об обязании устранения нарушений требований законодательства в области охраны водных объектов



Дело № 2-1133/12 16 июля 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Колпинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе

Председательствующего судьи Ильиной Н.Г.

С участием прокурора Алешина А.Н.

При секретаре Вдовкиной А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Леспром СПб» об устранении нарушений законодательства в области охраны водных объектов,

Установил:

Природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга, реализуя полномочия, предоставленные ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать ОАО «Леспром СПб» в 180-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести модернизацию очистных сооружений производственно-поверхностных стоков, поступающих через выпуск № 2 (в р. Нева, на расстоянии 34 км. от устья, у левого берега) для достижения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект. Также истец просит обязать ответчика в 180-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать приборами учета сточных вод выпуск № 2 (в р. Нева, на расстоянии 34 км. от устья, у левого берега). В обоснование иска указывает, что Природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства о водных биологических ресурсах в деятельности ОАО «Леспром СПб», расположенного и осуществляющего деятельность по адресу: Санкт-Петербург, Колпинский район, пос. Саперный. Проверкой установлено, что ответчик осуществляет сброс воды в водный объект – р. Нева, место расположение участка водопользования – Санкт-Петербург, Колпинский район, пос. Саперный, по выпуску № 2 (в р. Нева, на расстоянии 34 км. от устья, у левого берега), на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование № ** от **.2009 г., приборы учета сточных вод на выпуске № 2 у предприятия отсутствуют. **.2012 года сотрудниками ФБУ «Ц», в присутствии представителей ОАО «Леспром СПб», государственных инспекторов Департамента Росприроднадзора по СЗФО были отобраны пробы сточной воды, а также пробы промышленных выбросов на источнике № ** (участок цеха по производству фанеры). Согласно акту отбора проб от **.2012 г. и протоколу количественного химического анализа от **.2012 года в соответствии с заключением ФБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО» от **.2012 года: на выпуске сточных вод ОАО «Леспром СПб в р. Нева были обнаружены повышенные по сравнению с допустимыми значениями концентрации по 10 показателям. ОАО «Леспром СПб» при осуществлении деятельности допущено нарушение нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения. Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о том, что очистные сооружения производственно-поверхностных стоков, поступающих через выпуск № 2 подлежат модернизации для достижения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект. Выявленные нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Процессуальный истец в судебное заседание явился, на иске настаивал.

Представители ответчика в судебное заседание явились, исковые требования не признали, указывая, что согласны с наличием указанных природоохранным прокурором нарушений, осуществляют меры для добровольного исполнения требований, однако не согласны с установлением 180-дневного срока устранения нарушений, поскольку в силу большого объема работ, устранение указанных нарушений возможно в срок 1,5-2 года.

Представитель 3 лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просил дело рассматривать в свое отсутствие.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Статьей 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с п. 6 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2009 г. № 205, измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды. Средствами измерения оснащаются также узлы передачи воды в системы оборотного водоснабжения, повторного использования сточных вод, передачи (приема) воды потребителям.

Судом установлено, что ОАО «Леспром СПб» осуществляет деятельность по адресу: (…).

Как усматривается из копии Решения Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от **.2009 г. № **, ОАО «Леспром СПб» в пользование был предоставлен водный объект – река Нева (БАЛ НЕВА), расстояние от устья до места водопользования 34 км., срок пользования установлен – до **.2013 г. Использование водного объекта производится при выполнении им в том числе условия об осуществлении в установленном порядке мероприятий по учету объемов сточных вод, качества (в срок до **.2009 г. обеспечить производство учета сбрасываемых стоков средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений) (п. 2.3.12).

Из акта проверки Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному Федеральному округу) соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды № ** от **.2012 года, следует, что была проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «Леспром СПб». В ходе проверки выявлено нарушение обязательных требований, а именно ОАО «Леспром СПб» через выпуск № 2 осуществляет сброс в водный объект в р. Нева производственно-поверхностных сточных вод с превышениями допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных в Разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду № ** от **.2009 г.

Из заключения ФБУ «Ц» № ** от **.2012 года усматривается, что на выпуске сточных вод ОАО «Леспром» в р. Нева были обнаружены повышенные по сравнению с допустимыми значениями концентрации в 10 показателям: БПКполн – в 6,4 раза; ХПК – в 2,9 раз, азоту аммонийному – в 13,6 раз, азоту нитритному – в 2,4 раза, хлоридам – в 1,4 раза, нефтепродуктам – в 14,6 раз, алюминию – в 8,5 раз, железу общему – в 80 раз, марганцу – в 72 раза, меди – в 10 раз.

**.2012 года Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному Федеральному округу вынесено предписание № **, которым ООО «Леспром СПб» предписано в срок до 04.04.2013 года провести модернизацию очистных сооружений производственно-поверхностных стоков, поступающих через выпуск № 2 в р. Нева для достижения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект.

Из объяснений представителей ответчика, а также из представленных по делу доказательств, усматривается, что ОАО «Леспром СПб» **.2012 года заключен договор с ЗАО «Э» о выполнении работ по разработке и согласованию проекта реконструкции очистных сооружений производственно-ливневых стоков ОАО «Леспром СПб» по адресу: (…).

Согласно ст. 22 Федерального закона «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

При осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.

Установление требования к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения (ограничение объема безвозвратного изъятия поверхностных вод, обеспечение оптимального уровня воды и сбросов вод в рыбохозяйственных целях) должно обеспечивать сохранение водных биоресурсов.

В соответствии со ст. 12 Гражданского Кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д.

Ответная сторона, возражая против удовлетворения исковых требований, ссылалась на невозможность устранения выявленных нарушений в сроки, указанные в исковом заявлении, а также на принятие ответчиком мер по добровольному устранению нарушений. Вместе с тем, не возражала против наличия вышеуказанных нарушений.

Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд полагает исковые требования природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из того, что наличие нарушений природоохранного законодательства подтверждено материалам дела, доказательств устранения нарушений на момент судебного разбирательства не представлено.

С учетом объяснений лиц, участвующих в деле, а также учитывая объемы работ, которые необходимо произвести с целью исполнения требований прокурора, суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения судебного решения до 04.04.2013 года. Указанные срок также установлен предписанием Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному Федеральному округу № ** от **.2012 г.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.12 ГК РФ, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», ст. 39 Водного кодекса РФ, ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», 45, 56, 167,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга удовлетворить.

Обязать ОАО «Леспром СПб», расположенное и осуществляющее деятельность по адресу: (…), в срок до 04.04.2012 года провести модернизацию очистных сооружений производственно-поверхностных стоков, поступающих через выпуск № 2 (в р. Нева, на расстоянии 34 км. от устья, у левого берега) для достижения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект.

Обязать ОАО «Леспром СПб», расположенное и осуществляющее деятельность по адресу: (…), в срок до 04.04.2012 года оборудовать приборами учета сточных вод выпуск № 2 (в р. Нева, на расстоянии 34 км. от устья, у левого берега).

Взыскать с ОАО «Леспром СПб» государственную пошлину в доход бюджета в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Г. Ильина

На момент опубликования решение не вступило в законную силу