об оспаривании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении



Дело № 2-666/12 26 апреля 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Колпинский районный суд Санкт-Петербурга

В составе председательствующего судьи Семеновой С.Е.

При секретаре Хлопцевой Е.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Громова ВА об оспаривании отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

Громов В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа жилищной комиссии при администрации Колпинского района Санкт-Петербурга в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указывая, что он не имеет регистрации по месту жительства, не имеет жилого помещения на праве собственности, из-за отсутствия регистрации не работает, единственный его доход составляет материальная помощь из бюджета Санкт-Петербурга, которую он получает один раз в квартал. В начале 2012 года он обратился в администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представив все необходимые документы. 25.03.2012 года получил ответ от 05.03.2012 года № ** из администрации Колпинского района Санкт-Петербурга о том, что жилищная комиссия во главе с председателем М. приняла решение, что не имеется оснований для принятия заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, т.к. он не предоставил справку о доходах за 12 месяцев. По мнению заявителя, отказ в постановке его на учет является незаконным, поскольку в своем заявлении в жилищный отдел администрации Колпинского района Санкт-Петербурга он указывал, что является безработным, у него нет никакого дохода, представил справку из центра занятости о том, что на учете не состоит и пособия не получает. На учете в центре занятости он состоять не может виду отсутствия регистрации. Также он указывал, что у него нет никакого имущества принадлежащего ему на праве собственности и подлежащего налогообложению. Он относится к категории малоимущих, т.к. не имеет дохода, также у него нет в собственности жилого помещения. Отказ в постановке на учет нарушает права заявителя, гарантированные Конституцией РФ.

В судебном заседании заявление поддержал, дополнительно ссылается на нарушение установленного законом порядка рассмотрения его заявления, указывая, что в нарушение п.3. ст.7 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года N 407-65 (в ред. от 10.05.2011 года) "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" он не был извещен о несоответствии (недостаточности) представленных документов и необходимости представить дополнительные документы с разъяснением последствий их непредставления, принятие решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях без исследования необходимых документов было преждевременным, ему не был предоставлен достаточный срок для представления документов.

Представитель администрации Колпинского района Санкт-Петербурга Галахов В.В., действующий на основании доверенности № **-****/** от 18.10.2011 года, в судебное заседание явился, возражает против удовлетворения заявления, указывая, что в соответствии с п.1.4.1 приложения 1 (Регламент) к распоряжению Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 02.10.2009 года N 256-р "Об утверждении административных регламентов по предоставлению государственных услуг" для получения государственной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" получателями государственной услуги являются граждане Российской Федерации, соответствующие следующим требованиям:

1. Проживание в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.

2. Имущественная обеспеченность:

- доход на каждого члена семьи не должен превышать двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения;

- стоимость налогооблагаемого имущества (жилые помещения, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения; земельные участки; транспортные средства) не должна превышать 10-кратной среднерыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в Санкт-Петербурге.

Не требуется предоставление сведений о доходах и стоимости налогооблагаемого имущества следующим категориям граждан:

- многодетным семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей;

- ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий;

- инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов;

- Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам Ордена Трудовой Славы и совместно проживающим с ними членам их семей;

- гражданам, являющимся нанимателями и (или) собственниками (членами семьи нанимателей и (или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах.

Без учета сведений о доходах и стоимости налогооблагаемого имущества, а также без учета срока проживания на территории Санкт-Петербурга признаются сдающимися в жилых помещениях и принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях реабилитированные лица, в том числе доживающие в других населенных пунктах Российской Федерации, утратившие жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении.

Пунктом 2.1.10 Регламента установлен Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги:

1. Заявление о принятии на учет.

2. Паспорт или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя.

3. Документы, подтверждающие наличие льгот для лиц, имеющих льготы.

4. Документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя, подтверждающие проживание заявителя в Санкт-Петербурге в общей сложности нe менее 10 лет (справка Ф.9, Ф.7).

5. Судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (в случае отсутствия документов, указанных в подпункте 4).

6. Документы, содержащие сведения о доходах заявителя за двенадцать месяцев, предшествующих обращению для принятия на учет.

7. Документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства свидетельство о браке, свидетельство о рождении, свидетельство о разводе, судебные решения).

8. Документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению.

Заявителю правомерно отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку Громов В.А. не представил документы, предусмотренные подпунктом 3 п.2.1.10, а также подпунктами 3,4,5,6,7 п.2.1.10 Регламента, представленные заявителем документы не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает, что исковые требования являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что Громов В.А. ранее проживал и состоял на регистрационном учете по месту жительства в квартире ** в доме *** по ул.П. в г.Колпино в Санкт-Петербурге. Снят с регистрационного учета в 1979 году в связи с выездом в А. область, с 07.08.1985 года по 07.08.1986 года был зарегистрирован временно в квартире * дома ** по ул.К. в г.Колпино, в периоды с 04.04.1988 года по 28.12.1992 года, а также в 2003 – 2006 году был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, б-р Т., д.**, корп.* кв.***.

С 04.09.1992 года Громов В.А. зарегистрирован как лицо без определенного места жительства в Региональной благотворительной общественной организации «********».

С 04.07.2008 года Громов В.А. зарегистрирован как лицо без определенного места жительства в Городском Пункте учета лиц без определенного места жительства.

Из объяснений заявителя следует, что он не работает, не имеет возможности трудоустроиться, ввиду отсутствия регистрации по месту жительства, на учете в Центре занятости населения Колпинского района Санкт-Петербурга не состоит также ввиду отсутствия регистрации.

09.01.2012 года Громов В.А. обратился в жилищный отдел администрации Колпинского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Для рассмотрения заявителем представлены заявление в Жилищный отдел, справка (уведомление) из органов службы занятости, копия свидетельства о рождении, заявление на оказание услуги, справка социального учета, копия ордера на квартиру ** в доме *** по ул.П. в г.Колпино, копия решения (определения) суда от 12.02.2007 года об отказе в восстановлении срока на подачу надзорной жалобы и копия паспорта, что подтверждается распиской специалиста СПб ГУ «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» о приеме документов от 09.01.2012 года и копиями указанных документов.

Согласно выписке из протокола заседания районной жилищной комиссии Колпинского района Санкт-Петербурга № * от 02.03.2012 года следует, что решением жилищной комиссии заявителю отказано в постановке на учет по тем основаниям, что им не были представлены сведения об официальном доходе за 12 месяцев, в связи с чем он не может быть признан малоимущим и, следовательно, правовые основания для принятия его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствуют.

Администрацией Колпинского района Санкт-Петербурга направлено заявителю соответствующее сообщение от 05.03.2012 года № ** с указанием причин отказа в постановке на учет.

Районная жилищная комиссия Колпинского района Санкт-Петербурга действует на основании Положения, утвержденного распоряжением главы администрации Колпинского района Санкт-Петербурга № 707-р от 11.08.2006 года.

Согласно п.п.2.1 указанного Положения Комиссия, в частности, рассматривает вопросы, возникающие при ведении учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также оказания содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан К полномочиям Комиссии относится рассмотрение заявлений и документов, представляемых гражданами в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, и принятие решений о возможности принятия граждан на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий либо отказа в принятии на учет.

В соответствии с п.п.1.3 Положения Комиссия в своей деятельности руководствуется Жилищным кодексом Российской Федерации, иными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением.

Основания и условия принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения определены в ст.51 ЖК РФ.

В соответствии с положениями данной статьи, право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях имеют граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном фонде установлен ст.52 ЖК РФ.

Частью 2 ст.52 ЖК РФ предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

При этом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие и иные указанные в законе категории граждан, нуждающиеся в жилых помещениях.

В соответствии с ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях в Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договору социального найма в Санкт-Петербурге".

Условиями принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются:

- проживание в Санкт-Петербурге не менее 10 лет;

- жилищная обеспеченность на одного человека не должна превышать 9 кв. м общей площади жилья на одного человека для отдельных квартир и 15 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах;

- имущественная обеспеченность - размер ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не должен превышать двукратную официально установленную в Санкт-Петербурге величину прожиточного минимума на душу населения. Стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не должна превышать десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге.

Части 3 - 5 ст.52 ЖК РФ предусматривают принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет.

В соответствии со ст.7 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" гражданин и члены его семьи представляют в уполномоченный орган:

- заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи;

- паспорта заявителей и членов семьи;

- документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в СПб не менее 10 лет, о месте жительства заявителя и членов его семьи, об обеспеченности жилыми помещениями, о доходах заявителя и членов его семьи за 12 месяцев до обращения для принятия на учет, о стоимости имущества находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, о праве на дополнительную площадь, о техническом состоянии жилого помещения и иные документы.

Согласно п.3 ст.7 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" при несоответствии (недостаточности) представленных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уполномоченный орган извещает заявителя о несоответствии (недостаточности) представленных документов.

При непредставлении недостающих документов в течение тридцати календарных дней после указанного извещения заявление остается без рассмотрения.

В соответствии с п.5 ст.Закона N 407-65 отказ в принятии на учет допускается в случаях, установленных ЖК РФ.

Согласно ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК РФ документы; если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Часть 4 ст.52 ЖК РФ предусматривает, что с заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Обязанность предоставления сведений о доходах заявителя за 12 месяцев до обращения для принятия на учет установлена ст.7 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".

Заявителем таковые сведения на рассмотрение районной жилищной комиссии представлены не были, к категории лиц, которым не требуется предоставление сведений о доходах, заявитель не относится, в связи с чем решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в отношении заявителя принято правомерно.

Доводы заявителя о нарушении жилищной комиссией установленного порядка рассмотрения его заявления, поскольку ему не был предоставлен достаточный срок для представления недостающих документов, он не был извещен о несоответствии (недостаточности) представленных документов требованиям закона и о том, какие документы следует представить в дополнение к ранее поданным, суд не может принять во внимание.

Как следует из выписки из протокола заседания жилищной комиссии № * от 02.03.2012 года, основанием к отказу в постановке Громова В.А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях послужило непредставление сведений о доходах.

Из объяснений представителя администрации Колпинского района Санкт-Петербурга следует, что в протоколе заседания жилищной комиссии № * от 02.03.2012 года указано только одно основание к отказу в постановке заявителя на учет (хотя таких оснований в данном случае было несколько), поскольку для принятия соответствующего решения достаточно одного из оснований.

Таким образом, указание на непредставление заявителем других необходимых документов в оспариваемом заявителем решении жилищной комиссии отсутствует, отказ не был мотивирован данным основанием.

В силу п.3 ст.7 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" при недостаточности представленных на рассмотрение документов, заявитель извещается об этом, при непредставлении недостающих документов в течение тридцати календарных дней после указанного извещения заявление остается без рассмотрения.

Однако из заявления Громова В.А. и объяснений заявителя следует, что в заявлении о принятии на учет нуждающихся он указывал, что не работает и не имеет дохода, представил справку из органа занятости населения о том, что на учете не состоит и пособия не получает.

Таким образом, заявителю изначально было известно о необходимости представления сведений о доходах, которые им представлены не были, поскольку официального дохода он не имеет.

При таких обстоятельствах не направление заявителю извещения о необходимости представить недостающие документы - сведения о доходах, прав заявителя не нарушает. Жилищная комиссия администрации Колпинского района Санкт-Петербурга вправе была рассмотреть заявление Громова В.А. по существу, исходя из представленных заявителем документов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254 – 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ:

Громову ВА в удовлетворении заявления об оспаривании отказа жилищной комиссии администрации Колпинского района Санкт-Петербурга в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в городской суд Санкт-Петербурга через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: С.Е.Семенова

На момент опубликования

решение не вступило в

законную силу.