а именно: отсутствовал фиксатор ремней безопасности средне­го пассажира, заблокирован запасной выход, отсутствовал установленный ГОСТ огнетушитель, не горел стоп сигнал, имелась тонировка на стеклах передних дверей, в результате чего их светопропускание не соответствовало требованиям технического регламента о безопасности ко­лесных транспортных средств. В связи с выявленными неисправностями, сотрудниками * по Колпинскому району Санкт-Петербурга были составлены протоколы об административных правонарушениях, пре­дусмотренных ч.1 ст. 12.5, пр.1 ч.3 ст. 12.5 КоАП РФ и запрещена эксплуатация данного транс­портного средства до устранения обнаруженных неисправностей, о чем Явболатову Т.Я. было сооб­щено и разъяснено, что в случае дальнейшей эксплуатации данного транспортного средства без устранения выявленных неисправностей и осуществления перевозки пассажиров, то есть оказа­ния услуг, он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ.

Однако, 17.03.2011 года, после составления в отношении него административных прото­колов, вплоть до 14 часов 55 минут Явболатов Т.Я., действуя умышленно, в нарушение п.2.3.1 «Правил дорожного движения», утвержденных Постановлением Правительства от 23.10.1993 №1090, с изменениями и дополнениями от 10.05.2010, п.п.1, 2 ст. 16, п.1 ст. 19 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 15.11.1995 с изменениями и дополнениями от 27.07.2010, п.1 ст.7 ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 с изменениями и дополнениями от 23.11.2009, не устранив все выявленные ранее неисправности, а именно: не установив фиксатор ремней безо­пасности среднего пассажира, не разблокировав запасной выход, не восстановив функциониро­вание стоп сигнала, не приведя в соответствие техническому регламенту о безопасности колес­ных транспортных средств тонировку на стеклах передних дверей, достоверно зная о техниче­ских неисправностях управляемого им автотранспортного средства модели - *, государственный регистрационный знак *, при наличии которых эксплуатация транспортных средств запрещена, в целях извлечения прибыли, само­вольно продолжил на указанном технически неисправном транспорте оказывать услуги по пе­ревозке пассажиров по маршруту № * «*», не отвечающие требо­ваниям безопасности жизни и здоровья потребителей. В 14 часов 55 минут указанное авто­транспортное средство под управлением Явболатова Т.Я. у * Колпинского рай­она Санкт-Петербурга, с перевозимыми пассажирами, было вновь остановлено и повторно ос­мотрено сотрудниками * по Колпинскому району Санкт-Петербурга, в результате чего были повторно выявлены неисправности, установленные в ходе первичного осмотра, про­изведенного 17.03.2011 года сотрудниками * по Колпинскому району Санкт-Петербурга, предусмотренные п.п. 3.3, 7.3, 7.4, 7.10 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», являющегося приложением к Ос­новным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям долж­ностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным Постановле­нием Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 с изменениями и дополнениями от 10.05.2010 го­да, а именно: отсутствовал фиксатор ремней безопасности среднего пассажира, заблокирован за­пасной выход, не горел стоп сигнал, имелась тонировка на стеклах передних дверей, в резуль­тате чего их светопропускание не соответствовало требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. При проведении 17.03.2011 года в 16 часов 18 минут государственного технического осмотра указанного автотранспортного средства на станции го­сударственного технического осмотра ООО «А*» по адресу: Санкт-Петербург. Колпинский район, *, были подтверждены, выявленные 17.03.2011 сотрудниками * по Колпинскому району Санкт-Петербурга неисправности, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства в соответствии с требованиями п.п. п.п. 3.2, 3.3, 4.2, 5.5, 7.3, 7.4, 7.10 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», являющегося приложением к Основным положение по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 с изменениями и дополнениями от 10.05.2010 года, а именно: отсутствие ремней безопасности среднего пассажира, что создает угрозу получения тяжких травм или смерти пассажиров, так как в случае движения автобуса с максимальной разрешенной скоростью при резком изменении скорости или траектории движения автобуса могут возникнуть значительные по величине инерционные силы, действующие на пассажиров, в следствие чего может произойти отрыв пассажира от сиденья и неконтролируемое перемещение по салону, в результате которого произойдут сильные удары пассажира об элементы салона автобуса и о других пассажиров; заблокирован запасной выход, что создает угрозу получения тяжелых травм или смерти пассажиров, так как в случае попадания автобуса с водителем, пассажирами, находящимися в салоне в ДТП, в результате которого будет блокирован основной выход из салона и будет не­возможно воспользоваться им, может возникнуть ситуация, при которой необходимо быстро покинуть салон, что окажется невозможным, в следствии чего может стать невозможным избе­жание действия различных факторов (например, огонь высокие температуры, задымление), на­носящих существенный вред здоровью; не горит стоп сигнал, что создает угрозу получения тя­желых травм или смерти пассажиров, так как в случае движения автобуса с максимальной разрешенной скоростью при внезапном возникновении помехи движению и последующем экстренном тор­можении автобуса, будет отсутствовать информирование об этом водителя двигающегося сзади транспортного средства, в следствии чего может последовать не снижение скорости движения двигающимся сзади транспортным средством, и возможно столкнове­ние, в результате которого возможно получение сильных ударов водителя и пассажиров об эле­менты салона автобуса и друг о друга; наличие тонировки на стеклах передних дверей, в ре­зультате чего их светопропускание не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, что создает угрозу получения тяжелых травм или смерти пассажиров, так как в случае неадекватного восприятия водителем информации о дорожной обстановке и последующего неправильного управления автобусом, возможно ДТП, в результа­те которого могут произойти сильные удары водителя и пассажиров об элементы салона авто­буса и друг о друга; не горят задние правые огни заднего хода, что создает угрозу получения тяжелых травм или смерти пассажиров, и в случае движения автобуса задним ходом при котором произойдет недостаточное информирование других участников движения о движении задним ходом, в результате чего возможно ДТП, в ходе которого могут произойти сильные удары води­теля и пассажиров об элементы салона автобуса и друг о друга; не горят габаритные огни, что создает угрозу получения тяжелых травм или смерти пассажиров, так как в случае движения автобуса в темное время суток произойдет недостаточное информирование других участни­ков движения о присутствии транспортного средства на проезжей части, о его габаритах, скоро­сти и траектории движения, в результате чего другими участниками движения могут быть совер­шены маневры без учета этих факторов, в следствии которых может произойти столкновение с последующим получением сильных ударов водителя и пассажиров об элементы салона автобу­са и друг о друга; не горит указатель поворота, что создает угрозу получения тяжелых травм или смерти пассажиров, в случае совершения автобусом маневра, связанного с изменением тра­ектории прямолинейного движения (поворот, перестроение, остановка у тротуара для посад­ки/высадки пассажира и пр.), в результате чего произойдет недостаточное информирование дру­гих участников движения о совершении маневра, в следствии чего случится ДТП в результате которого произойдут сильные удары водителя и пассажиров об элементы салона автобуса и друг о друга; не закреплено заднее пассажирское сидение, что создает угрозу получения тяже­лых травм или смерти пассажиров, в случае движения автобуса с максимальной разрешенной скоростью при резком изменении скорости или траектории движения автобуса и последующем возникновении значительных по величине инерционных сил, действующих на водителя, пасса­жиров, элементы салона, в результате чего может произойти отрыв незакрепленного сиденья вместе с пассажиром с последующим получением сильных ударов пассажира об элементы сало­на автобуса и о других пассажиров; трещина на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителя со стороны водителя, что создает угрозу получения тяжелых травм или смерти пассажиров, в виду неадекватного восприятия водителем информации о дорожной обстановке и последую­щим неправильным управлением автобусом, в результате чего возможно возникновение ДТП с последующим получением сильных ударов водителя и пассажиров об элементы салона автобу­са и друг о друга, кроме этого, удар или другое событие, вызывающее сильные нагрузки на ло­бовое стекло, может привести к разрушению стекла, имеющего пониженную прочность из-за наличия трещины, в результате которого произойдет травмирование водителя или пассажиров осколками стекла; не работает стеклоомыватель, что создает угрозу получения тяжелых травм или смерти пассажиров, поскольку в случае загрязнения лобового стекла во время движения и последую­щем ухудшении видимости через лобовое стекло, а так же невозможность удалить загрязнение, может привести к неадекватному восприятию водителем информации о дорожной обста­новке, которое приведет к неправильному управление автобусом и последующему ДТП, в результате которого произойдут сильные удары водителя и пассажиров об элементы салона автобуса и друг о друга; на передней оси установлена резина с различным рисунком протекто­ра, что создает угрозу получения тяжелых травм или смерти пассажиров, в случае движения автобуса с максимальной разрешенной скоростью и внезапном возникновении помехи движе­нию при экстренном торможении автобуса и последующем возникновении значительной раз­ности тормозных сил на колесах передней оси вследствие различных режимов трения в пятне контакта колес с дорогой может произойти занос транспортного средства в результате которого возникнет ДТП с возможным опрокидыванием и последующим получением сильных ударов водителя и пассажиров об элементы салона автобуса и друг о друга; повреждены тормозные шланги, что создает угрозу получения тяжелых травм или смерти пассажиров, в случае движе­ния автобуса с максимальной разрешенной скоростью при внезапном возникновении помехи движению и экстренном торможении автобуса, заключающемся в резком нажатии на педаль тормоза и последующем резком увеличении давления в гидравлическом приводе тормозов, возможно возникновение разрыва ослабленных повреждениями тормозных шлангов, и как следствие отсутствие давления тормозной жидкости в колесных тормозных цилиндрах (одном или нескольких) и последующая невозможность создания требуемой тормозной силы, которая может привести к продолжению движения со значительной скоростью и столкновению, при котором возможны сильные удары водителя и пассажиров об элементы салона автобуса и друг о друга; неправильная регулировка света фар, что создает угрозу получения тяжелых травм или смерти пассажиров, в случае движения автобуса в темное время суток и недостаточном осве­щении дороги, отсутствие возможности своевременно заметить помеху движению, в следствии этого возможное возникновение ДТП с последующими сильными ударами водителя и пассажи­ров об элементы салона автобуса и друг о друга.

Таким образом, Явболатов Т.Я. 17.03.2011 года в период с 10 часов 10 минут до 14 часов 55 минут, в нарушение п.2.3.1 «Правил дорожного движения», утвержденных Постановлением Правительства от 23.10.1993 №1090; п.п.1, 2 ст. 16, п.1 ст. 19 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 15.11.1995 № 196-ФЗ; п.1 ст.7 ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1-ФЗ; 3.2, 3.3, 4.2, 5.5, 7.3, 7.4, 7.10 «Перечня неисправностей и условий, при которых за­прещается эксплуатация транспортных средств», являющегося приложением к Основным по­ложениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным Постановлением Прави­тельства РФ от 23.10.1993 № 1090, на технически неисправном автомобиле модели - *, государственный регистрационный знак *, оказывал услуги по перевозке пассажиров по маршруту № * «*», не отве­чающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, чем подверг реальной опасности их жизнь и здоровье.

Явболатовым Т.Я. в момент ознакомления с материалами уголовного дела в присутствии защитника было заявлено ходатайство о применении особого порядка судебного разбирательства - постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, в порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ.

В судебном заседании подсудимый Явболатов Т.Я. заявил, что он осознает характер и последствия заявленного им ходатайства о применении особого порядка судебного разбирательства - постановлении приговора без проведения судебного разбирательства; данное ходатайство заявлено в присутствии защитника в момент их совместного ознакомления с материалами уголовного дела; указанное ходатайство добровольно и после проведения консультации с защитником. Вину в совершении преступления, указанного в приговоре он признает, согласен с предъявленным обвинением.

Суд, выслушав мнение защитника, государственного обвинителя, а также подсудимого, не возражавших о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, считает, что данное ходатайство подлежит удовлетворению, так как все необходимые условия для постановления приговора без проведения судебного разбирательства, в порядке главы 40 УПК РФ соблюдены. Явболатов Т.Я. обвиняется в совершении преступления, наказание за которое, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, не превышает десяти лет лишения свободы; обвинение, с которым подсудимый согласился, обоснованно и подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу.

Суд находит квалификацию действий подсудимого Явболатова Т.Я. органами предварительного расследования по ст. 238 ч.1 УК РФ обоснованной и квалифицирует действия подсудимого Явболатова Т.Я. по ст. 238 ч. 1 УК РФ - как оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.

При назначении наказания подсудимому суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого, обстоятельства, влияющие на наказание, влияние наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Обстоятельств, отягчающих наказание Явболатову Т.Я., судом не установлено.

Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимому Явболатову Т.Я., суд признает чистосердечное раскаяние подсудимого Явболатова Т.Я., признание и осознание вины.

Подсудимый Явболатов Т.Я. не работает, на учетах у нарколога, психиатра не состоит.

Совершенное подсудимым Явболатовым Т.Я. преступление отнесено законом к категории небольшой тяжести.

Данных, свидетельствующих об обстоятельствах, существенно уменьшающих степень общественной опасности совершенного подсудимым Явболатовым Т.Я. преступления, а также каких–либо исключительных и других обстоятельств, материалы дела не содержат и в суд стороной защиты и самим подсудимым не представлены.

Суд не находит оснований для применения к Явболатову Т.Я. правил назначения наказания, предусмотренных ст.64 УК РФ.

Вместе с тем, с учетом личности подсудимого, степени общественной опасности совершенного преступления; отношения подсудимого к совершенному преступлению; отсутствия обстоятельств, отягчающих наказание и наличия обстоятельств, смягчающих наказание Явболатову Т.Я., суд считает, что изоляция от общества Явболатова Т.Я., ограничение его свободы не будет способствовать его исправлению, считает возможным исправление Явболатова Т.Я. путем назначения ему наказания в виде обязательных работ, а оснований для назначения наказания в виде лишения свободы, или ограничения свободы, не находит.

Учитывая, что подсудимый Явболатов Т.Я. не работает и не имеет постоянного источника дохода, живет случайными заработками, суд не считает возможным назначить ему наказание в виде штрафа в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 316 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать ЯВБОЛАТОВА Т.Я. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 238 ч. 1 УК РФ и назначить ему наказание в виде обязательных работ сроком на 176 (сто семьдесят шесть) часов.

Меру пресечения Явболатову Т.Я. – подписку о невыезде и надлежащем поведении по вступлении приговора в законную силу – отменить.

Вещественные доказательства по делу: водительское удостоверение на имя Явболатова Т.Я., свидетельство о регистрации * на автомобиль *, государственный регистрационный знак *, лицензию * на осуществление перевозки пассажиров, маршрутное задание, путевой лист автобуса * от 17.03.2011 года, хранящиеся у Явболатова Т.Я., оставить владельцу с правом дальнейшего распоряжения по вступлении приговора в законную силу.

Автомобиль *, государственный регистрационный знак *, возвращенный Т., оставить последнему с правом дальнейшего распоряжения по вступлении приговора в законную силу.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Санкт–Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, с соблюдением требований ст. 317 УПК РФ. В случае подачи кассационной жалобы осужденный Явболатов Т.Я. вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий: