Дело № 2-650/12 11 мая 2012 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Колпинский районный суд Санкт-Петербурга В составе председательствующего судьи Семеновой С.Е. При секретаре Хлопцевой Е.С., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рютиной ЛА к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Решениями Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга от 23.01.2012 года и 07.02.2012 года (во изменение решения от 23.01.2012 года) Рютиной Л.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. Рютина Л.А. предъявила иск к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга о назначении досрочной трудовой пенсии по старости указывая, что ответчиком неправомерно не зачтен в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, период ее работы с 14.11.2002 года по 31.08.2003 года в должности социального педагога и учителя музыки школы № 258 Колпинского района Санкт-Петербурга. Истица просила обязать ответчика зачесть период ее работы 14.11.2002 года - 31.08.2003 года в должности социального педагога и учителя музыки в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости на основании п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и назначить ее с даты обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, а именно, с 25.11.2011 года. В судебном заседании истица, представитель истицы Самойлова Е.В., действующая на основании доверенности ** ** ******* от 12.04.2012 года, исковые требования поддержали, пояснили, что с 01.09.2002 года истица, которая работала учителем музыки в школе № 258, в силу производственной необходимости была переведена на должность социального педагога, при этом в период до 01.09.2003 года, когда она вновь была переведена на должность учителя музыки, она выполняла работу как социального педагога, так и учителя музыки с полной педагогической нагрузкой. Представитель 3-го лица Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 258 с углубленным изучением физики и химии Колпинского района Санкт-Петербурга Федорова Н.В., исполняющая обязанности директора на основании распоряжения главы администрации Колпинского района Санкт-Петербурга № 89-ркв от 13.04.2012 года, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, указывая, что истица в спорный период, будучи в должности социального педагога, фактически совмещала выполнение обязанностей социального педагога с работой в качестве учителя музыки с полной педагогической нагрузкой, в тот период приказы о совмещении должностей не издавались, дополнительная педагогическая нагрузка производилась по тарификации, работу социального педагога истица выполняла по окончании учебных часов в вечернее время, наличие у истицы педагогической нагрузки подтверждается соответствующими приказами, лицевыми счетами. Представитель ответчика Малиновская О.В., действующая на основании доверенности № * от 30.12.2011 года, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, в своих возражениях по иску указывает, что спорный периоды работы истицы не подлежит включению в ее специальный трудовой стаж, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность включения в специальный педагогический стаж периода работы в должности социального педагога в иных учреждениях, кроме как в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской федерации от 29.10.2002 года № 781, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» указанного Списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» указанного Списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» указанного Списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» указанного Списка. Зачисление истицы на штатную должность «учитель музыки» документально не подтверждено. Зачисление на штатную должность является обязательным и необходимым условием для зачета периода работы в специальный педагогический стаж. Кроме того, досрочная трудовая пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью не может быть назначена истице с даты первичного обращения к ответчику, поскольку юридически значимые последствия, которые позволяют включить спорные периоды в специальный стаж, могут быть установлены лишь в ходе судебного разбирательства, а на момент первоначального обращения истицы в органы Пенсионного Фонда РФ с заявлением о назначении пенсии указанные юридически значимые обстоятельства не были подтверждены в установленном порядке и оснований для досрочного назначения пенсии не имелось. Признание права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может наступить лишь с момента вынесения решения суда по делу, которым установлены вышеуказанные юридически значимые обстоятельства и признано право на досрочную трудовую пенсию. Кроме того, специальный трудовой стаж истицы, в случае зачета спорного периода, составит 25 лет на дату обращения – 25.11.2011 года, соответственно, пенсия не может быть назначена ранее 26.11.2011 года, поскольку в силу п.1 ст.19 Закона № 173-ФЗ в случае, когда страховой (специальный) стаж учитывается по день обращения включительно, право на пенсию возникает со дня, следующего за днем обращения. Выслушав объяснения сторон, представителя 3-го лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что Рютина Л.А., 19.09.1965 года рождения, 15.08.1985 года принята на работу на должность учителя музыки в школу № 258 Колпинского района Санкт-Петербурга, в последующем работала в указанном образовательном учреждении в различных должностях, в том числе в период с 01.09.2002 года по 31.08.2003 года в должности социального педагога, 01.09.2003 года переведена на должность учителя музыки. Данные факты подтверждаются трудовой книжкой истицы. 25.11.2011 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ. Решениями Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга № 1/882 от 23.01.2012 года и 07.02.2012 года (принятым во изменение решения от 23.01.2012 года) Рютиной Л.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по выслуге лет, включены согласно нормам Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, Постановления Правительства Российской федерации от 29.10.2002 года № 781, которым утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», следующие периоды работы: с 15.08.1985 года по 02.08.1993 года (07 лет 11 месяцев 18 дней) - в должности учителя музыки в школе № 258; с 13.11.1994 года по 10.01.1995 года (01 месяц 28 дней) - в должности учителя музыки в школе № 258; с 01.09.1995 года по 31.08.2002 года (07 лет 01 день) - в должности заместителя директора по воспитательной работе, учителя музыки в школе № 258; с 01.09.2003 года по 24.11.2011 года (08 лет 02 месяца 24 дня) - в должности учителя музыки в ГОУ «Средняя общеобразовательная школа № 258 с углубленным изучением физики и химии Колпинского района Санкт-Петербурга». Итого: специальный стаж истицы составил 23 года 04 месяца 10 дней; страховой стаж - 26 лет 03 месяца 12 дней. С учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П в специальный стаж включены следующие периоды работы: с 15.08.1985 года по 02.08.1993 года (07 лет 11 месяцев 18 дней) - в должности учителя музыки в школе № 258; с 13.11.1994 года по 13.11.2002 года (08 лет 01 день) - в должности учителя музыки, заместителя директора по воспитательной работе в школе № 258; с 01.09.2003 года по 24.11.2011 года (08 лет 02 месяца 24 дня) - в должности учителя музыки в ГОУ «Средняя общеобразовательная школа № 258 с углубленным изучением физики и химии Колпинского района Санкт-Петербурга». Итого: специальный стаж составил 24 года 02 месяца 12 дней; страховой стаж - 26 лет 03 месяца 10 дней. В то же время период работы истицы с 14.11.2002 года по 31.08.2003 года в должности социального педагога и учителя музыки с нагрузкой 19 часов в ГОУ «Средняя общеобразовательная школа № 258 с углубленным изучением физики и химии Колпинского района Санкт-Петербурга» (9 месяцев 18 дней) не был включен в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года по тем основаниям, что Списком, утвержденным Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781, и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781, возможность включения в специальный стаж периода работы в должности социального педагога в данном учреждении не предусмотрена, подтверждение зачисления на штатную должность по должности "учитель музыки" отсутствует. Истица, оспаривая отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии, указывает, что спорный периоды ее работы должен быть зачтен в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку в указанный период работы она работала в качестве учителя музыки, ей была установлена педагогическая нагрузка как учителю музыки. Суд находит доводы истицы обоснованными. В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ от 30.11.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии с п.2 ст.27 указанного Закона № 173-Ф3 списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона № 173-Ф3, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской федерации от 29.10.2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ». Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» указанного Списка от 29.10.2002 года № 781 предусмотрены должности «учитель» и «социальный педагог». Пунктом 1.1. раздела «Наименование учреждений» указанного Списка от 29.10.2002 года № 781 предусмотрены школы всех наименований. Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002 года № 781. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 1 сентября 2000 года засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами (пункт 4 Правил). Таким образом, необходимым условием для зачета периода работы в специальный педагогический стаж органами Пенсионного фонда РФ является назначение на штатную должность. Согласно пункту 11 Правил от 29.10.2002 года № 781 работа в должности "социальный педагог" засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" Списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" Списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" Списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" Списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка. Таким образом, возможность включения в специальный педагогический стаж периода работы в должности "социальный педагог" в учреждении, указанном в п.1.1 (Общеобразовательные учреждения: школы всех наименований) раздела "Наименование учреждений" Списка от 29.10.2002 года, Правилами от 29.10.2002 года № 781 не предусмотрена. В то же время работа в должности учителя в государственном образовательном учреждении в соответствии с вышеуказанным Списком от 29.10.2022 года (п.1.1) включается в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение льготной трудовой пенсии. Согласно справкам № 307 от 25.08.2011 года, № 202 от 10.05.2012 года ГОУ средняя общеобразовательная школа № 258 с углубленным изучением физики и химии Колпинского района Санкт-Петербурга № 307 от 25.08.2011 года Рютина Л.А. в период с 01.09.2002 года по 31.08.2003 года работала в данном образовательном учреждении в должности социального педагога и учителя музыки (5-8 кл.), имея полную педагогическую нагрузку (19 часов). На тот период приказы о совмещении должностей не издавались, дополнительная педагогическая нагрузка работника производилась по тарификации. Оплата труда производилась на основании тарификационных списков, которых фактически заменяли приказы. Факт работы истца учителем музыки подтверждается приказом директора школы № 1 от 02.09.2002 года, которым Рютиной Л.А., как учителю музыки установлена нагрузка 19 часов, приказом директора школы № 1 от 02.09.2002 года «Об установлении разрядов», которым на основании решения тарификационной комиссии Рютиной Л.А. установлен 11 12 разряд оплаты труда по должности учителя, приказом директора школы № 91 от 13.05.2003 года о предоставлении оплачиваемых отпусков, которым Рютиной Л.А. за период с 01.09.2002 года по 31.08.2003 года предоставлен ежегодный отпуск продолжительностью 56 рабочих дней (то есть с учетом дополнительного отпуска), лицевыми счетами за спорный период, в которых отражена оплата за совмещение и замещение педагогической ставки. Из объяснений истицы и представителя 3-го лица следует, что совмещение имело место постоянно, замещения носили разовый характер, имели место, когда была необходимость заменить отсутствующего (в частности, по болезни) педагога. В учебные часы истица работала в должности учителя музыки, по окончании занятий в школе оставалась для выполнения обязанностей социального педагога. Также 3-м лицом представлен протокол тарификационной комиссии об определении стажа педагогической работы учителей средней школы № 258 на 2002 – 2003 учебный годы, в котором Рютина Л.А. указана как учитель музыки, имеющий педагогический стаж 17 лет и разряд 11 12 (81 – 83). В данном протоколе содержатся подписи председателя и членов комиссии и оттиск печати, однако отсутствует дата его составления. Из объяснений представителя 3-го лица следует, что данный протокол является приложением к приказу № 1 от 02.09.2002 года «Об установлении разрядов», составлен по состоянию на 01.09.2002 года, поскольку тарификация производится по состоянию на начало учебного года – 01 сентября. Не доверять объяснениям представителя 3-го лица у суда оснований не имеется, поскольку из наименования и содержания вышеуказанного протокола следует, что он составлен на 2002 – 2003 учебный год, приказом директора школы № 1 от 02.09.2002 года педагогам на основании решения тарификационной комиссии установлены разряда оплаты труда, которые соответствуют разрядам, указанным в протоколе тарификационной комиссии, следовательно, по состоянию на 02.09.2002 года данный протокол имел место. Таким образом, из объяснений истицы, материалов дела следует, что истица, будучи в должности социального педагога, фактически выполняла также работу учителя музыки, имела полную педагогическую нагрузку. Должность, работу по которой фактически выполняла истица в спорный период (учитель музыки), характер и специфика ее работы, соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденному Постановлением Правительства Российской федерации от 29.10.2002 года № 781. Следовательно, спорный период работы истицы подлежит зачету в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. С учетом спорного периода работы специальный трудовой стаж истицы на момент обращения с заявлением о назначении пенсии (25.11.2011 года) составил 25 лет. Согласно п.1 ст.19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях, не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Учитывая, что в данном случае страховой (специальный) стаж истицы учитывается по день обращения включительно, соответственно, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости возникло у истицы с 26.11.2011 года. Следовательно, истице, должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости с 26.11.2011 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить частично. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга включить Рютиной Л.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, период работы с 14.11.2002 года по 31.08.2003 года (09 месяцев 18 дней), в должности социального педагога в ГОУ среднего (полного) общего образования средняя школа № 258, в течение которого она осуществляла педагогическую деятельность в качестве учителя музыки. Признать за Рютиной Л.А., **.**.19** года рождения, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 26.11.2011 года. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга назначить Рютиной Л.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждении для детей с 25.11.2011 года. На решение может быть подана апелляционная жалоба в городской суд Санкт-Петербурга через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: С.Е.Семенова На момент опубликования решение не вступило в законную силу.