Дело № 2-486/11 06 апреля 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга
В составе председательствующего судьи Семеновой С.Е.
При секретаре Кудрявцевой Е.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комаровой И.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Решениями Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга от 10.12.2010 года и 22.12.2010 года отказано Комаровой И.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Комарова И.А. предъявила иск к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга о назначении досрочной трудовой пенсии по старости указывая, что ответчиком неправомерно не зачтены в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, период ее работы с 29.08.1995 года по 31.05.1997 года (1 год 09 месяцев 03 дня) в должности учителя географии в товариществе с ограниченной ответственностью «Авторская школа «Л****», товариществе с ограниченной ответственностью Негосударственное образовательное учреждение «Авторская школа «Л****»; с 02.06.1997 года по 31.08.1998 года (1 год 03 месяца) в должности учителя биологии и географии в товариществе с ограниченной ответственностью «К***», обществе с ограниченной ответственностью «К***», а всего - 2 года 11 месяцев 03 дня. Истица просила признать решения ответчика № */*** от 10.12.2010 года и 22.12.2010 года об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости незаконными; признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей с 01.09.2009 года;
обязать ответчика зачесть ей в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии спорные периоды работы; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с 22.09.2010 года.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Малиновская О.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, в своих возражениях по иску указывает, что спорные периоды работы истицы не подлежат включению в ее специальный трудовой стаж, поскольку документально не подтверждено, что ТОО «Авторская школа «Л****», ТОО НОУ «Авторская школа «Л****», ТОО «К***» и ООО «К***» являлись учреждениями для детей; наименования данных организаций не предусмотрены ни Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 29.10.2002 года № 781, ни ранее действовавшим Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463. Кроме того, досрочная трудовая пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью не может быть назначена истице с даты первичного обращения к ответчику, поскольку юридически значимые последствия, которые позволяют включить спорные периоды в специальный стаж, могут быть установлены лишь в ходе судебного разбирательства, а на момент первоначального обращения истицы в органы Пенсионного Фонда РФ с заявлением о назначении пенсии указанные юридически значимые обстоятельства не были подтверждены в установленном порядке и оснований для досрочного назначения пенсии не имелось. Признание права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может наступить лишь с момента вынесения решения суда по делу, которым установлены вышеуказанные юридически значимые обстоятельства и признано право на досрочную трудовую пенсию.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетеля Ковенковой С.Е., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что Комарова (ранее И*******) И.А., **.**.19** года рождения, назначена учителем географии в среднюю школу № ** города Т***** 16.08.1984 года, в последующем работала в должностях учителя географии и биологии в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Данное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой истицы.
22.09.2010 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.
Решениями Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга № */*** от 10.12.2010 года и 22.12.2010 года (принятым во изменение решения от 10.12.2010 года) отказано Комаровой И.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
При этом в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по выслуге лет, включены следующие периоды работы: с 16.08.1984 года по 10.08.1987 года (02 года 11 месяцев 25 дней) в должности учителя географии в средней школе № **; с 27.08.1987 года по 28.08.1995 года (08 лет 00 месяцев 02 дня) в должности учителя географии в средней школе № ***; с 01.09.1998 года по 26.08.1999 года (11 месяцев 26 дней) в должности учителя географии в ГОУ СОШ № ***;
с 27.08.1999 по 21.09.2010 (11 лет 00 месяцев 25 дней) должности учителя географии, биологии в ГОУ СОШ № ***. Итого специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (пп.19 п.1 ст.27) составил 23 года 00 месяца 17 дней, страховой стаж - 26 лет 00 месяцев 20 дней.
В то же время периоды работы истицы с 29.08.1995 года по 31.05.1997 года в должности учителя географии в товариществе с ограниченной ответственностью «Авторская школа «Л****»», товариществе с ограниченной ответственностью «Негосударственное образовательное учреждение «Авторская школа «Л****»; с 02.06.1997 года по 31.08.1998 года в должности учителя биологии и географии в товариществе с ограниченной ответственностью «К***», обществе с ограниченной ответственностью «К***» не были включены в специальный стаж работы дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года по тем основаниям, что организации, в которых работала истица в должности учителя - товарищество с ограниченной ответственностью «Авторская школа «Л****», товарищество с ограниченной ответственностью «Негосударственное образовательное учреждение «Авторская школа «Л****», товарищество с ограниченной ответственностью и общество с ограниченной ответственностью «К***» - не являются учреждениями, которые предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.
Истица, оспаривая отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии, указывает, что спорные периоды ее работы должны быть зачтены в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, так как товарищество с ограниченной ответственностью «Авторская школа «Л****», товарищество с ограниченной ответственностью «Негосударственное образовательное учреждение «Авторская школа «Л****», товарищество с ограниченной ответственностью и общество с ограниченной ответственностью «К***» фактически являлись частными школами, она работала в данных организациях в должности учителя, обучала детей. Действующее законодательство не содержит требований о том, чтобы педагогическая, деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях.
Суд находит доводы истицы обоснованными.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ от 30.11.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 указанного Закона № 173-Ф3 списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона № 173-Ф3, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с действующим до 01.01.2002 года Законом РФ от 20 ноября 1990 года N 3340 "О государственных пенсиях в РФ" (в редакции от 16.04.2001 года) пенсия в связи с педагогической деятельностью также назначалась при выслуге не менее 25 лет.
Постановлением Правительства Российской федерации от 29.10.2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П содержащаяся пункте 4 статьи 30 Закона № 173-Ф3 норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Таким образом, к спорным периодам работы истицы
до 01.11.1999 года применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463.
Должность «учитель» включена в вышеуказанные Списки, однако в числе образовательных учреждений, перечень которых содержится в Списках, не указаны товарищества и общества с ограниченной ответственностью.
Однако, в соответствии с п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Как усматривается из уставов ТОО «Авторская школа «Л****»», ТОО «Негосударственное образовательное учреждение «Авторская школа «Л****», ТОО и ООО «К***», их основным видом деятельности являлась образовательная. ТОО «Авторская школа «Л****»», ТОО «Негосударственное образовательное учреждение «Авторская школа «Л****», ТОО «К***» и ООО «К***» осуществляли образовательную деятельность на основании лицензий, выданных в установленном законом порядке.
Доводы представителя ответчика о том, что в Уставе ТОО «Авторская школа «Л****», зарегистрированном решением Исполкома Колпинского Совета народных депутатов от 25.04.1991 № ***, содержатся положения о том, что данное юридическое лицо является предприятием, создано на основании Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990 № 445-1, время работы на предприятии не включается в трудовой стаж (в том числе педагогический), суд не может принять во внимание, поскольку указанный Устав был принят в 1991 году на основании Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», с 01.01.1995 года введена в действие часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, Устав подлежал приведению в соответствие с действующим законодательством. Решением Собрания Участников от 25.12.1995 года принята новая редакция Устава, который перерегистрирован с дополнениями и изменениями распоряжением Главы администрации Колпинского района мэрии Санкт-Петербурга от 26.01.1996 № 65-р. Согласно п. 1.3 ст.1 Устава, Л**** является негосударственным частным общеобразовательным учреждением начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. В соответствии с п.3.2 ст.3, п.4.1 ст.4 Устава, основным направлением деятельности Лицея является образовательная деятельность, основной уставной деятельностью является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) образования. Согласно п.4.21 Устава, лицам, прошедшим аттестацию, Л**** выдает документ о соответствующем образовании в соответствии с государственной лицензией и аккредитацией.
Аналогично Устав ТОО «К***», зарегистрированный решением Главы администрации Колпинского района Санкт-Петербурга в 1992 году был принят в соответствии с действовавшим до 1995 года законодательством, в новом Уставе ООО «К***», зарегистрированном распоряжением Главы территориального управления Колпинского административного района Санкт-Петербурга от 06.01.1998 года № 5-р, целью деятельности Общества указана реализация государственной политики в области образования. В соответствии с 2.2 Устава общество осуществляет следующие виды деятельности: образовательная по реализации программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, специального (коррекционного) образования.
В соответствии с Лицензией * ****** от 13.06.1996 № *** со сроком действия до 01.06.1997, Комитетом по образованию Санкт-Петербурга разрешено ТОО НОУ «Авторская школа «Л****» осуществление образовательной деятельности согласно образовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
В соответствии с Лицензией * ****** от 25.12.1997 года № ***1 со сроком действия до 01.10.2002, Комитетом по образованию Санкт-Петербурга разрешено ТОО «К***» осуществление образовательной деятельности в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Из объяснений истицы, материалов дела, показаний свидетеля К. следует, что в соответствии с указанными лицензиями, ТОО «Авторская школа «Л****»», ТОО «Негосударственное образовательное учреждение «Авторская школа «Л****», ТОО и ООО «К***» осуществляли образовательную деятельность согласно программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для детей до 18 лет, в периоды, не включенные ответчиком в специальный трудовой стаж истицы, истица преподавала географию и биологию детям с 5 по 11 класс, то есть выполняла работу, аналогичную по своим условиям, характеру и специфике работе учителя географии и биологии в государственных образовательных учреждениях (школах).
Свидетель К., ранее носившая фамилию «П», показала, что она являлась учредителем и генеральным директором ТОО (затем ООО) «К***», которое представляло собой частную школу, несмотря на записанную в уставе организации возможность обучения взрослых, фактически в школе обучались лишь несовершеннолетние, ТОО «Авторская школа «Л****», а затем ТОО «Негосударственное образовательное учреждение «Авторская школа «Л****» являлось конкурентом ТОО «К***», в середине 1997 года прекратило свою деятельность, а работавшие в данной школе учителя, в том числе истица, были приняты на работу в ТОО «К***», которое также прекратило свою деятельность в 1998 году, поскольку закончился срок действия договора аренды помещения, где находилась школа, ООО «К***» не было включено в ЕГРЮЛ и фактически перестало существовать, обучающиеся в данной школе дети были переведены в государственные школы, вся документация ООО «К***» осталась у нее, как учредителя и генерального директора.
В судебном заседании по ходатайству истицы обозревались алфавитные книги учащихся, протоколы переводных экзаменов, наряд переписки, из которых следует, что в ТОО «Авторская школа «Л****», ТОО «Негосударственное образовательное учреждение «Авторская школа «Л****», ТОО и ООО «К***» обучались дети до 18 лет.
Наименование юридического лица не в соответствии с наименованием, предусмотренным списками, как обстоятельство, не зависящее от истицы, не может лишить ее права на назначение досрочной трудовой пенсии.
Должности, которые занимала истица в спорные периоды (учитель географии, учитель географии и биологии), характер и специфика ее работы, соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463.
Следовательно, спорные периоды работы истицы подлежат зачету в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.
С учетом спорных периодов работы специальный трудовой стаж истицы на момент обращения с заявлением о назначении пенсии (22.09.2010 года) составил 26 лет 00 месяцев 20 дней. Соответственно, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости возникло у истицы с 01.09.2009 года, поскольку по состоянию на указанную дату истица имела общий и специальный стаж работы – 25 лет.
Согласно п.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях, не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Следовательно, истице, должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости с момента обращения за назначением пенсии – 22.09.2010 года, поскольку на момент обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Колпинскому району Санкт-Петербурга с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, у истицы существовало право на назначение указанной пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконными решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга от 10.12.2010 года и 22.12.2010 года об отказе Комаровой И.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Признать за Комаровой И.А., 01.05.1962 года рождения, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 01.09.2009 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга включить Комаровой И.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периоды работы с 29.08.1995 года по 31.05.1997 года (один год девять месяцев три дня) в должности учителя географии в Товариществе с Ограниченной ответственностью «Авторская школа «Л****»», Товариществе с Ограниченной ответственностью Негосударственное образовательное учреждение «Авторская школа «Л****»»; с 02.06.1997 года по 31.08.1998 года (один год три месяца) в должности учителя биологии и географии в Товариществе с Ограниченной ответственностью «К***», Обществе с ограниченной ответственностью «К***».
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга назначить Комаровой И.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 22.09.2010 года.
Решение может быть обжаловано в городской суд Санкт-Петербурга через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: С.Е.Семенова