Дело № 2-1610/11 03 ноября 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Бутковой Н.А., при секретаре Кобзевой В.С., с участием адвоката Ерофеева К.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тчанниковой А.А. к Администрации Колпинского района о признании незаконным решения, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, УСТАНОВИЛ: Тчанникова А.А. обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным решение Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 26.07.11 № *** и обязать Администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ветерана ВОВ. В обоснование требований истица указала, что является тружеником тыла в годы ВОВ, пенсионером, инвалидом 2 группы по общему заболеванию, обратилась к ответчику с заявлением о приеме ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ветерана ВОВ. В оспариваемом решении ответчик отказал ей в приеме на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обосновав отказ тем, что она проживает в Санкт-Петербурге «в общей сложности» менее 10 лет и обеспеченность ее жилой площадью превышает 9 кв.м. на человека. Указом Президента РФ от 07.05.08 № 714 провозглашена необходимость завершения до 01.05.10 г. обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.03.05 ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах». Пункт 2 ст.1 Закона Санкт-Петербуга от 19.07.05 № 407-65, на который ссылается в своем отказе ответчик, фактически исключает из списка льготников ветеранов, не проживших в городе 10 лет, что, по мнению истицы, противоречит федеральному законодательству и не учитывает, что она является жителем блокадного Ленинграда, имеет перед страной и городом определенные заслуги, является пенсионеркой и не имеет средств для улучшения своих жилищных условий, ведет с семьей раздельное хозяйство, не имеет иного жилья, проживает в перенаселенной квартире. Представители истицы в судебное заседание явились, исковые требования поддержали. Пояснили, что в исковом заявлении ошибочно указано на то, что истица является жителем блокадного Ленинграда. Данное утверждение не соответствует действительности. Тчанникова А.А. в г.Ленинграде не проживала. В Санкт-Петербурге проживает с 2005 года. Представитель Администрации Колпинского района в судебное заседание явился, исковые требования не признал. Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, оценив все представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Пунктом 1 Указа Президента РФ № 714 от 07.05.08 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» от 12.01.95 г. № 5-ФЗ. Таким образом, основанием для обеспечения вышеназванной категории граждан жильем является нуждаемость в улучшении жилищных условий. При этом основания, по которым граждане данной категории признаются нуждающимися в жилищных условий в Указе Президента РФ № 714 от 07.05.08 не приведены. В статье 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам и иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В силу п.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. В пункте 2 этой статьи указано, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов(ст.5 ЖК РФ). В соответствии с п.2 ст.1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 (ред. от 10.05.2011) "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, следующих категорий: (в ред. Закона СПб от 05.05.2006 N 221-32) граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга; (абзац введен Законом СПб от 05.05.2006 N 221-32) многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей; (абзац введен Законом СПб от 05.05.2006 N 221-32) ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий; (абзац введен Законом СПб от 05.05.2006 N 221-32) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов; (абзац введен Законом СПб от 05.05.2006 N 221-32) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей. (абзац введен Законом СПб от 18.07.2007 N 401-75) Реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, признаются нуждающимися в жилых помещениях и принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. (абзац введен Законом СПб от 05.05.2006 N 221-32) На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, являющиеся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге для проживающих в коммунальных квартирах. (абзац введен Законом СПб от 02.11.2007 N 513-101) Гражданам, являющимся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальной квартире, подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга по расселению коммунальных квартир в Санкт-Петербурге, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Решением Санкт-Петербургского городского суда от 08.10.2007 по делу N 3-***/07, вступившим в законную силу, абзац первый пункта 2 статьи 1 в части слов "проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет" и абзац пятый пункта 1 статьи 7 в части слов "документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет" Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" от 30 июня 2005 года N 407-65 признаны не противоречащими федеральному законодательству. Поскольку на федеральном уровне вопрос, связанный с основаниями признания нуждающимися в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, не урегулирован, на территории Санкт-Петербурга подлежит применению Закон Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 (ред. от 10.05.2011) "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", который регулирует вопросы принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, в том числе Ветеранов Великой Отечественной войны, устанавливая при этом в качестве условия для такого принятия срок проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет. Согласно справке о регистрации от 23.08.2011 г. истица зарегистрирована постоянно с 15.06.2010 г. в отдельной трехкомнатной квартире ** дома * по ул.<…> в п.N Санкт-Петербурга. Совместно с ней зарегистрированы сын Тчанников Н.И., невестка Т., внук Т. с супругой Т. и дочерью жены Т., внук Т. с детьми Т. Т. и Тчанников Н.И. являются собственниками 10/56 и 11/56 долей соответственно в вышеуказанной квартире на основании договора № ***** передачи доли коммунальной квартиры, заключенного с Администрацией Колпинского района 21.05.09, Тчанников Н.И. является собственником 20/56 и 15/56 долей в праве общей долевой собственности на эту квартиру на основании договоров купли-продажи. Тчанникова А.А. является ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением сер. ВВ № *******, выданным 26.05.04 Департаментом труда и социального развития <…> области. 13.07.2011 г. Тчанникова А.А. обратилась в Администрацию Колпинского района с заявлением, в котором просила принять ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В разделе льготы указала – труженик тыла ст.20. Решением районной жилищной комиссии Колпинского района от 22.07.2011 № 26 в удовлетворении заявления о постановке на учет отказано, о чем Тчанникова А.А. поставлена в известность ответом за подписью и.о.заместителя главы Администрации Колпинского района от 26.07.11 № ***. В обоснование отказа Администрация указала, что истица не имеет 10-летнего стажа проживания в Санкт-Петербурге; на одного человека проживающего в трехкомнатной квартире общей площадью 80,30 кв.м., приходится 13,38 кв.м., что значительно превышает учетную норму/ Представленными УФМС по СПб и ЛО документами подтверждается, что Тчанникова А.А. была зарегистрирована в Санкт-Петербурге по адресу: <…>, 15.06.10 на основании ее заявления с согласия сына Тчанникова Н.И., законного представителя несовершеннолетнего Т. от июня 2010 г. В заявлении о регистрации по месту жительства, подписанном Тчанниковой А.А. указан адрес ее прибытия: <…>. Данный адрес прибытия усматривается из карточки регистрации УФМС. Согласно представленным истцовой стороной документам, Тчанникова А.А. являлась собственником трехкомнатной квартиры № * общей площадью 59,7 кв.м., жилой – 43,6 кв.м. в доме * по ул.<…> района <…> области на основании договора передачи квартиры в собственность граждан, заключенного с МУП «…» 21.09.00. 16.06.10 истица, действуя через своего представителя Тчанникову Н.Н., произвела отчуждение принадлежащей ей в п.<…> района <…> области квартиры Н. за 90000 руб. согласно п.4 договора купли-продажи и расписки. В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии со ст.6 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться с заявлением о регистрации по новому месту жительства. Регистрация подтверждает факт проживания гражданина в определенной местности. Представители истицы утверждали, что истица проживает в квартире в Санкт-Петербуге с 2005 года, представили выписку и справку <…> участковой больницы, в которых указано, что истица находилась в этой больнице на койке сестринского ухода, 01.07.05 была увезена сыном по месту его проживания. Свидетели Ф. и Ю. подтвердили проживание истицы в Санкт-Петербурге с 2005 года. Данные обстоятельства не свидетельствуют о неправомерности отказа Администрации в постановке истицы на учет, поскольку не подтверждают ее факт проживания на территории Санкт-Петербурга более 10 лет. Суд также учитывает, что согласно объяснениям представителей истицы, она с период с 2005 года и до регистрации на территории Санкт-Петербурга в июне 2010 г. имела регистрацию по месту пребывания в Псковской области, куда перечислялась ее пенсия. При таких обстоятельствах, суд не может принять во внимание доказательства, подтверждающие проживание в Санкт-Петербурге без регистрации, в то время, как она была зарегистрирована проживающей в других субъектах Российской Федерации. Как следует из материалов дела, истица зарегистрирована в отдельной трехкомнатной квартире общей площадью 80,30 кв.м. На момент рассмотрения обращения истицы Администрацией района в квартире было постоянно зарегистрировано шесть человек. В силу п.1 ст.3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 (ред. от 10.05.2011) "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет: 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах. В решении, с которым высказывает несогласие истица, ответчик правильно при разрешении вопроса об обеспеченности Тчанниковой А.А. жилой площадью исходил из учетной нормы, установленной для отдельных квартир. Доводы истцовой стороны о том, что в квартире проживают фактически несколько семей, не влияют на законность принятого ответчиком решения, не соответствуют требованиям закона и добытым по делу доказательствам. В соответствии со ст. 16 ЖК РФ, к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Жилищный кодекс РФ не содержит непосредственного определения понятия коммунальной квартиры. Вместе с тем, в соответствии со ст. 62 ЖК РФ, предметом договора социального найма должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры), согласно ст. 30 ЖК РФ, собственник комнаты несет бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире. Положениями п. 6 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что комнаты по договорам социального найма могут предоставляться как нанимателям, так и собственникам других комнат в этой же коммунальной квартире в соответствии с п. 4 ст. 59 ЖК РФ. Согласно ст. 21 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга", коммунальная квартира - квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством. Таким образом, коммунальная квартира - это квартира, в которой отдельные комнаты заняты либо несколькими нанимателями либо несколькими собственниками, не являющимися членами одной семьи, по отдельным договорам найма или по договорам о собственности (приватизация, купля-продажа, дарение и т.п.). Как следует из материалов настоящего гражданского дела, истица проживает в отдельной трехкомнатной квартире, долевыми собственниками которой являются ее сын и правнук, без определения конкретных жилых помещений, передаваемых в пользование каждого из сособственников соответственно их доле, порядок пользования комнатами между сособственниками не определен, не открыт отдельный лицевой счет для оплаты коммунальных услуг, и доказательств иного не представлено. Т., допрошенная первоначально судом в качестве свидетеля, а затем представлявшая интересы истицы в судебном заседании на основании доверенности, показала, что она специально продала свое жилье в <…>, чтобы улучшить жилищные условия ей и ее детям. Дети до сих пор живут с ними. Истица составляет семью с нею и ее супругом. Свидетель Фролова С.П. показала, что истица живет в одной комнате с супругами Т., внуки живут в других комнатах, внук иногда помогает бабушке (истице по делу). Свидетель Ю. показала, что хоть молодежь и живет своей жизнью, но кормят бабушку (истицу). Продукты покупают для всей семьи. При таком положении ссылка истцовой стороны на то, что в квартире фактически проживают три семьи, не дает оснований рассматривать спорную квартиру коммунальной. С учетом указанного, истица, проживающая в отдельной трехкомнатной квартире в Санкт-Петербурге менее 10 лет, обеспеченная общей площадью по 13,38 кв. м на одного человека, не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с чем Администрация Колпинского района Санкт-Петербурга правомерно отказала в принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, правовые основания для обязания Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга принять Тчанникову А.А. на такой учет отсутствуют. При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 51-54 ЖК РФ, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: В удовлетворении искового заявления Тчанниковой А.А. к Администрации Колпинского района о признании незаконным решения, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении – отказать. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Н.А.Буткова На момент опубликования судебный акт не вступил в законную силу