Дело № 2-149\11 г. 08 февраля 2011 годаР Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Леонтьевой Е.А.,
при секретаре Смирновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андриянова В.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Колпинскому району Санкт-Петербурга об оспаривании решения,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, с учетом уточнений иска просит решение ответчика от 21.11.2008 г. об отказе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости отменить и назначить данную пенсию с момента обращения в Пенсионный фонд (л.д. 5-6, 67-68, 74-75).
Истец в суд явился, на иске настаивал.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности (л.д. 62), в суд явился, иск не признал, представил письменный отзыв (л.д. 24-27).
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения иска в связи со следующим.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон о трудовых пенсиях) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (подпункт 2 пункта 1).
Истец считает, что приобрел право на досрочную трудовую пенсию по старости, так как с 20.11.1969 г. по 01.11.1972 г. нес службу в Советской Армии; с 11.10.1978 г. по 31.08.1982 г., и с 20.09.1989 г. по 09.04.1991 г. – в работал м., н., з. (л.д. 13-15).
Согласно данным, поданным истцом в Пенсионный фонд, всего он отработал на работах с тяжелыми условиями труда 5 лет 5 месяцев и 11 дней.
В связи с этим, по мнению суда, ответчик обоснованно отказал истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Истец полагает, что при рассмотрении вопроса о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в специальный стаж, предусмотренный п.п. 2 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, подлежит включению служба истца в Советской Армии с 20.11.1969 г. по 01.11.1972 г., при этом истец ссылается на Постановление Совета Министров СССР от 04.08.1956 г., кроме того, истец считает, что должно применяться положение ныне действующего Закона о трудовых пенсиях, позволяющее уменьшить возраст, предусмотренный статьей данного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (подпункт 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации).
Таким образом, право истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости может возникнуть только в том случае, если сначала в его специальный трудовой стаж будет включен срок службы истца в армии – тогда специальный стаж составит 8 лет 4 месяца и 22 дня; а затем пенсионный возраст истца будет снижен пропорционально отработанному специальному стажу.
Суд приходит к выводу, что основания для исчисления стажа истца таким способом отсутствуют.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункта «б» п. 1 Постановления Правительства РФ «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 18.07.2002 г. № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10; время выполнявшихся до 01.01.1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 2 1991 года.
Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, предусмотрен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях. Включение в специальный стаж периодов службы в армии по призыву этими Правилами не предусмотрено.
Если исчислять страховой и специальный стаж истца по нормам законодательства, действовавшего в период его работы, то к периоду его работы до 01.01.1992 г. подлежит применению Список № 2 1956 г. С учетом положений Закона СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г., а также Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г.
Постановлением Совета Министров СССР от 04.08.1956 г. № 1044 «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», предусматривалось, что служба в армии засчитывается в общий стаж работы (пункт 109), а п. 109 Положения 1972 г. позволял службу в составе Вооруженных сил СССР приравнивать по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Однако снижение пенсионного возраста пропорционально отработанному специальному стажу Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г., Положением 1972 г. не предусматривалось.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 № 107-О положения подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан, которые в период до 1 января 1992 года были заняты на работах с тяжелыми условиями труда и до 1 января 2002 года имели право на пенсию в связи с особыми условиями труда, назначаемую ранее общего пенсионного возраста. Однако ссылки истца на данное Определение необоснованны, так как оно касается случаев, когда весь специальный стаж выработан до 01.01.1992 г. и у заявителей имелось право на пенсию по старости на льготных условиях по нормам Закона 1956 г.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, содержащаяся норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального закона - исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Истец ссылался на главу VI Закона о трудовых пенсиях «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав», утверждая, что при начислении ему пенсии должны применяться одновременно и нормы законодательства, предусматривающие включение в специальный стаж время службы в армии, но не позволяющие снижать пенсионный возраст пропорционально отработанному специальному стажу, и положения Закона о трудовых пенсиях от 17.12.2001 г., которыми позволяется снижение пенсионного возраста пропорционально отработанному специальному стажу, но не предусматривается включение в специальный стаж срока службы в армии.
Суд не может согласиться с мнением истца, так как на момент принятия Закона о трудовых пенсиях право истца на получение досрочной трудовой пенсии по старости не возникло ввиду отсутствия необходимого специального стажа, поскольку истцом не было отработано и половины предусмотренных законом 12 лет 6 месяцев, а положений, позволяющих одновременно и включать в специальный стаж службу в армии по призыву, и снижать пенсионный возраст пропорционально отработанному специальному стажу, пенсионное законодательство не содержало никогда.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Андриянову В.Н. в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Городской суд Санкт-Петербурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья Леонтьева Е.А.