Дело № 2-137/12 24 января 2012 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Колпинский районный суд Санкт-Петербурга В составе председательствующего судьи Семеновой С.Е. При секретаре Кудрявцевой Е.С., С участием прокурора Найденова Е.Г., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленинградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Колпинская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт - Петербургу и Ленинградской области» об обязании устранить нарушения федерального законодательства в сфере безопасности эксплуатации объектов электроэнергетики, предупреждения аварий и техногенных катастроф. УСТАНОВИЛ: Ленинградский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Колпинская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт - Петербургу и Ленинградской области об обязании устранить нарушения федерального законодательства в сфере безопасности эксплуатации объектов электроэнергетики, предупреждения аварий и техногенных катастроф, ссылаясь на те обстоятельства, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований указанного законодательства выявлены нарушения действующего законодательства в сфере безопасности эксплуатации объектов электроэнергетики, предупреждения аварий и техногенных катастроф со стороны ответчика. В нарушение п.п.1.5.1, 1.5.18., 1.8.5. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 года № 6, трансформатор № 2 (2387) трансформаторной подстанции – 1315, предназначенный для аварийного обеспечения жизнедеятельности ФКУ КВК, отключен и выведен из эксплуатации, в следствие чего не обеспечивается 2 категория надежности электроприемников, запитанных от ТП-1315. В нарушение п. 1.2.2., 2.12.14, 2.2.40 Правил, а также п. 6.1.21. Правил устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго СССР 10.12.1979 года, отсутствует рабочее и аварийное освещение распределительного кстройства -10 кВ и распределительного устройства-0,4 кВ. В декабре 2010 года Ленинградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно с Ростехнадзором проводилась аналогичная проверка соблюдения ФКУ КВК законодательства в сфере безопасности эксплуатации объектов электроэнергетики, предупреждения аварий и техногенных катастроф. По итогам проверки заместителем Ленинградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в отношении юридического лица ФКУ КВК было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 9.11 КоАП РФ, в результате рассмотрения которого последнее привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Однако до настоящего времени, ранее выявленные нарушения администрацией ФКУ КВК не устранены. Несоблюдение приведенных требований федерального законодательства должностными лицами ФКУ КВК может поставить под угрозу жизнь и здоровье осужденных, сотрудников учреждения, а также других лиц, чьи права в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязано защищать государство. Прокурор просит обязать ответчика подключить и ввести в эксплуатацию трансформатор № 2 (2387) ТП-1315, предназначенный для аварийного обеспечения жизнедеятельности ФКУ КВК, произвести ремонт основного освещения РУ-10 кВ и РУ-0,4 кВ, а также произвести работы по установке аварийного освещения РУ-10 кВ и РУ-0,4 кВ в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании истец исковые требования поддерживает. Представитель ответчика Смородина С.М., действующая на основании доверенности от 16.01.2012 года, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, указывает, что на территории воспитательной колонии находятся две подстанции, одна из которых запитывает промзону, другая не подключена, однако за территорией учреждения, на территории ООО «С******», находится еще одна подстанция, состоящая на балансе воспитательной колонии, которая запитывает здание штаба, периметр и жилую зону, также на территории колонии находится исправный дизель-генератор, который может быть включен в случае аварийного отключения электроэнергии. Соответственно, контроль над техническим состоянием электроустановок со стороны ответчика осуществляется. Требования Правил технической эксплуатации электроустановок по обеспечению безопасной эксплуатации электроустановок соблюдены. Рабочее и аварийное освещение распределительного устройства мощностью 10 кВ и распределительного устройства мощностью 0,4 кВ соблюдены. Представитель 3-го лица Управления Федеральной службы исполнения наказания России по г.Санкт - Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства 3-е лицо извещено, возражений по иску не представило. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения действующего законодательства в сфере безопасности эксплуатации объектов электроэнергетики, предупреждения аварий и техногенных катастроф со стороны Федерального казенного учреждения «Колпинская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт - Петербургу и Ленинградской области Трансформатор № 2 (2387) трансформаторной подстанции – 1315, предназначенный для аварийного обеспечения жизнедеятельности ФКУ КВК, отключен и выведен из эксплуатации, в следствие чего не обеспечивается 2 категория надежности электроприемников, запитанных от ТП-1315, отсутствует рабочее и аварийное освещение распределительного устройства - 10 кВ и распределительного устройства - 0,4 кВ. Согласно ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы РФ составляют Конституция РФ, настоящий Закон, а также иные нормативные правовые акты РФ. На основании ст.13 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях. В обязанности учреждений, исполняющих наказание, в том числе, входит осуществление деятельности по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы. В силу ст.210 Гражданского Кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно п.194 Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 06.10.2006 года № 311, для осужденных должны создаваться необходимые жилищно - бытовые условия. В соответствии с п.1.1.1. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, данные Правила имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии. В силу п. 1.5.1. указанных Правил система управления электрохозяйством организации потребителя электрической энергии должна обеспечивать контроль над техническим состоянием собственных электроустановок. В нарушение п. 1.2.2., 2.12.14, 2.2.40 Правил, а также п.6.1.21. Правил устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго СССР 10.12.1979 года, отсутствует рабочее и аварийное освещение распределительного устройства-10 кВ и распределительного устройства-0,4 кВ. В декабре 2010 года Ленинградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно с Ростехнадзором проводилась аналогичная проверка соблюдения ФКУ КВК законодательства в сфере безопасности эксплуатации объектов электроэнергетики, предупреждения аварий и техногенных катастроф, выявившая вышеуказанные нарушения. По итогам проверки заместителем Ленинградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в отношении юридического лица ФКУ КВК было возбуждено дело об административном правонарушении по ст.9.11 КоАП РФ, в результате рассмотрения которого 27.12.2010 года вынесено постановление о назначении в отношении ответчика административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей. Руководитель учреждения с перечнем выявленных нарушений был ознакомлен, в своих объяснениях указал, что с нарушениями согласен. Наличие нарушений в сфере безопасности эксплуатации объектов электроэнергетики подтвердил также свидетель С., показавший, что с декабря 2010 года до октября 2011 года работал в должности главного инженера Колпинской воспитательной колонии, в его обязанности входило ведение электрохозяйства, еще до того, как он приступил к работе в указанной должности, была проведена проверка соблюдения требований безопасности эксплуатации электроустановок, выявлен ряд нарушений, ему были переданы «какие-то бумаги по нарушениям», были предприняты действия по устранению нарушений. Свидетель показал также, что трансформатор № 2 трансформаторной подстанции не действовал, были задействованы два других трансформатора, также имелся дополнительно дизель-генератор. Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что поскольку на соседней с ответчиком территории, занимаемой ООО «С******», имеется трансформаторная подстанция, состоящая на балансе воспитательной колонии, а также на территории колонии имеется дополнительно дизель-генератор, требования Правил технической эксплуатации электроустановок по обеспечению безопасной эксплуатации электроустановок ответчиком соблюдены. Как следует из объяснений лиц, участвующих в деле, материалов дела, на балансе ответчика имеется силовой трансформатор № 2 (2387) ТП-1315, который отключен и выведен из эксплуатации. То, что вместо указанного трансформатора на балансе ответчика имеется другая трансформаторная подстанция, не освобождает ответчика от выполнения обязанности по приведению неработающего электрооборудования в исправное состояние и его подключению, поскольку специалистами Северо-Западного Управления Ростехнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в ходе совместной с прокуратурой по надзору и исполнением законов в исправительных учреждениях установлено, что вследствие отключения вышеуказанного трансформатора № 2 (2387) ТП-1315 не обеспечивается вторая категория надежности электроприемников, запитанных от ТП-1315. Доказательства в обоснование наличия рабочего и аварийного освещения распределительного устройства мощностью 10кВ и распределительного устройства мощностью 0,4 кВ ответчиком также не представлены. Таким образом, выявленные нарушения администрацией ФКУ КВК не устранены. Степень опасности причинения вреда жизни и здоровью сотрудников администрации учреждения, а также лиц отбывающих наказание в ФКУ КВК, в связи с наступлением осенне - зимнего периода 2011-2012 гг. повышена и требует постоянного контроля со стороны ответственных лиц исправительного учреждения. Согласно п. 2.1, 5.8, 5.12 устава ФКУ КВК, утвержденного приказом от 09.03.2010 № 135 ФСИН России, предметом и целями деятельности учреждения является обеспечение правопорядка и законности в учреждении, безопасности содержащихся в нем осужденных, а также работающего персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения. Источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета. При недостаточности у учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несёт УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области. На основании положений ст.8 Закона, п.5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Приказами ФСИН России от 18.01.2005 № 2 «Об организационных вопросах по территориальным органам федеральной службы исполнения наказаний», от 15.02.2010 № 57 «О переименовании, внесении изменений в Положение о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и в положения и уставы подведомственных учреждений» определено, что органом, осуществляющим руководство исправительными учреждениями на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, является Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Согласно ст.6,7, 11 Закона, УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области осуществляет руководство подведомственными учреждениями, к числу которых относится ФКУ КВК, принимает участие в вопросах финансирования по содержанию федерального имущества учреждений. В соответствии с Положением о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, утверждённом приказом ФСИН России от 14.09.2007 № 499 (с изменениями приказ ФСИН России от 15.02.2010 № 57), УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области осуществляет руководство подведомственными учреждениями (п.11), является распределителем средств федерального бюджета и иных средств (п.6), осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение учреждений, исполняющих наказание (п.9,10). В соответствии с ч.1 ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, иные личные неимущественные права и другие материальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Несоблюдение вышеуказанных требований федерального законодательства должностными лицами ФКУ КВК может поставить под угрозу жизнь и здоровье осужденных, сотрудников учреждения, а также других лиц, чьи права в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязано защищать государство. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. С учетом характера деятельности ФКУ КВК, на его территории могут находиться лица, круг которых не возможно конкретно определить, а именно: прибывшие на свидания родственники осужденных, представители органов осуществляющих контрольно-надзорные функции, общественных и иных организаций. Состав осужденных, отбывающих наказание в ФКУ КВК не постоянен, так как изменяется в связи с поступлением вновь прибывших осужденных и убытием ранее содержавшихся. Следовательно, определить круг данных лиц, также не представляется возможным, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц. В порядке ст.103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет по требованию неимущественного характера в размере Х рублей. На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст.45, 167, 194 – 198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. Обязать Федеральное казенное учреждение «Колпинская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт - Петербургу и Ленинградской области» подключить и ввести в эксплуатацию трансформатор № 2 (2387) трансформаторной подстанции 1315, предназначенный для аварийного обеспечения жизнедеятельности ФКУ Колпинская ВК УФСИН России по г.Санкт - Петербургу и Ленинградской области, произвести ремонт основного освещения распределительного устройства напряжением 10 кВ и распределительного устройства напряжением 0,4 кВ, а также произвести работы по установке аварийного освещения распределительного устройства напряжением 10 кВ и распределительного устройства напряжением 0,4 кВ, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Федерального казенного учреждения «Колпинская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт - Петербургу и Ленинградской области» государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере Х рублей Х копеек. На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление в городской суд Санкт-Петербурга через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: С.Е.Семенова На момент опубликования решение не вступило в законную силу.