Дело № 2-549/11 07 апреля 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Ильиной Н.Г.
при секретаре Бородулиной Т.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савковой Н.В. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ по Колпинскому району Санкт-Петербурга об обязании включить периоды работы в специальный трудовой стаж, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Савкова Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Колпинскому району Санкт-Петербурга и просила обязать ответчика включить период работы с **.1980г. по **.1986г. в должности секретаря «П.» в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию и назначить ее с даты обращения в пенсионный фонд – **.2009г. В обоснование исковых требований истица указала, что **.2009г. Управление Пенсионного Фонда Колпинского района Санкт-Петербурга отказало в назначении досрочной трудовой пенсии по пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием необходимого 25 летнего специального трудового стажа. Истец считает данный отказ необоснованным, поскольку ответчик не включил период работы в должности секретаря «П.», однако в соответствии с п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959г. в спорный период учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывалось также выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Такая работа засчитывается в стаж работы по специальности на досрочную трудовую пенсии при наличии 2/3 стажа работы в должностях и учреждениях, дающих право на нее. В соответствии с Постановлением Пленума ФС РФ № 25 от 20.12.2005г. при определении права можно исходить из правовых актов, действующих в спорный период. Данное подтверждено и Постановлениями Конституционного Суда РФ № 2-П и № 11-П. Кроме того, исходя из ст. 30 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», имеющиеся до 01.01.2001г. права не пропадают, а трансформируются, сохраняются. Су четом спорного периода, истец полагает, что она выработала 25 лет специального трудового стажа, а отказ ответчика в назначении пенсии нарушает права истца, предусмотренные ст. 4,7, 39,45, 52-55 Конституцией РФ.
В ходе судебного разбирательства истица уточнила исковые требования в части периода работы, подлежащего включению в специальный трудовой стаж, разделив его на два периода: с **.1980 г. по **.1982г. работа в должности секретаря «П.» и с **.1982г. по **.1986г. в должности секретаря «В.».
Истец и ее представитель Калмыков О.П. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика - ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Колпинскому району Санкт-Петербурга в суд явился, исковые требования не признал. Представил отзыв, в котором указал, что при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ страховой и специальный стаж могут определяться двумя способами: 1) применение Списка и Правил от 29.10.2002г. № 781 ко всем периодам работы заявителя; 2) по нормам действовавшего на 31.12.2001г. пенсионного законодательства в зависимости от времени работы заявителя. На момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии у Савковой Н.В. специальный педагогический стаж составил: 20 лет 5 месяцев, в данный стаж не был включен период работы истицы в должности секретаря, поскольку Списком от 06.09.1991г. № 463 и Списком от 22.09.1999г. № 1067, списком от 29.10.2002г. № 781 данная должность и учреждение не предусмотрены. Применение Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 неправомерно и недопустимо, т.к. согласно Постановлению Конституционного Суда РФ № 2-П, исчисление продолжительности страхового и (или) специального стажа на соответствующих работах, имевших место до 01.01.2002г. может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001г. пенсионного законодательства – Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990г. Согласно данного постановления у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Однако законодательство Союза СССР в указанном постановлении не имело своего отражения. Таким образом, применение союзного законодательства не было предметом рассмотрения Конституционного суда РФ. Применение союзного законодательства противоречит нормам международного права. Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1957г. № 1397 не содержал должности «секретаря комитета» и наименование организации «В.». Перечень расширительному толкованию не подлежит. Однако данное постановление также содержит условие, что время работы, указанное в п. 1 Положения (работа в партийных и комсомольских органах), засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным постановлением, приходится на работу и в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. У истицы на **.1993г. 2/3 стажа отсутствовало. Признание права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может наступить лишь с момента вынесения решения суда по делу.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все добытые по делу доказательства, считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Колпинском районе Санкт-Петербурга от 04.12.2009г. № 1630-1/948 Савковой Н.В. отказано в зачете в специальный трудовой стаж периода работы с **.1980г. по **.1986г. (5 лет 7 месяцев 17 дней) в должности секретаря В.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпинском районе от **.2009г. № ****, Савковой Н.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом установлено, что на момент обращения Савковой Н.В. в УПФ РФ в Колпинском районе на 16.11.2009г. ее специальный стаж составляет 20 лет 05 месяцев 00 дней.
Согласно трудовой книжки Савковой Н.В. в период с **.1980 г. по **.1982г. работа в должности секретаря комитета «П.» и с **.1982г. по **.1986г. в должности секретаря комитета «В.».
В соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 и действующим на момент обращения истицы за назначением пенсии.
В разделе «наименование должностей» Списка должность секретаря комитета В. не указана.
Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до **.2002г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации»
Вместе с тем согласно с пп. а п. 1 Положения о прядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Время работы, указанной в пунктах 1,2,3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должности, работа в которых дает право на эту пенсию.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из специального стажа работы в должности в комсомольских органах.
С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, т.е. работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Довод представителя ответчика о том, что истица не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку на момент отмены Положения № 1397, то есть на 22.09.1993 года, ею не было выработано 2/3 стажа необходимого для ее назначения, по мнению суда, является необоснованным, поскольку на момент обращения истицы за назначением пенсии (**.2009г.) она выработала не менее 2/3 стажа (20 лет 5 месяцев), требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Согласно п.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что на момент обращения истицы за назначением досрочной трудовой пенсии ею был выработан специальный стаж 20 лет 05 месяцев, что является более чем 2/3 стажа от необходимых 25 лет, следовательно, она вправе была претендовать на включение в специальный стаж периодов работы в должности секретаря комитета В. – 5 лет 07 месяцев 17 дней.
Таким образом, на момент обращения истицы за назначением пенсии **.2009г. у нее имелся специальный стаж 26 лет 17 дней и она вправе была претендовать на назначение досрочной пенсии со дня обращения.
На основании изложенного, руководствуясь ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Колпинском районе Санкт-Петербурга включить периоды работы Савковой Н.В. с **.1980 года по **.1982 в должности секретаря комитета «П.» и с **.1982 года по **.1986 года в должности секретаря комитета «В.» в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Колпинском районе Санкт-Петербурга назначить Савковой Н.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с **.2009 года.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.
Судья Н.Г. Ильина
На момент опубликования решение в законную силу не вступило.