признать незаконными действия Территориальной избирательной комиссии №21 , признании недействительными решения об установлении итогов голосования на избирательном участке №637 на выборах в Законодательное Собрание Санкт - Петербурга, обязать Территорори



Дело № 2-783/12 «24» мая 2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Леонтьевой Е.А.,

с участием прокурора Устюговой Г.В.,

при секретаре Казанской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Белякова В.Г. на действия территориальной избирательной комиссии,

установил:

Заявитель обратился в суд, с учетом уточненной жалобы просит признать незаконными действия Территориальной избирательной комиссии № 21, выразившиеся в неправильном установлении итогов голосования на избирательном участке № 637 на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга; признать недействительными решения об установлении итогов голосования (протокол и сводную таблицу Территориальной избирательной комиссии № 21 об итогах голосования на части территории Санкт-Петербурга № 18 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва 4 декабря 2011 года) на избирательном участке № 637 на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга; обязать Территориальную избирательную комиссию № 21 внести изменения в протокол и сводную таблицу Территориальной избирательной комиссии № 21 об итогах голосования на части территории Санкт-Петербурга № 18 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва 4 декабря 2011 года в соответствии с протоколом УИК № 637; обязать Санкт-Петербургскую избирательную комиссию внести соответствующие изменения в свои документы по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва 4 декабря 2011 года (л.д. 7, 16-19).

Заявитель, его представитель, действующий на основании доверенности (л.д. 47), в суд явились, на жалобе настаивали.

Представитель заинтересованных лиц, действующий на основании доверенностей (л.д. 122-123), в суд явился, возражал против удовлетворения жалобы.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва» № 519 от 31.08.2011 года в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 5 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 25 мая 2005 года N 252-35 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" и Законом Санкт-Петербурга от 20 апреля 2011 года N 233-57 "О сокращении срока полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва" Законодательное Собрание Санкт-Петербурга выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва были назначены на 4 декабря 2011 года.

04 декабря 2011 года состоялось голосование по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва.

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 12 декабря 2011 года № 131-2 выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по единому избирательному округу признаны состоявшимися и действительными, комиссией утверждены и подписаны протокол и сводная таблица о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва по избирательному округу.

Официальное опубликование результатов выборов состоялось 13 декабря 2011 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости».

Заявитель указывает, что представленный им протокол УИК № 637, содержит данные, которые в последствие не вошли в итоговый протокол УИК № 637 и в официальные итоги голосования.

Согласно п. 1 ст. 52 Закона Санкт-Петербурга от 15.06.2005 года № 252-35 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" (в ред. от 13.07.2011 года, с изм. от 14.09.2011 года) участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Требования к оформлению протокола участковой избирательной комиссии предусмотрены пунктом 2 ст. 52 указанного Закона.

В соответствии с п. 12 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 12 ст. 17 Закона Санкт-Петербурга от 15.06.2005 года № 252-35 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" заверение копий протоколов и иных документов избирательных комиссий производится председателем или заместителем председателя, или секретарем соответствующей избирательной комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверeния копии и проставляет печать соответствующей избирательной комиссии.

Согласно подп. «а», «ж», «з» п. 2 и п. 3 статьи 67 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», протокол об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Протокол об итогах голосования должен содержать номер экземпляра; фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи; дату и время подписания протокола; печать участковой комиссии. Числа, указанные в пункте 2 статьи 67 данного Федерального закона, вносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью.

В качестве доказательств своих доводов по жалобе заявителем представлены копии протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 637, протокол территориальной избирательной комиссии № 21 об итогах голосования на части территории Санкт-Петербурга № 18 и сводную таблицу ТИК № 21 об итогах голосования на части территории Санкт-Петербурга № 18 (л.д. 8-15).

Однако названные документы оформлены с нарушением обязательных требований к оформлению, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан РФ»: в нарушение подпункта «а» п. 2 ст. 67 – копия протокола не содержит номера экземпляра, с которого она была выдана. В нарушение п. 3 ст. 67 числа в копии протокола не выполнены прописью, а выполнение чисел прописью является обязательным требованием. В нарушении п. 12 ст. 30 ФЗ, который устанавливает, что заверение копии протокола производится председателем, заместителем председателя или секретарем комиссии, при этом лицо, заверяющее копию протокола, на копии указывает слова «верно» или «копия верна», расписывается, указывает свои ФИО, ставит дату и время заверения, в представленном документе нет ни надписи «копия верна», ни даты и времени заверения.

Кроме того, представитель заинтересованных лиц указал, что протокол с подобными цифрами в принципе не мог быть составлен на избирательном участке, так как в указанном протоколе не выполняются контрольные соотношения. Число в строке № 5 в копии протокола - «число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования», в сумме с числом в строке № 6 – «число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования» и числом из строки № 7 – «число погашенных бюллетеней», должно давать общую сумму бюллетеней, полученных участковой комиссией, по строке № 2 этот показатель должен быть 1 630, в то время как число бюллетеней, полученных участковой комиссией, в строке № 2 копии протокола, представленной заявителем, указана общая сумма 1600. Если суммировать все числа в строках с № 14 по № 20 (это количество голосов, полученных каждым из списков кандидатов), то сумма чисел равняется 1 246, в то время как в строке № 11 – «число действительных бюллетеней» указано другое число, а именно 1276.

Таким образом, представленные заявителем протоколы участковой и территориальной избирательных комиссий не содержат всех неотъемлемых реквизитов данного вида доказательств, не соответствуют требованиям ст.ст. 30, 67 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Санкт-Петербурга от 15.06.2005 года № 252-35 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", в связи с чем не могут быть приняты судом в качестве допустимых доказательств.

В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее – ГПК РФ), обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ст. 60 ГПК РФ представленные заявителем копии протоколов не могут быть приняты в качестве допустимого доказательства.

Судом также учтено, что по избирательному участку № 637 был назначен и проведен повторный подсчет голосов избирателей.

В соответствии с пунктом 9 статьи 69 и пунктом 1 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов об итогах голосования, поступивших из нижестоящих комиссий, вышестоящая комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения законов, регламентирующих проведение соответствующих выборов, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования и принять решение о повторном подсчете голосов.

Решением Территориальной избирательной комиссии № 21 от 5 декабря 2011 года № 14-1/11 отменено решение участковой избирательной комиссии № 637 об итогах голосования по данному избирательному участку, избирательной комиссии было поручено незамедлительно провести повторный подсчет голосов избирателей по данному избирательному участку (л.д. 126). Указанное решение заявителем не обжаловалось.

Санкт-Петербургской избирательной комиссией представлен экземпляр № 2 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 637 с отметкой «Повторный подсчет голосов» (л.д. 124-125).

Данные указанного протокола полностью соответствуют данным об итогах голосования по избирательному участку, указанным в сводной таблице ТИК № 21 (л.д. 12-15), внесенным в ГАС «Выборы», протокол оформлен с соблюдением требований статей 67 и 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.52 Закона Санкт-Петербурга от 15.06.2005 года № 252-35 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга".

В соответствии с п.22 ст.68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней.Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления.

В силу п.п.1.1, 1.2, 3, 6 ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

Согласно п. 2 ст. 63 Закона Санкт-Петербурга от 15.06.2005 года № 252-35 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" в соответствии с Федеральным законом после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей избирательной комиссией решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования и(или) сводную таблицу. В соответствии с Федеральным законом суд соответствующего уровня, отменив решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения Федерального закона, настоящего Закона Санкт-Петербурга. В случае если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.

Согласно п. 5 ст. 63 Закона Санкт-Петербурга от 15.06.2005 года № 252-35 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" в соответствии с Федеральным законом суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, на соответствующей части территории Санкт-Петербурга, в Санкт-Петербурге также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Как указано в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 № 5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 11 июня 2002 года № 10-П, отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу статей 3 (части 1, 2 и 3), 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов.

Исходя из приведенных доводов и представленных доказательств судом не установлено таких нарушений закона при подведении итогов голосования, которые могли бы быть признаны нарушениями, не позволяющими с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, либо не позволяющими выявить действительную волю избирателей. Предусмотренные пунктами 1.2 и 3 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основания для признания недействительными итогов голосования по избирательному участку № 637 отсутствуют. Оснований для признания незаконным и отмены решения Территориальной избирательной комиссии №21 об установлении итогов голосования по части территории Санкт-Петербурга № 18 также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 259 – 261, ст.ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении жалобы отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья Леонтьева Е.А.

На момент опубликования решение в законную силу не вступило.