Дело № 2-225/11 «25» января 2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи Леонтьевой Е.А.,
при секретаре Гришиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ламоткина И.Т. о признании незаконным бездействия призывной комиссии районного военного комиссариата г. Колпино,
установил:
Заявитель обратился в суд с заявлением, просил признать незаконным бездействие ПК районного военного комиссариата г. Колпино по непринятию одного из решений, предусмотренных ст. 28 ФЗ «О ВОиВС»; обязать ПК районного военного комиссариата г. Колпино зачислить заявителя в запас в соответствии с законодательством РФ, имеющимися заболеваниями и представленными медицинскими и иными документами (л.д. 6, 7), уточнив требования, просит признать бездействие призывной комиссии МО г. Колпино, выразившееся в воздержании от организации медицинского освидетельствования заявителя, принятии в отношении заявителя решения, предусмотренного ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» с 01 октября 2010 г. по 31.12.2010 г. незаконным; признать бездействие военного комиссариата Санкт-Петербурга, выразившееся в воздержании от исполнения обязанности по организации призыва заявителя на военную службу с 01 октября 2010 г. по 31.12.2010 г. незаконным; обязать призывную комиссию МО г. Колпино принять в отношении заявителя решение, предусмотренное ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (л.д. 60).
В ходе рассмотрения дела заявитель отказался от части требований: о зачислении в запас, обязании районной призывной комиссии принять решение, о признании незаконным бездействия ПК МО г. Колпино за период с 01.10.2009 по 31.12.2010 г. (л.д. 81), производство по делу в этой части было прекращено.
Заявитель в суд явился, на удовлетворении заявления настаивал.
Представитель Военного комиссариата г. Санкт-Петербурга, действующий на основании доверенности (л.д. 17), в суд явился, против удовлетворения заявления возражал, заявил о пропуске заявителем срока на обращение в суд.
Представитель Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга города Колпино, действующий на основании доверенности (л.д. 73), в суд явился, против удовлетворения заявления возражал.
Представитель Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга города Колпино, действующий на основании доверенности (л.д. 74), в суд явился, против удовлетворения заявления возражал, представил письменные возражения (л.д. 78-79).
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
В обоснование требований заявитель указал, что с 2006 г. наблюдается у офтальмолога, в результате обследований и на основании полученных медицинских документов призывная комиссия приняла решение о признании заявителя ограничено годным к службе в ВС РФ и предоставила отсрочку для дальнейшего обследования прогрессии болезни; данная отсрочка была предоставлена неоднократно в течение нескольких лет; после обследования в 2009 г. заявитель представил медицинские документы и на основании документов ждал решения ПК, но не получил вызова в военный комиссариат г. Колпино, после этого неоднократно ходил в военный комиссариат к врачу, внятного ответа не получил (л.д. 6).
В соответствии со ст. 59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту); призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за исключениями, указанными в данной статье, к настоящему делу не относящимися.
Как следует из ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата. Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663 призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации (пункт 2); призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации (пункт 3). Призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 5). Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата (пункт 6).
Как указано в пункте 13 Положения о призыве на военную службу граждан РФ Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса – пункт 17.
Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе (утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. № 123) заочное (по документам) медицинское освидетельствование запрещается, если иное не определено настоящим Положением. Положением определено, что заочное медицинское освидетельствование может проводиться только лишь по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации, в случае проведения контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, такое освидетельствование может проводиться путем изучения личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан.
Как следует из материалов дела, личного дела призывника (л.д. 18-50), объяснений заявителя и представителя военкомата, при осуществлении призыва осенью 2009 г. заявителю было выдано направление в диагностический Центр № 7 (глазной), в результате обследования в центре ему был установлен диагноз «А», согласно заключению врача-специалиста от 16.12.2009 г. призывник временно не годен к военной службе на 6 месяцев в связи с тем, что патологический процесс не завершен, рекомендовано динамическое наблюдение (л.д. 27).
Как пояснил представитель военкомата, заявителю надлежало явиться на заседание комиссии, где, скорее всего, было бы принято решение о предоставлении Ламоткину отсрочки от призыва на военную службу сроком на полгода, однако поскольку заявитель не явился, никакого решения в отношении него принято не было.
Представитель военкомата заявил также о пропуске заявителем срока на обращение в суд (л.д. 56).
В соответствии со ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод; пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.; причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Заявитель пояснил, что ему было известно о том, что осенний призыв 2009 г. закончился 31 декабря 2009 г., доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших ему в трехмесячный срок обратиться в суд с жалобой на действия (бездействие) Призывной комиссии, суду не представил и об их наличии не сообщил, указав, что его вводили в заблуждение офтальмолог и военкомат.
Суд не усматривает оснований для признания незаконным действий (бездействия) Призывной комиссии, осуществлявшей осенью 2009 г., призыв на военную службу граждан РФ, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга г. Колпино, а также не усматривает оснований для признания незаконным действий (бездействия) Военного комиссариата Санкт-Петербурга в отношении заявителя при организации осеннего призыва 2009 г., так как нарушений действующего законодательства при осуществлении мероприятий по призыву в отношении заявителя судом не установлено, представителем военкомата представлены доказательства вызова заявителя, путем направления ему повесток, на заседание призывной комиссии, для медицинского освидетельствования (л.д. 75-76), никаких решений в отношении заявителя ни призывной комиссией, ни военкоматом по итогам осеннего призыва 2009 г. не принималось, кроме того, заявителем пропущен срок на обращение в суд с заявлением об обжаловании действий (бездействия) Призывной комиссии, ходатайств о восстановлении пропущенного срока, доказательств уважительности причин пропуска срока заявителем не заявлялось и не представлялось.
Что касается требования заявителя о признании незаконным бездействие военного комиссариата Санкт-Петербурга, выразившееся в воздержании от исполнения обязанности по организации призыва заявителя на военную службу с 01 октября 2010 г. по 31.12.2010 г., суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку как следует из представленных документов, военный комиссариат в спорный период неоднократно направлял заявителю в соответствии со ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» повестки о явке для медицинского освидетельствования (л.д. 75-76), таким образом, исполнял возложенные на него обязанности по организации призыва граждан на военную службу. Заявитель указывал, что повесток не получал, однако, по мнению суда, заявитель не был лишен возможности самостоятельно обратиться в военный комиссариат за получением повесток для прохождения медицинского освидетельствования при проведении призывов 2010 г.
Заявителем в материалы дела были представлены его обращения в военный комиссариат (л.д. 51-53), которые не имеют отношения к обжалуемым действиям (бездействию), поскольку в указанных обращениях заявитель требует от военного комиссариата направления заявителю копии решения военной призывной комиссии от осеннего призыва 2009 г., выдать на руки копию протокола медицинской комиссии (без указания даты), однако как было установлено судом при осуществлении осеннего призыва 2009 г. никаких решений в отношении заявителя призывная комиссия не принимала.
В настоящее время мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не проводятся, в связи с этим не усматривается нарушение прав заявителя со стороны органов, действия (бездействие) которых он просит признать незаконными.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 246, 258, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Ламоткину И.Т. в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия призывной комиссии районного военного комиссариата г. Колпино отказать.
Решение может быть обжаловано в Городской суд Санкт-Петербурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья Е.А. Леонтьева