о признании права на меры социальной поддержки по ФЗ `О социальных гарантиях гражданам, подвергшимс



Дело № 2-1099/10 17 августа 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Бутковой Н.А.,

при секретаре Филипповой К.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобко Ю.В. к Администрации Колпинского района о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения, права на меры социальной поддержки, обязании выдать удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга и просит признать незаконным отказ в выдаче удостоверения и признать за ней право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ как гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; обязать Администрацию Колпинского района (отдел социальной защиты населения) выдать ей удостоверение по форме установленной «Правилами выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». В обоснование заявленных требований истица указывает, что с 19** по 20** г.г. проживала в г.Семипалатинске, в зоне повышенного радиационного риска. В соответствии с законодательством Республики Казахстан, ей было выдано удостоверение гражданина, пострадавшего вследствие ядерных испытаний. В настоящее время истица проживает в г.К. Санкт-Петербурга. Она неоднократно обращалась в Администрацию Колпинского района (отдел социальной защиты населения) с заявлениями о выдаче удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, прилагала документы, подтверждающие факт уровня радиационного воздействия в период ядерных испытаний, что подтверждает факт уровня радиационного воздействия в период ядерных испытаний и право на соответствующие льготы на территории Республики Казахстан - справка о полученной дозе облучения. В выдаче удостоверения ей было отказано со ссылкой на распоряжение Правительства РФ от 15.03.95 № 356-р, где в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне г.Семипалатинск не включен. Данный отказ является незаконным, противоречит определению Конституционного Суда № 960-О-П и ст.13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированной РФ 10.12.1994 г. По мнению истцовой стороны, наличие удостоверения Республики Казахстан, подтверждающего право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне без дополнительного подтверждения является основанием для признания права истицы на соответствующие льготы на территории РФ.

Представитель истицы в судебное заседание явился, исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, исковые требования не признал, представил письменный отзыв на иск.

Представитель 3-го лица - Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга – в судебное заседание явился, исковые требования не признал, представил письменный отзыв на иск.

Представитель 3-го лица – Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о слушании дела, сведений о причинах неявки суду не представил, что в силу ст.167 ГПК РФ позволяет суду рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителей сторон, 3-го лица, изучив материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.

Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949-1963 г.г. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно копии удостоверения, выданного **.06.** ****г.Семипалатинска Республики Казахстан сер.** № *****, Бобко Ю.В., с **.05.19** г. по 19** г. проживала в г.Семипалатинске, расположенном в зоне повышенного радиационного риска.

Из копии справки № **** от **.04.**, выданной институтом Р., следует, что учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска суммарная эффективная эквивалентная доза Бобко Ю.В. составляет ***сЗв.

Копией паспорта Бобко Ю.В. в материалах гражданского дела подтверждается, что она является гражданкой Российской Федерации, зарегистрирована в г.Колпино Санкт-Петербурга.

Из ответа ОСЗН Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, который истица расценивает, как отказ в выдаче удостоверения, следует, что на основании представленных документов (поименованных выше) и в соответствии с законодательством РФ, не представляется возможным включить Бобко Ю.В. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; подтверждены ранее данные разъяснения о порядке выдачи таких удостоверений.

Таким образом, непосредственно отказа в выдаче удостоверения данный ответ не содержит.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.09 № 300 установлено, что Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее по тексту Порядок), утвержден Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.09.09 № 540, согласно п.3 которого для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ с соответствующим письменным заявлением, к которому прилагаются: паспорт гражданина РФ; документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни).

При обращении граждан за получением удостоверения и предоставлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами периода радиационного воздействия от граждан могут быть истребованы документы о получении суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

Уполномоченные органы субъекта РФ, в силу п.4 Порядка осуществляют прием документов, включение в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, создают комиссии для проверки документов, предоставленных гражданами в соответствии с настоящим Порядком, и подготовке решений о включении (отказе включения) граждан в реестр, направление в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в месячный срок со дня приема от граждан заявлений и документов, представлений об оформлении и выдаче удостоверений; после получения удостоверений из Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (заполненных, подписанных уполномоченным должностным лицом и заверенных в установленном порядке печатью) проставляют в них и в реестре дату выдачи удостоверения; направляют копии реестров в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Пунктом 5 Порядка определено, что удостоверения оформляются Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение двух месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов.

Из приведенных положений Порядка с определенностью усматривается, что органом, принимающим решение об оформлении удостоверений, хранящим их бланки, и непосредственно их оформляющим по установленной форме является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Соответственно, без оформления соответствующего удостоверения Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Администрация района не может осуществить его выдачу.

Как следует из объяснений участников процесса, такое удостоверение Бобко Ю.В. не оформлялось, представление в компетентное Министерство РФ по вопросу оформления такого удостоверения не направлялось. Таким образом, отсутствуют основания для вывода о том, что ответчик незаконно отказывает в выдаче имеющегося удостоверения. Соответственно, права истицы не могут быть восстановлены путем обязания ответчика такое удостоверение выдать, в связи с его отсутствием.

В то же время, без совершения Администрацией района юридически значимых действий, указанных в Порядке, невозможно направление документов в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, для решения вопроса об оформлении удостоверения.

Как следует из ответа Администрации Колпинского района, истица не была включена в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с непредставлением документов, предусмотренных действующим законодательством РФ.

В силу п.2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.04 № 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффектную дозу облучения более 5сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.

Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства РФ от 15.03.95 № 356-р (действовавшему в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.02.02 № 156-р). Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29.08.1949 г. и 07.08.1962 г.

Город Семипалатинск не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. № 356-р.

Как следует из представленных представителем 3-го лица отчетов ГУ 19** г., института МО РФ 19** г. в г.Семипалатинске имели место выпадения только после взрыва 07.08.** г. – 0,1 сЗв, что не превысило значение 5 сЗв.

Предоставленная Бобко Ю.В. справка НИИ г.Семипалатинска не может свидетельствовать о наличии у последней суммарной эффективной дозы облучения, дающей ей право на получение мер социальной поддержки по законодательству РФ, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18.12.1992 г. «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», который предусматривает иной подход, нежели законодательство Российской Федерации, к определению лиц, пострадавших от ядерных испытаний. Так, согласно ст.10 этого Закона Республики Казахстан к пострадавшим от ядерных испытаний относятся граждане, проживавшие на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами в период проведения воздушных и наземных ядерных взрывов (в 1949-1965 г.г.), в период проведения подземных ядерных взрывов (с 1960 по 1990 г.), в то время как по ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», необходимым элементом является получение гражданином суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).

Кроме того, предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.03 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (ч.4 ст.15 Конституции РФ, ч.1 и 3 ст.5 ФЗ «О международных договорах РФ», ч.2 ст.7 ГК РФ).

Однако, международных договоров РФ с Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении дела норм права иностранного государства – Республики Казахстан, на территории Российской Федерации.

Ссылку в иске на ст.13 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 23.01.1993 г. (с изменениями от 28.03.1997 г.), суд не может признать состоятельной, поскольку данная норма обеспечивает лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля) и не дает права гражданам требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством РФ.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.07 № 960-О-П, на которое ссылается истица, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний. В резолютивной части Определения Конституционный суд РФ указал, что часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населенном пункте, не включенном Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Таким образом, из данного определения следует, что основанием для предоставления мер социальной поддержки является получение гражданином, хотя и не проживающем в населенном пункте, включенном Правительством РФ в соответствующий перечень, суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а не только факт радиоактивного загрязнения территории, как установлено в законодательстве Республики Казахстан.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.10 № 5 утверждены методические указания по определению суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, согласно п.1.2 которых, установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне.

Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.

Учитывая изложенное, суд полагает позицию ответной стороны по вопросу предоставления мер социальных поддержки истицы в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" на основании представленных ею документов иностранного государства не противоречащей действующему законодательству, а требования Бобко Ю.В. не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Постановлением Правительства РФ от 15.11.04 № 634, ст.ст.167, 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Бобко Ю.В. к Администрации Колпинского района о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения, права на меры социальной поддержки, обязании выдать удостоверение – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.А.Буткова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200