Дело № 2-603/11 20 апреля 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Вересовой Н.А.,
При секретаре Никандровой С.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга к Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга п.Усть-Ижора об обязании проведения работ по уборке акватории водного объекта,
У С Т А Н О В И Л:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга п.Усть-Ижора, и просит обязать ответчика, в срок до 31.08.2011, принять меры к реализации полномочия по исполнению вопроса местного значения и провести уборку акватории водного объекта пруда без названия, расположенного в 330 м на юг от пересечения пр. С. и пр. Д., включенного в приложение № 2 к распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 15.04.2008 № 52-р за № **, идентификатор – **, имеющего площадь зеркала 562 кв.м.
В обоснование иска указывает, что проверкой выявлены нарушения требований законодательства в области охраны водных объектов в деятельности местной администрации МО п.Усть-Ижора.
Проверкой установлено, что на территории МО п.Усть-Ижора протекает водный объект регионального контроля – пруд, без названия, расположенный в 330 м на юг от пересечения Советского пр. и пр.Девятого января. Согласно приложению № 2 «Перечень водоемов, расположенных на территории Санкт-Петербурга и подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов» к распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 15.04.2008 № 52-р, данный водный объект включен в приложение за № ***, идентификатор – ****, имеет площадь зеркала 562 кв.м.
Водный объект не включен в адресные программы по уборке водных объектов органов исполнительной власти Санкт-Петербурга – Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечении. экологической безопасности Санкт-Петербурга и Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга.
Местная администрация МО п.Усть-Ижора не реализует полномочия по исполнению вопроса местного значения – уборке акватории водного объекта пруда, без названия, расположенного в 330 м на юг от пересечения Советского пр. и пр.Девятого января, включенному в приложение № 2 «Перечень водоемов, расположенных на территории Санкт-Петербурга и подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов» к распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 15.04.2008 № 52-р, за № ***, идентификатор – ****, имеющего площадь зеркала 562 кв.м.
Учитывая, что выявленные нарушения носят характер серьезных нарушений, имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга в суд явился, исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица – Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика - Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга п.Усть-Ижора в суд явился, исковые требования не признал, представил письменные возражения по иску.
В обоснование не признания иска ответчик указывает, что правовая позиция истца основывается на том, что если исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга не включают в свои программы уборку водных акваторий, то органы местного самоуправления обязаны это делать.
Водный кодекс РФ однозначно определяет, что мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий, указанных явлений, осуществляют собственники водных объектов.
Ст.27 Водного кодекса РФ определены полномочия органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.
В собственности муниципального образования Санкт-Петербурга п.Усть-Ижора водных объектов нет. Спорный пруд относится к водным объектам, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации.
Таким образом, осуществление мер по охране указанного водного объекта – пруда без названия, расположенного в 330 м на юг от пересечения пр. С. и пр. Д., включенного в приложение № 2 к распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 15.04.2008 № 52-р, за № ***, идентификатор – ****, с целью ликвидации его загрязнения и засорения, расположенного в границах Санкт-Петербурга должен производить Санкт-Петербург, за счет средств своего бюджета.
Правительство Санкт-Петербурга постановлением от 06.04.2004 № 530 закрепило полномочие по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Санкт-Петербурга за Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с абзацем 10 пункта 9 ст.10 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» к вопросам местного значения муниципальных образовании отнесено «участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территории, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга». Указанный истцом вопрос местного значения со ссылкой на данный Закон, предоставляет ОМСУ Санкт-Петербурга п.Усть-Ижора право на расходование средств местного бюджета на уборку водных акваторий в границах муниципального образования в пределах выделяемых бюджетом муниципальных образований средств, но не подменяет собой обязанность собственника водного объекта (или уполномоченного им органа) по обеспечению надлежащего состояния объекта собственности.
Такое право ОМСУ Санкт-Петербурга п.Усть-Ижора реализуют, проводя разовые мероприятия по уборке отдельных участков акватории водного объекта пруда без названия в ходе проведения субботников.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.ст.4, 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» - Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
земли, недра, почвы;
поверхностные и подземные воды;
леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области охраны окружающей среды определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с подпунктами 2, 9 п.2 ст.10 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» - к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относятся - участие в мероприятиях по охране окружающей среды в границах муниципального образования, за исключением организации и осуществления мероприятий по экологическому контролю;
участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии со ст.17 Закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» утвержден Перечень расходных обязательств внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами Санкт-Петербурга.
В п.5.2. Перечня расходных обязательств внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами Санкт-Петербурга Приложение 20 к Закону Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов» включены расходные обязательства по благоустройству территории муниципального образования, связанному с обеспечением санитарного благополучия населения, в том числе:
участию в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Судом установлено, что на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга п.Усть-Ижора протекает водный объект – пруд без названия. Указанный водный объект включен в приложение № 2 перечней водных объектов на территории Санкт-Петербурга подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, утвержденных распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 15.04.2008 № 52-р за № ***, идентификатор – ****, имеющий площадь зеркала 562 кв.м.
В адресные программы администрации Колпинского района Санкт-Петербурга на 2011 год по очистке водных акваторий и береговых полос и Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на 2011 год пруд без названия, расположенный в 330 м на юг от пересечения пр. С. и пр. Д., включенный в Приложение № 2 к распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечении. экологической безопасности от 15.04.2008 № 52-р за № ***, идентификатор - ****, имеющего площадь зеркала 562 кв.м не включен.
Представителем ответчика суду не представлено доказательств того, что местной администрацией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга п.Усть-Ижора реализуются полномочия по исполнению вопроса местного значения – уборки акватории водного объекта пруда без названия, расположенного в 330 м на юг от пересечения пр. С. и пр. Д., включенного в Приложение № 2 к распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечении. экологической безопасности от 15.04.2008 № 52-р за № ***, идентификатор- ****, имеющего площадь зеркала 562 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом «Об охране окружающей среды», ст.10 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга к Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга п.Усть-Ижора об обязании проведения работ по уборке акватории водного объекта удовлетворить.
Обязать Местную Администрацию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга п.Усть-Ижора в срок до 31.08.2011 принять меры к реализации полномочия по исполнению вопроса местного значения и провести уборку акватории водного объекта пруда без названия, расположенного в 330 м на юг от пересечения пр. С. и пр. Д., включенного в Приложение № 2 к распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности от 15.04.2008 № 52-р за № ***, идентификатор - ****, имеющего площадь зеркала 562 кв.м.
Решение может быть обжаловано в городской суд Санкт-Петербурга в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья Н.А.Вересова