Дело № 2-199/12 26 января 2012 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Колпинский районный суд Санкт-Петербурга В составе председательствующего судьи Семеновой С.Е. При секретаре Кудрявцевой Е.С., С участием прокурора Савельевой А.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Колпинского района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к Санкт-Петербургскому государственному учреждению здравоохранения «Детская городская поликлиника № 51» об обязании совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: В ходе проверки прокуратурой Колпинского района Санкт-Петербурга с привлечением отдела государственного пожарного надзора Колпинского района Санкт-Петербурга соблюдения законодательства о пожарной безопасности СПб ГУЗ «Детская городская поликлиника № 51», выявлены нарушения требований указанного законодательства, а именно: в нарушение требований п.3 ППБ 01-03, НПБ-110-3, здание поликлиники, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, ул.М, д.**, лит.*, а также помещения поликлиники, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, ул.В, дом *, литер *, и г.Колпино, ул.И, д.**, лит.*., часть здания 1, комн. 1 – 29, 34, 35, 83, 84, 92 – 95, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре. Прокурор Колпинского района Санкт-Петербурга обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к СПб ГУЗ «Детская городская поликлиника № 51» об обязании совершить определенные действия, указывая, что выявленные нарушения ответчиком правил пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью людей, ущерба помещениям, являющимся государственным имуществом, находящемуся в оперативном управлении у ответчика, влекут значительное снижение уровня антитеррористической защищенности, создают угрозу возникновения пожара, ставят в незащищенное состояние личность и имущество лиц, как постоянно пребывающим в СПб ГУЗ «Детская городская поликлиника № 51», так и обратившихся за оказанием медицинской помощи. Прокурор просит обязать ответчика в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать здание поликлиники, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, ул.М, д.**, лит.*, а также помещения поликлиники, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, ул.В, дом *, литер *, и г.Колпино, ул.И, д.19, лит.*, часть здания 1, комн. 1 – 29, 34, 35, 83, 84, 92 – 95, взыскать с ответчика государственную пошлину в размере Х рублей. Представители ответчика Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения «Детская городская поликлиника № 71» Незамова И.А., действующая на основании доверенности от 23.01.2012 года, и главный врач Резчикова Г.Б. в судебное заседание явились, представили возражения по иску, в которых указывают, что главный врач учреждения в 2009 – 2011 г.г., а также и до 2009 года, неоднократно обращался в отдел здравоохранения администрации Колпинского района Санкт-Петербурга с просьбой выделить денежные средства на установку системы пожарной сигнализации, с предложениями и сообщениями по данному вопросу, направлял планы мероприятий по обеспечению пожарной безопасности учреждения, по устранению нарушений норм и правил пожарной безопасности, комплексную программу пожарной безопасности учреждения на 2012 год, однако финансирование учреждения на указанные цели отсутствовало. При отсутствии финансирования главный врач не мог обеспечить установку системы пожарной сигнализации до настоящего времени и не сможет это сделать в предложенные прокурором сроки, требуется время для прохождения процедуры согласования, утверждения, а возможно, внесения поправок в закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга», размещение заказа на установку системы пожарной сигнализации. По мнению ответчика, судом должен быть установлен ответчику трехмесячный срок исполнения решения со дня утверждения администрацией Колпинского района необходимых денежных средств на установку системы автоматической пожарной сигнализации и системы (установки) оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Представитель 3-го лица администрации Колпинского района Санкт-Петербурга Грядунова О.В., действующая на основании доверенности от 21.06.2011 года, в судебное заседание явилась, указывает, что администрация Колпинского района Санкт-Петербурга является главным распорядителем бюджетных средств, выделенных в установленном порядке, выделение ответчику необходимых денежных средств на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности происходит по определенной процедуре, в 2009 – 2012 г.г. администрации района денежные средства на установку пожарной сигнализации из бюджета Санкт-Петербурга не выделялись. Исполнить судебное решение в указанный прокурором срок ответчик не сможет по причине отсутствия в настоящее время финансирования и длительности процедуры выделения необходимых денежных средств. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит, исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что в ходе проверки прокуратурой Колпинского района Санкт-Петербурга с привлечением отдела государственного пожарного надзора Колпинского района Санкт-Петербурга соблюдения законодательства о пожарной безопасности СПб ГУЗ «Детская городская поликлиника № 51», выявлены нарушения требований указанного законодательства, а именно: в нарушение требований п.3 ППБ 01-03, НПБ-110-3, здание поликлиники, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, ул.М, д.**, лит.*, а также помещения поликлиники, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, ул.В, дом *, литер *, и г.Колпино, ул.И, д.**, лит.*, часть здания 1, комн. 1 – 29, 34, 35, 83, 84, 92 – 95, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре. Указанные нарушения ответчиком устранены не были. Согласно ст.21 Федерального Закона РФ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений… Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. На основании ст.1 вышеуказанного Федерального закона под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. В соответствии со ст.37 Федерального Закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; … содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 требования пожарной безопасности, обязательны для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности РФ, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Вышеуказанные нарушения создают угрозу здоровью и жизни людей, ущерба помещениям являющихся государственным имуществом, влияют на: возможность возникновения пожара и его дальнейшее распространение по конструктивным элементам здания; время обнаружения пожара и оповещения о нем. время начала эвакуации людей, а так же возможность его тушения в начальной стации; процесс вынужденной эвакуации людей из помещений во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений, с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью: возможность тушения пожара и проведения спасательных работ подразделениями пожарной охраны, в целях предотвращения распространения развития пожара и гибели людей. Неудовлетворительный уровень обеспечения пожарной безопасности людей в СПб ГУЗ «Детская городская поликлиника № 51» создает опасность для их жизни и здоровью, влечет значительное снижение уровня антитеррористической защищенности, создает угрозу возникновения пожара. Таким образом, нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, как постоянно пребывающих в СПб ГУЗ "Детская городская поликлиника № 71» (работников), так и обратившихся за оказанием медицинской помощи. Требования прокурора заявлены в интересах неопределенного круга лиц, поскольку нарушения ответчиком правил пожарной безопасности создают угрозу возникновения пожара и безопасности людей, в том числе угрозу их жизни и здоровью, а также могут нанести вред жизни и здоровью лиц как непосредственно находящихся в здании, закрепленном за ответчиком, но и соседним зданиям, сооружениям, окружающей среде, так и находящимся вблизи с горящим зданием, круг которых невозможно заранее определить. Учитывая, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности на момент рассмотрения дела судом не устранены, следовательно, ответчика следует в судебном порядке обязать устранить указанные прокурором нарушения. Согласно п.п.1.2 - 1.3 Устава СПб ГУЗ "Детская городская поликлиника № 71» его учредителем является Санкт-Петербург в лице Комитета по управлению городским имуществом, учреждение находится в ведении администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, осуществляющей координацию и регулирование деятельности учреждения. Согласно п.3.1 Устава имущество Учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления. В соответствии с п.3.9 Устава финансирование Учреждения Собственником осуществляется по смете доходов и расходов, утверждаемой в установленном порядке. В соответствии с п.3.2.7 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 года № 1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» администрации районов осуществляют полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга в установленном порядке. В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ порядок финансового обеспечения деятельности государственных учреждений определяется Законом. Финансирование всех видов расходов бюджетных учреждений Санкт-Петербурга производится в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и Законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий год. В соответствии со ст.161 Бюджетного Кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств, в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Суд полагает, что предложенная ответчиком формулировка относительно срока исполнения решения не может быть принята, поскольку судебное решение должно быть сформулировано четко и определенно, обладать свойством исполнимости. Требования прокурора обращены к ответчику - Санкт-Петербургскому государственному учреждению здравоохранения «Детская городская поликлиника № 51», к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, которая участвует в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, каких-либо требований истец не выдвигает. В случае установления ответчику срока исполнения решения со дня утверждения администрацией района необходимых денежных средств судебное решение будет неопределенным и неисполнимым, поскольку на администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга обязанность совершить какие-либо определенные действия по обеспечению финансирования ответчика судебным решением не возлагаются. Поэтому в решении суда должен быть указан конкретный срок его исполнения, который возможно проконтролировать. С учетом объяснений лиц, участвующих в деле, необходимости выделения ответчику в установленном порядке бюджетных средств на цели оборудования автоматической пожарной сигнализацией и системой (установкой) оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения судебного решения до декабря 2012 года. При этом в случае невозможности исполнения судебного решения в указанный срок (ввиду длительности прохождения процедуры финансирования, незаконченности процесса монтажа автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре либо по иной уважительной причине) ответчик вправе обратиться в суд с заявлением в порядке ст.203 ГПК РФ об отсрочке исполнения решения. В порядке ст.103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина по требованию неимущественного характера в размере Х рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. Обязать Санкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника № 51» в срок до декабря 2012 года оборудовать здание поликлиники, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, ул.М, д.**, лит.*, а также помещения поликлиники, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, ул.В, дом *, литер *, и г.Колпино, ул.И, д.**, лит.*, часть здания 1, комн. 1 – 29, 34, 35, 83, 84, 92 – 95, автоматической пожарной сигнализацией и системой (установкой) оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Взыскать с Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения «Детская городская поликлиника № 51» государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством, в размере Х рублей Х копеек. На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление в городской суд Санкт-Петербурга через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: С.Е.Семенова На момент опубликования решение не вступило в законную силу.