Дело № 2-1209/10 27 сентября 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Ильиной Н.Г.
С участием прокурора Савельевой А.В.
При секретаре Бородулиной Т.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Колпинского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному дошкольному образовательному учреждению Детский сад комбинированного вида № 41 Колпинского района об обязании совершить определенные действия,
Установил:
Прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Государственному дошкольному образовательному учреждению Детский сад комбинированного вида № 41 Колпинского района и просит обязать ответчика в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу разработать и предоставить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов. Обязать Государственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 41 Колпинского района в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу назначить ответственных лиц за обращение с отходами. Обязать Государственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 41 Колпинского района в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу организовать подготовку ответственных за экологию работников, получить соответствующие свидетельства и сертификаты. Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства в сумме 200 руб.
В обоснование иска указывает, что прокуратурой Колпинского района Санкт-Петербурга в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и законодательства в области охраны окружающей среды, защиты жизни и здоровья воспитанников в Государственном дошкольном образовательном учреждении Детский сад комбинированного вида № 41 Колпинского района, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пос. **, ул. М., д. **.
В соответствии с нормами ст.38 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства.
Согласно Уставу ГДОУ № 41 является юридическим лицом, одной из задач которого является охрана жизни и здоровья детей.
Пунктом 3 части 3 ст.32 и ст.51 Закона РФ «Об образовании» определено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом данного образовательного учреждения.
Проведенной проверкой установлено, что в ГДОУ № 41 при осуществлении профессиональной деятельности нарушаются требования природоохранного законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы отходов производства и потребления.
В результате осуществления ГДОУ № 41 профессиональной деятельности образуются отходы производства и потребления, а именно: производственные отходы, отходы от эксплуатируемых нежилых помещений – люминесцентные лампы, коммунальный мусор от уборки помещений и др.
Согласно ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» - индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии со ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, на момент проверки ГДОУ № 41 отсутствовали согласованные лимиты (разрешение) на размещение отходов на 2009 и 2010 годы, разработанный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их использование – размещение.
На основании ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» - индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительно власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов оставляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки и опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.
Как показала проверка в ГДОУ № 41 отсутствуют паспорта опасных отходов.
Статья 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» гласит, лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
Установлено, что в ГДОУ № 41 отсутствует ответственный за экологию работник.
Данные факты свидетельствуют о неисполнении ГДОУ № 41 требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране атмосферного воздуха», в результате чего создается угроза возникновения вредных воздействий на здоровье человека и окружающую природную среду.
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами, в соответствии со ст.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» - является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Настоящие исковые требования заявлены в ввиду того, что в соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Нарушение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды носят характер серьезных нарушений, имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса, поскольку могут оказать негативное воздействие на условия жизнедеятельности человека и тем самым, поставить под угрозу жизнь и здоровье людей, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц и направлено на восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
Прокурор в суд явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика – Государственного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 41 Колпинского района в суд явился, исковые требования признал.
Представитель третьего лица – Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербургу, в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица – Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представлены доказательства, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что **.2010 между ГДОУ № 41 и ОАО «…» заключен договор на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов с использованием контейнеров исполнителя.
Как усматривается из материалов дела, в ГДОУ № 41 Колпинского района отсутствует ответственный за экологию работник.
В соответствии со ст.11, 14, 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» - Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Учитывая, что ответчиком - Государственным дошкольным образовательным учреждением Детский сад комбинированного вида № 41 Колпинского района не представлено суду доказательств того, что имеются разработанный и предоставленный на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспорта опасных отходов, назначены ответственные лица за обращение с отходами, проведена подготовка ответственных за экологию работников и получены соответствующие свидетельства и сертификаты, исковые требования прокурора Колпинского района подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежат взысканию судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в сумме 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным Законом РФ «Об отходах производства и потребления», ст.ст.103, 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41 Колпинского района в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу разработать и предоставить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов.
Обязать Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41 Колпинского района в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу назначить ответственных лиц за обращение с отходами.
Обязать Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41 Колпинского района в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу организовать подготовку ответственных за экологию работников, получить соответствующие свидетельства и сертификаты.
Взыскать с Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41 Колпинского района государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в городской суд в течение десяти дней, сторонами путем подачи кассационной жалобы, а прокурором путем принесения кассационного представления через Колпинский районный суд.
Судья Н.Г. Ильина
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.