о запрете осуществления деятельности



Дело № 2-2088/11 28 декабря 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Колпинский районный суд Санкт-Петербурга

В составе председательствующего судьи Семеновой С.Е.

При секретаре Еремине А.С.,

С участием прокурора Алешина А.М.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Слюдяная фабрика» о запрете осуществления деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Слюдяная фабрика» о запрете осуществления деятельности, ссылаясь на те обстоятельства, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства установлено нарушение ответчиком требований Федеральных Законов «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха». ЗАО «Слюдяная фабрика» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха в части исполнения плана графика контроля установленных нормативов ПДВ осуществляется не в полном объеме. Так, в протоколе № 12-ПВ отсутствуют результаты анализа промышленных выбросов в атмосферу от источника выделения загрязняющих веществ №65 (труба). ЗАО «Слюдяная фабрика» осуществляет производственную деятельность, при которой осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения, выданного в установленном законом порядке. На предприятии не ведутся паспорта на газоочистные установки (ГОУ), паспорта ГОУ не зарегистрированы в установленном порядке в Департаменте Росприроднадзора по СЗФО. Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства в области охраны водных объектов влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, носят характер серьезных нарушений, имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц. Прокурор просит запретить ЗАО «Слюдяная фабрика» в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от всех источников выбросов, принадлежащих данному юридическому лицу, расположенных на территории предприятия по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, ул.Ф, д.**, в отсутствие: разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; паспортов ГОУ, зарегистрированных в установленном законом порядке и введенных в эксплуатацию, взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддерживает.

Представитель 3-го лица Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному Федеральному округу в судебное заседание не явился, 3-е лицо ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель ответчика в судебное заседание явилась, с иском согласна, указанные прокурором нарушения признает, пояснила, что ответчиком предприняты меры, направленные на устранение выявленных прокурорской проверкой нарушений, подготовлен проект нормативов допустимых выбросов в атмосферу, который проходит процедуру согласования, подготовлены паспорта ГОУ, которые будут зарегистрированы и введены в эксплуатацию, на выполнение мероприятий, необходимых для получения разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, потребуется примерно два месяца.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приняв признание ответчиком иска, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки, проведенной в период с 07.10.2011 года по 30.11.2011 года, выявлены нарушение ответчиком требований Федеральных Законов «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха».

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.3 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно п.4 ст.23 названного федерального закона выбросы химических и иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы, - допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Атмосферный воздух, на основании ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

На основании п.1 ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, на основании ст.25 названного федерального закона, осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.1 ст.30 вышеуказанного закона, юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Вместе с тем, проверкой проведенной в период с 07.10.2011 года по 30.11.2011 года природоохранной прокуратурой установлено, что ЗАО «Слюдяная фабрика» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха в части исполнения плана графика контроля установленных нормативов ПДВ осуществляется не в полном объеме. Так, в протоколе №12-ПВ отсутствуют результаты анализа промышленных выбросов в атмосферу от источника выделения загрязняющих веществ №65 (труба). При этом, согласно графику контроля в составе согласованного проекта нормативов ПДВ загрязняющие вещества от источника №65 подлежат ежегодному контролю.

Согласно п.1 ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенным Правительством Российской Федерации.

Однако, ЗАО «Слюдяная фабрика» осуществляет производственную деятельность, при которой осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения, выданного в установленном законом порядке.

Согласно ч.7 ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в соответствии с п.1 ст.3О вышеуказанного закона, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно п.3.8.11 Инструкции по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, утвержденной приказом Росприроднадзора от 01.03.2011 № 112, для предприятий, имеющих газоочистные (ГОУ), должна иметься следующая документация, обеспечивающая соблюдение правил эксплуатации сооружений и оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов: паспорта установки очистки газа на каждую ГОУ; акты осмотра технического состояния ГОУ при обследовании установок очистки газа; все установки очистки газа должны быть зарегистрированы. Для всех ГОУ предприятия должны быть разработаны паспорта, в которых отражаются результаты периодических замеров концентраций, расходов и показатели эффективности их работы.

Вместе с тем, установлено, что на предприятии не ведутся паспорта на газоочистные установки (ГОУ), паспорта ГОУ не зарегистрированы в установленном порядке в Департаменте Росприроднадзора по СЗФО.

Данные факты подтверждаются суждением государственного инспектора отдела государственного экологического контроля Департамента Росприроднадзора по СЗФО, объяснениями представителя юридического лица - Х. (доверенность № *** от 29.11.2011), данными 30.11.2011 в природоохранной прокуратуре, материалами проверки.

Таким образом, ЗАО «Слюдяная фабрика» допущены грубые нарушения требований федерального законодательства об охране атмосферного воздуха.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

На основании ст.80 ФЗ «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Вышеуказанные нарушения влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, иск предъявлен прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Следовательно, требования прокурора о запрете ответчику выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежат удовлетворению.

При этом с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда – 60 дней с даты вступления решения суда в законную силу, поскольку ответчиком представлены документы, подтверждающие объяснения о предпринятых действиях, направленных на устранений выявленных прокурорской проверкой нарушений, обоснована необходимость предоставления двухмесячного срока исполнения решения, указанный срок в данном случае будет являться разумным.

В порядке ст.103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет по требованию неимущественного характера в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 1065 ГК РФ, ст.ст.45, 167, 194 – 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Запретить ЗАО «Слюдяная фабрика» в 60-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от всех источников выбросов, принадлежащих данному юридическому лицу, расположенных на территории предприятия по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, ул.Ф, д.**, в отсутствие: разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; паспортов ГОУ, зарегистрированных в установленном законом порядке и введенных в эксплуатацию.

Взыскать с Закрытого акционерного общества «Слюдяная фабрика» государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере 200 рублей 00 копеек.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в городской суд Санкт-Петербурга через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: С.Е.Семенова

На момент опубликования

решение не вступило в

законную силу.