Дело № 2-1417/10 30 сентября 2010 года
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской ФедерацииКолпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Леонтьевой Е.А.,
с участием прокурора Савельевой А.В.,
при секретаре Гришиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Колпинского района в интересах неопределенного круга лиц к Государственному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 5 Колпинского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать Государственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5 Колпинского района Санкт-Петербурга в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу разработать и предоставить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов. Обязать Государственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5 Колпинского района Санкт-Петербурга в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу организовать профессиональную подготовку ответственных за экологию работников, получить соответствующие свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами.
В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой Колпинского района Санкт-Петербурга в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и законодательства в области охраны окружающей среды, защиты жизни и здоровья воспитанников в Государственном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 5 Колпинского района Санкт-Петербурга (далее ГДОУ № 5), расположенном по адресу: С., К. район, ул. Т., д.1, к.3, лит. А.
Проведенной проверкой установлено, что в ГДОУ № 5 при осуществлении профессиональной деятельности нарушаются требования природоохранного законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы отходов производства и потребления.
В результате осуществления ГДОУ № 5 деятельности образуются отходы производства и потребления, а именно: (производственные отходы, отходы от эксплуатируемых нежилых помещений – люминесцентные лампы, коммунальный мусор от уборки помещений и др.).
На момент проверки в ГДОУ №5 отсутствовали: согласованные лимиты (разрешение) на размещение отходов на 2009 и 2010 годы и разработанный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их использование – размещение; паспорта опасных отходов.
Приказом заведующей ГДОУ № 35 от 25.10.2009 ответственными за обращение с отходами назначены Лазарева Т.Н. и Петрова Л.И., которые не прошли соответствующей подготовки и не имеют свидетельства (сертификата) на право работы с опасными отходами.
Нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды носят характер серьезных нарушений, имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса, поскольку могут оказать негативное воздействие на условия жизнедеятельности человека и тем самым, поставить под угрозу жизнь и здоровье людей, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц и направлено на восстановление положения, существовавшего до нарушения права (л.д. 3-6).
Процессуальный истец в суд явился, на иске настаивал.
Представитель ответчика в суд явился, иск признал.
Представитель 3 лица Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 35-36).
Представитель 3 лица Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 38).
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с нормами ст.38 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства.
Согласно Уставу ГДОУ детский сад №5 Колпинского района СПб является юридическим лицом, одной из задач которого является охрана жизни и здоровья детей (л.д. 7-19).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
На основании ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.
Статья 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» гласит, лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
Приказом заведующей ГДОУ № 35 от 25.10.2009 ответственными за обращение с отходами назначены Лазарева Т.Н. и Петрова Л.И. (л.д. 23), которые не прошли соответствующей подготовки и не имеют свидетельства (сертификата) на право работы с опасными отходами.
Данные факты свидетельствуют о неисполнении ГДОУ детский сад №5 Колпинского района требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства», в результате чего создается угроза возникновения вредных воздействий на здоровье человека и окружающую природную среду.
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами, в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии с ч.1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Таким образом, при осуществлении надзора за исполнением законов, прокурор при наличии информации о нарушениях юридическим лицом требований природоохранного законодательства, вследствие которых нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на приоритет охраны жизни и здоровья человека настоящего и будущего поколений; на обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, на основании ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды носят характер серьезных нарушений, имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса, поскольку могут оказать негативное воздействие на условия жизнедеятельности человека и тем самым, поставить под угрозу жизнь и здоровье людей, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц и направлено на восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку в соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Прокурор против принятия судом признания ответчиком иска не возражал. При таких обстоятельствах суд считает, что принятие признания ответчиком иска не будет противоречить закону или нарушать права и законные интересы других лиц.
Требования прокурора законны и обоснованы, подлежат удовлетворению не зависимо от признания иска ответчиком.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В связи с этим госпошлина в размере 200 рублей подлежит взысканию с ответчика.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать Государственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5 Колпинского района Санкт-Петербурга в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу разработать и предоставить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта опасных отходов.
Обязать Государственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5 Колпинского района Санкт-Петербурга в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу организовать профессиональную подготовку ответственных за экологию работников, получить соответствующие свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами.
Взыскать с ГДОУ Детский сад № 5 Колпинского района Санкт-Петербурга в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Городской суд Санкт-Петербурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья Леонтьева Е.А.