Дело № 2-200/12 16 февраля 2012 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Колпинский районный суд Санкт-Петербурга В составе председательствующего судьи Семеновой С.Е. При секретаре Еремине А.С. С участием прокурора Савельевой А.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Колпинского района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 1 Колпинского района» об обязании совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор Колпинского района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Жилкомсервис № 1 Колпинского района» об обязании совершить определенные действия, ссылаясь на те обстоятельства, что в ходе прокурорской проверки в 2011 году выявлены нарушения ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды, затрагивающие права и законные интересы неопределенного круга лиц. Прокурор просил обязать ООО «Жилкомсервис № 1 Колпинского района» в срок до 30 суток с момента вступления решения суда в законную силу разработать в соответствии с требованиями Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 года № 50 технический отчет подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья и представить его в Росприроднадзор для продления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; обязать ООО «Жилкомсервис № 1 Колпинского района» в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу подтвердить отнесение 13 видов отходов 1,2,3,4 класса опасности (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электролитом; остатки дизельного топлива, потерявшие потребительские свойства; масла моторные отработанные; масла индустриальные отработанные; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%); пыль (или порошок) от шлифования черных металлов с содержанием металла 50 % и более; песок, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %); покрышки с металлическим кордом отработанные; мусор бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); опилки и стружки разнородной древесины (например, содержащие опилки и стружку древесностружечных и /или древесно-волокнистых плит); обрезь разнородной древесины (например, содержащая обрезь древесно-стружечных и /или древесно-волокнистых плит), образующихся в результате хозяйственной деятельности, к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, а также взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 200 рублей. В судебном заседании прокурор отказался от иска в части исковых требований об обязании ответчика совершить определенные действия в части требований об обязании ответчика в срок до 30 суток с момента вступления решения суда в законную силу разработать в соответствии с требованиями Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 года № 50 технический отчет подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья и представить его в Росприроднадзор для продления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу подтвердить отнесение 13 видов отходов 1,2,3,4 класса опасности (остатки дизельного топлива, потерявшие потребительские свойства; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%); пыль (или порошок) от шлифования черных металлов с содержанием металла 50 % и более; песок, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %); опилки и стружки разнородной древесины (например, содержащие опилки и стружку древесностружечных и /или древесно-волокнистых плит); обрезь разнородной древесины (например, содержащая обрезь древесно-стружечных и /или древесно-волокнистых плит), образующихся в результате хозяйственной деятельности, к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами в связи с добровольным выполнением ответчиком требований прокурора в данной части. Производство по делу в указанной части исковых требований прокурора прекращено. В остальной части прокурор заявленные исковые требования поддерживает. Представитель 3-го лица Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, 3-е лицо ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представитель ответчика в судебное заседание явилась, возражений по иску не имеет. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки в 2011 году выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, ООО «Жилкомсервис № 1 Колпинского района», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Колпинский район, пр.Ленина, д.70/18. Проведенной проверкой установлено, что в результате осуществления ответчиком хозяйственной деятельности образуются отходы производства и потребления, а именно: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электролитом; отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами (фильтры, загрязненные нефтепродуктами); остатки дизельного топлива, потерявшие потребительские свойства; масла моторные отработанные; масла индустриальные отработанные; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%); пыль (или порошок) от шлифования черных металлов с содержанием металла 50 % и более; песок, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %); покрышки с металлическим кордом отработанные; твердые коммунальные отходы (смет с территории); мусор бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); опилки и стружки разнородной древесины (например, содержащие опилки и стружку древесностружечных и /или древесно-волокнистых плит); обрезь разнородной древесины (например, содержащая обрезь древесно-стружечных и /или древесно-волокнистых плит) В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Согласно п.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. В соответствии со ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, на момент проверки в ООО «Жилкомсервис № 1 Колпинского района» не продлены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение на 2011 год, которые согласно Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с требованиями указанного Приказа. На основании ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации. Вместе с тем, как показала проверка ООО «Жилкомсервис № 1 Колпинского района» отнесение 13 видов отходов 1,2,3,4 класса опасности (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электролитом; остатки дизельного топлива, потерявшие потребительские свойства; масла моторные отработанные; масла индустриальные отработанные; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%); пыль (или порошок) от шлифования черных металлов с содержанием металла 50 % и более; песок, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %); покрышки с металлическим кордом отработанные; мусор бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); опилки и стружки разнородной древесины (например, содержащие опилки и стружку древесно-стружечных и /или древесно-волокнистых плит); обрезь разнородной древесины (например, содержащая обрезь древесно-стружечных и /или древесно-волокнистых плит), образующихся в результате хозяйственной деятельности ООО «Жилкомсервис № 1 Колпинского района», к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, не подтверждено. Данные факты свидетельствуют о неисполнении Обществом требований Федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «Об отходах производства», в результате чего создается угроза возникновения вредного воздействия на окружающую природную среду, благоприятные экологические условия для жизни, труда и отдыха человека, а также на здоровье людей настоящего и будущих поколений, круг которых невозможно заранее определить. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами, в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д. В соответствии с ч.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды носят характер серьезных нарушений, имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса, поскольку могут оказать негативное воздействие на условия жизнедеятельности человека и тем самым, поставить под угрозу жизнь и здоровье людей, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц и направлено на восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Выявленные прокурорской проверкой нарушения требований законодательства об охране окружающей среды ответчиком частично устранены. Следовательно, ответчик должен быть обязан судом устранить нарушения в оставшейся части, а именно: в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу подтвердить отнесение отходов 1,2,3,4 класса опасности (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электролитом; масла моторные отработанные; масла индустриальные отработанные покрышки с металлическим кордом отработанные; мусор бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) образующихся в результате хозяйственной деятельности, к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами. В порядке ст.103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. Обязать ООО «Жилкомсервис № 1 Колпинского района» в срок до 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу подтвердить отнесение отходов 1,2,3,4 класса опасности (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электролитом; масла моторные отработанные; масла индустриальные отработанные покрышки с металлическим кордом отработанные; мусор бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) образующихся в результате хозяйственной деятельности, к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами. Взыскать с ООО «Жилкомсервис № 1 Колпинского района» государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 200 рублей. На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление в городской суд Санкт-Петербурга через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: С.Е.Семенова