Дело № 2-5663/10 23 сентября 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ларионовой Н.А.
при секретаре Вязниковой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского района СПб в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГОУ средняя общеобразовательная школа Калининского района СПб об обязании устранить нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского района СПб обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к ГОУ средняя общеобразовательная школа Калининского района СПб об обязании разработать проект нормативов образования отходов, получить лимиты на размещение отходов, разработать и согласовать в Ростехнадзоре паспорта опасных отходов, получить свидетельство (сертификат) на право работы с опасными отходами в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проверки, выявлено нарушение ответчиком природоохранного законодательства, в частности, в процессе хозяйственной деятельности ответчика образуются опасные отходы –мусор от бытовых помещений учреждения несортированный (4 класс опасности)
В соответствии с действующим законодательством, ответчик обязан разработать проект нормативов образования отходов, подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности в установленном законодательством порядке, а также иметь свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Прокурор Калининского района СПб в судебное заседание явился, на иске настаивал.
Представитель ответчика ГОУ средняя общеобразовательная школа Калининского района СПб в судебное заседание явился, иск признал.
Третьи лица – Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Спб, Администрация Калининского района СПб извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем суд, руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассматривать дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в ходе хозяйственной деятельности ответчика образуются отходы - мусор от бытовых помещений учреждения несортированный (4 класс опасности)
В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с ними, установленных положениями ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с п.3 которой на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт; паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности в порядке и по типовым формам, определяемым Правительством Российской Федерации. Отсутствие паспорта опасных отходов, как следует из указанного федерального закона, служит препятствием к их транспортированию.
В соответствии с п.1 ст.18 указанного Федерального закона, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
П.3 ст.18 Закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В силу ч.1 ст. 15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В соответствии с п. 5.3.4, п.5.3.7 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, утверждение лимитов на размещение отходов, проведение работы по паспортизации отходов I - IV класса опасности относится к компетенции данного федерального органа власти.
Доказательств устранения указанных нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды к моменту рассмотрения дела ответчиком не представлено
Прокурор, в силу ч. 1 ст. 45 ГПКРФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Заявленные прокурором требования направлены на пресечение незаконных действий ответчика по обращению с отходами, неисполнение вышеуказанных требований закона создает угрозу нарушения права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ и ст.3 Закона РФ «Об охране окружающей среды».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Учитывая, что ответчик, имеющий опасные отходы, обязан соблюдать требования законодательства и обеспечить безопасность окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления с момента появления таких отходов, а финансирование ответчика осуществляется его учредителем – Санкт-Петербургом в лице Администрации Калининского района СПб, суд считает возможным установить ответчику в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ срок исполнения решения суда в течение 2 месяцев со дня вступления судебного решения по настоящему делу в законную силу с целью предоставления ответчику времени для согласования с собственником учреждения вопроса финансирования расходов на совершение действий, необходимых для устранения нарушений.
Поскольку при подаче искового заявления истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственную пошлину в размере 200 руб. надлежит взыскать в федеральный бюджет с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.42 Конституции РФ, ст. 11, 51 Закона РФ «Об охране окружающей среды», ст.14, 15, 18 Закона РФ «Об отходах производства и потребления», ст.45, 56, 67, 194-199, 206, ст.103 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ГОУ средняя общеобразовательная школа Калининского района СПб, разработать проект нормативов образования отходов, получить лимиты на размещение отходов, разработать и согласовать в Ростехнадзоре (Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору) паспорта опасных отходов, получить свидетельство (сертификат) на право работы с опасными отходами, в течение двух месяцев со дня вступления судебного решения по настоящему делу в законную силу.
Взыскать с ГОУ средняя общеобразовательная школа Калининского района СПб в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.
Судья