Об оспаривании налогоаого уведомления



Дело № 2-6494/10 23 сентября 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)

Калининский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Морозовой А.Д.,

при секретаре Смирновой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пяшиной С.С., Пяшина С.А. к МИФНС № 18 по Санкт-Петербургу об оспаривании налоговых уведомлений, обязании произвести перерасчет налога,

установил:

Пяшина С.С и Пяшин С.А. обратились в суд с требованиями о признании незаконными и отмене требований МИФНС № 18 по СПб, изложенных в налоговом уведомлении 616565 от 23.06.2010 и в налоговом уведомлении 648376 от 23.06.2010 в части применения налоговой ставки в размере 2% исходя из инвентаризационной стоимости всего объекта недвижимости, обязании МИФНС № 18 по СПб произвести перерасчет налога на имущество за 2008 год за 1/164 долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, исходя из налоговой ставки в размере 0,1 % в отношении налогоплательщиков Пяшиной С.С., Пяшина С.А. в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование своих требований заявители указали, что являются каждый собственниками 1/164 доли в праве общей долевой собственности нежилого помещения, (встроенное помещение - паркинг). 02.07.2010 года налоговой инспекцией в адрес каждого из них было направлено налоговое уведомление об уплате налога на имущество за 2010 года – за встроенное помещение, в том числе предложено уплатить:

за 2007 год налог в размере 109 руб. 49 коп., исходя из налоговой ставки в размере 0,1 % от налоговой базы;

за 2008 год налог в размере 4095 руб.69 коп., исходя из налоговой ставки в размере 2 % от налоговой базы;

за 2009 год налог в размере 232 руб.84 коп., исходя из налоговой ставки в размере 0,1 % от налоговой базы;

за 2010 год налог в размере 230 руб.70 коп., исходя из налоговой ставки в размере 0,1 % от налоговой базы(л.д.10).

Заявители полагают, что так как стоимость 1/164 доли в праве общей долевой собственности на паркинг никогда не превышала 300000 рублей, что прямо следует из расчета имущественного налога за 2007, 2009 и 2010 годы, действия налогового органа по расчету налога на имущество за 2008 год в сумме 4095 руб. 69 коп. являются незаконными.

В судебном заседании заявители Пяшина С.С. и Пяшин С.А. требования свои поддержали.

Представитель МИФНС № 18 по Санкт-Петербургу в судебном заседании против требований возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Статья 13 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации все равны перед законом и судом.

В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса РФ

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В силу статьи 17 Налогового Кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии со статьей 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками - физическими лицами признаются физические лица, на которых в соответствии с Кодексом (актами законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятых до вступления в силу части первой Кодекса) возложена обязанность уплачивать налоги.

На основании статьи 45 Налогового Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

В случае, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Таким образом, по общему правилу обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества.

Согласно статье 53 Налогового кодекса, статьям 5 и 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" порядок определения налоговой базы регулируется отдельными законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов, действующими на территории Российской Федерации и не вошедшими в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 названного Федерального закона.

Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (в том числе порядок определения налоговой базы по налогу на строения, помещения и сооружения) регулируется нормами Закона Российской Федерации от 09.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 указанного Закона объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 09.12.91 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.

Законом Санкт-Петербурга «ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» (в ред. Законов Санкт-Петербурга от 24.11.2004 N 584-78, от 28.11.2005 N 611-86, от 08.05.2007 N 182-34) в статье 1 установлено, что ставки налога на имущество физических лиц (налога на строения, помещения и сооружения) с 1 января 2005 года устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости жилых домов, квартир, дач и иных жилых строений, помещений и сооружений и суммарной инвентаризационной стоимости гаражей и иных нежилых строений, помещений и сооружений в следующих размерах: Гаражей и иных нежилых строений, помещений и сооружений: до 300 тыс. руб. - 0,1 процента; от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. - 0,3 процента; свыше 500 тыс. руб. - 2 процента.

Материалами дела установлено, что Пяшина С.С и Пяшин С.А. каждый являются собственниками по 1/164 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, (встроенное помещение - паркинг) (л.д.4-9).

Налоговым уведомлением № 648376 от 23.06.2010 налогоплательщику Пяшиной С.С. указано на обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, в соответствии с которым объектом налогообложения является 1/164 доля встроенного помещения. В соответствии с указанным уведомлением приведен расчет: за налоговый период 2007 год налоговой базы 31283910,00 руб. по налоговой ставке 0,1 % размер налога составил 109 руб. 49 коп., за налоговый период 2008 год налоговой базы 34130749,00 руб. по налоговой ставке 2 % размер налога составил 4095 руб.69 коп., за налоговый период 2009 год налоговой базы 38805974,00 руб. по налоговой ставке 0,1 % размер налога составил 232 руб. 84 коп., и за налоговый период 2010 год налоговой базы 38449370,00 руб. по налоговой ставке 0,1 % размер налога составил 230 руб. 70 коп.(л.д.10-11).

Налоговым уведомлением № 616565 от 23.06.2010 налогоплательщику Пяшину С.А. указано на обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, в соответствии с которым объектом налогообложения является 1/164 доля встроенного помещения. В соответствии с указанным уведомлением приведен расчет: за налоговый период 2007 год налоговой базы 31 283 910,00 руб. по налоговой ставке 0,1 % размер налога составил 109 руб. 49 коп., за налоговый период 2008 год налоговой базы 34 130 749,00 руб. по налоговой ставке 2 % размер налога составил 4095 руб.69 коп., за налоговый период 2009 год налоговой базы 38805 974,00 руб. по налоговой ставке 0,1 % размер налога составил 232 руб. 84 коп., и за налоговый период 2010 год налоговой базы 38449 370,00 руб. по налоговой ставке 0,1 % размер налога составил 230 руб. 70 коп.(л.д.10-11).

Поскольку Пяшиным принадлежит каждому по 1/164 доле в праве собственности встроенного помещения, стоимость которой составляет менее 300000 рублей, соответственно исходя из стоимости доли должна быть применена налоговая ставка 0,1 %, что и сделано налоговым органом в 2007, 2009 и 2010 годах. В 2008 году в соответствии с указанием руководства, налоговая ставка стала применяться исходя из стоимости всего объекта, а не из стоимости принадлежащей налогоплательщикам доли.

В силу статьи 38 НК РФ

1. Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

2. Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу закона собственник несет бремя содержания имущества соразмерно тому размеру, который ему принадлежит.

Суд не может принять позицию ответчика на нормативность и равнозначность закону письма Минфина РФ от 21.04.2008 № 03-05-04-01/19, так как обязательность таких разъяснений установлена лишь для налоговых органов, тогда как суд не связан такими разъяснениями, поскольку именно путем обращения в суд за защитой нарушенного права гражданин имеет возможность восстановить таковое, вследствие верного толкования и устранения неясностей, выявленных в процессе применения налоговых норм в конкретных правовых ситуациях. Указанное письмо носит информационно- разъяснительный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, толкуя законодательство в пользу налогоплательщика, суд приходит к выводу, что сумма налога на имущество Пяшина С.А. и Пяшиной С.С., находящееся в общей долевой собственности, должна рассчитываться не из инвентаризационной стоимости всего объекта недвижимости, а из инвентаризационной стоимости принадлежащей каждому из них доли в нежилом помещении. Соответственно, действия МИФНС № 18 по Санкт-Петербургу по применению налоговой ставки за 2008 год исходя из инвентаризационной стоимости всего объекта недвижимости, а не из принадлежащей истцам доли, в размере 2% при расчете налога на имущество физических лиц в отношении налогоплательщиков Пяшина С.А. и Пяшиной С.С. противоречат требованиям законодательства, а следовательно являются незаконными. В связи с чем суд считает необходимым обязать восстановить нарушенное право Пяшина С.А. и Пяшиной С.С. путем обязания налогового органа произвести перерасчет налога за период 2008 года с применением налоговой ставки в размере 0,1 % согласно стоимости 1/164 доли встроенного помещения, принадлежащие истцам.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 254-256 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Пяшиной С.С., Пяшина С.А. удовлетворить.

Признать незаконными и отменить требования МИФНС № 18 по СПб, изложенные в налоговом уведомлении 616565 от 23.06.2010 и в налоговом уведомлении 648376 от 23.06.2010 в части применения налоговой ставки в размере 2% исходя из инвентаризационной стоимости всего объекта недвижимости, обязать МИФНС № 18 по СПб произвести перерасчет налога на имущество за 2008 год за 1/164 долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, исходя из налоговой ставки в размере 0,1 % в отношении налогоплательщиков Пяшиной С.С., Пяшина С.А. в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Калининский районный суд в течение 10 дней.

Судья