Дело № 2-205/12 28 февраля 2012 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Колпинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: Председательствующего судьи Ильиной Н.Г. С участием прокурора Федоровой Ю.О. При секретаре Вдовкиной А.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Колпинского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Республиканская клиническая инфекционная больница» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации об обязании совершить определенные действия, Установил: Прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Республиканская клиническая инфекционная больница» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и просит обязать ответчика в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу разработать и предоставить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обязать ответчика подтвердить отнесение отходов 1-4 класса опасности (мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанный и брак; ртутные термометры отработанные и брак; твердые коммунальные отходы (смет с территории); медицинские отходы (обеззараженные хирургические перчатки, отработанный перевязочный материал, обеззараженные острые предметы, отходы стекла обеззараженные, обеззараженная клеенка медицинская, прочие отходы); прочие), образующихся в результате хозяйственной деятельности, к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, составить паспорта опасных отходов. Просит также обязать ответчика провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников – трубы вентиляции от прачечно-лабораторного комплекса, станция очистки сточных вод, внутренний проезд транспорта на территории больницы и другие. Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства в сумме 200 руб. В обоснование иска указывает, что прокуратурой Колпинского района Санкт-Петербурга совместно с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства экологического законодательства в ФГБУ «РКИБ» Минздравсоцразвития России, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пос. Усть-Ижора, (…). Проведенной проверкой установлено, что в ФГБУ «РКИБ» Минздравсоцразвития России при осуществлении хозяйственной деятельности нарушаются требования законодательства об охране окружающей среды. В результате осуществления ответчиком деятельности образуются отходы производства и потребления, а именно: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанный и брак; ртутные термометры отработанные и брак; твердые коммунальные отходы (смет с территории); медицинские отходы (обеззараженные хирургические перчатки, отработанный перевязочный материал, обеззараженные острые предметы, отходы стекла обеззараженные, обеззараженная клеенка медицинская, прочие отходы, прочие. Учреждение имеет стационарные источники выбросов (загрязняющих)веществ в атмосферный воздух - трубы вентиляции от прачечно-лабораторного комплекса, станция очистки сточных вод, внутренний проезд транспорта на территории больницы и другие. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» - индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. В соответствии со ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, на момент проверки в ФГБУ «РКИБ» Минздравсоцразвития России отсутствовали нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. На основании ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» - индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительно власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов оставляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки и опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации. Как показала проверка в ФГБУ «РКИБ» Минздравсоцразвития России отнесение отходов 1-4 класса опасности (мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанный и брак; ртутные термометры отработанные и брак; твердые коммунальные отходы (смет с территории); медицинские отходы (обеззараженные хирургические перчатки, отработанный перевязочный материал, обеззараженные острые предметы, отходы стекла обеззараженные, обеззараженная клеенка медицинская, прочие отходы); прочие), образующиеся в результате хозяйственной деятельности ФГБУ «РКИБ» Минздравсоцразвития России, к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, не подтверждено, паспорта опасных отходов не составлены. В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. ФГБУ «РКИБ» Минздравсоцразвития России, имея стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – трубы вентиляции от прачечно-лаборатоного комплекса, станция очистки сточных вод, внутренний проезд транспорта по территории больницы и другие, инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не проведена. Данные факты свидетельствуют о неисполнении ответчиком требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «Об отходах производства» в результате чего создается угроза возникновения вредных воздействий на здоровье человека и окружающую природную среду, благоприятные экологические условия для жизни, труда и отдыха человека, а также на здоровье людей настоящего и будущего поколений, круг которых невозможно заранее определить. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами, в соответствии со ст.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» - является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. Нарушение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды носят характер серьезных нарушений, имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса, поскольку могут оказать негативное воздействие на условия жизнедеятельности человека и тем самым, поставить под угрозу жизнь и здоровье людей, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц и направлено на восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Прокурор в суд явился, исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика – ФГБУ «РКИБ» Минздравсоцразвития России в судебное заседание явился, согласился с предъявленными требованиями, возражал против удовлетворения требований лишь в отношении сроков исполнения. Представитель третьего лица – Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербургу, в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие. Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представлены доказательства, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Судом установлено, что в период с **.10.2011 г. по **.11.2011 г. Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по адресу: Санкт-Петербург, п. Усть-Ижора, (…) была проведена проверка в отношении ФГБУ «РКИБ» Минздравсоцразвития России. В ходе проверки установлено, что не проводилась инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, на отходы 1-4 классов опасности, образующиеся в результате хозяйственной деятельности учреждения, паспорта опасных отходов не составлены, отнесение опасных отходов к конкретному классу опасности не подтверждено, проект нормативов образования отходов и лимитов на из размещение не разработан, отсутствуют нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. В соответствии с уставом, ФГБУ «РКИБ» Минздравсоцразвития России предметом и целями деятельности учреждения является обеспечение населения специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощью. Как усматривается из ответа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по северо-западному федеральному округу от 14.02.2012 г. **.04.2011 г. Департаментом ФГБУ «РКИБ» Минздравсоцразвития России был выдан отказ в согласовании паспортов опасных отходов, повторно паспорта на согласование в департамент не предоставлялись. Учитывая, что ответчиком - ФГБУ «РКИБ» Минздравсоцразвития России не представлено суду доказательств того, что имеются разработанный и предоставленный на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, подтверждено отнесение отходов 1-4 класса опасности, образующихся в результате хозяйственной деятельности, к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, составлены паспорта опасных отходов, проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, представителем ответчика указывалось лишь на то, что принимаются меры к устранению нарушений, исковые требования Прокурора Колпинского района Санкт-Петербурга подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежат взысканию судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в сумме 200 руб. На основании изложенного, руководствуясь Федеральным Законом РФ «Об отходах производства и потребления», Федеральным Законом «Об охране окружающей среды, ст.ст. 56, 103, 167,194-198 ГПК РФ РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Колпинского района Санкт-Петербурга удовлетворить. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Республиканская клиническая инфекционная больница» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу разработать и предоставить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Республиканская клиническая инфекционная больница» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу подтвердить отнесение отходов 1-4 класса опасности (мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанный и брак; ртутные термометры отработанные и брак; твердые коммунальные отходы (смет с территории); медицинские отходы (обеззараженные хирургические перчатки, отработанный перевязочный материал, обеззараженные острые предметы, отходы стекла обеззараженные, обеззараженная клеенка медицинская, прочие отходы); прочие), образующихся в результате хозяйственной деятельности, к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, составить паспорта опасных отходов. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Республиканская клиническая инфекционная больница» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников – трубы вентиляции от прачечно-лабораторного комплекса, станция очистки сточных вод, внутренний проезд транспорта на территории больницы и другие. Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Республиканская клиническая инфекционная больница» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации государственную пошлину в доход бюджета в сумме 200 руб. Решение может быть обжаловано в городской суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Н.Г. Ильина На момент опубликования решение не вступило в законную силу