Дело № 2-5662/10 23 сентября 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ларионовой Н.А.
при секретаре Вязниковой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского района СПб в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГОУ средняя общеобразовательная школа Калининского района СПб об обязании устранить нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского района СПб обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к ГОУ средняя общеобразовательная школа Калининского района СПб об обязании разработать проект нормативов образования отходов, получить лимиты на размещение отходов, разработать и согласовать в Ростехнадзоре паспорта опасных отходов, организовать обучение работников по программам безопасности обращения с отходами производства и потребления, в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проверки, выявлено нарушение ответчиком природоохранного законодательства, в частности, в процессе хозяйственной деятельности ответчика образуются опасные отходы – ртутные лампы люминесцентные отработанные, относящиеся к 1 классу опасности, мусор от бытовых помещений учреждения несортированный (4 класс опасности)
В соответствии с действующим законодательством, ответчик обязан разработать проект нормативов образования отходов, подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности в установленном законодательством порядке, а также провести обучение работников экологической безопасности, что ответчиком не исполнено.
Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Прокурор Калининского района СПб в судебное заседание явился, на иске настаивал.
Представитель ответчика ГОУ средняя общеобразовательная школа Калининского района СПб в судебное заседание явился, иск признал.
Третьи лица – Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Спб, Администрация Калининского района СПб извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем суд, руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассматривать дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в ходе хозяйственной деятельности ответчика образуются отходы - ртутные лампы люминесцентные отработанные, относящиеся к 1 классу опасности, мусор от бытовых помещений учреждения несортированный (4 класс опасности)
В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с ними, установленных положениями ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с п.3 которой на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт; паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности в порядке и по типовым формам, определяемым Правительством Российской Федерации. Отсутствие паспорта опасных отходов, как следует из указанного федерального закона, служит препятствием к их транспортированию.
В соответствии с п.1 ст.18 указанного Федерального закона, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
П.3 ст.18 Закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В силу ч.1 ст. 15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В соответствии с п. 5.3.4, п.5.3.7 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, утверждение лимитов на размещение отходов, проведение работы по паспортизации отходов I - IV класса опасности относится к компетенции данного федерального органа власти.
Доказательств устранения выявленных прокурором нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды к моменту рассмотрения дела ответчиком не представлено
Прокурор, в силу ч. 1 ст. 45 ГПКРФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Заявленные прокурором требования направлены на пресечение незаконных действий ответчика по обращению с отходами, неисполнение вышеуказанных требований закона создает угрозу нарушения права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ и ст.3 Закона РФ «Об охране окружающей среды».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Учитывая, что ответчик, имеющий опасные отходы, обязан соблюдать требования законодательства и обеспечить безопасность окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления с момента появления таких отходов, а финансирование ответчика осуществляется его учредителем – Санкт-Петербургом в лице Администрации Калининского района СПб, суд считает возможным установить ответчику в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ срок исполнения решения суда в течение 2 месяцев со дня вступления судебного решения по настоящему делу в законную силу с целью предоставления ответчику времени для согласования с собственником учреждения вопроса финансирования расходов на совершение действий, необходимых для устранения нарушений.
Поскольку при подаче искового заявления истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственную пошлину в размере 200 руб. надлежит взыскать в федеральный бюджет с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.42 Конституции РФ, ст. 11, 51 Закона РФ «Об охране окружающей среды», ст.14, 15, 18 Закона РФ «Об отходах производства и потребления», ст.45, 56, 67, 194-199, 206, ст.103 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ГОУ средняя общеобразовательная школа Калининского района СПб, разработать проект нормативов образования отходов, получить лимиты на размещение отходов, разработать и согласовать в Ростехнадзоре (Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору) паспорта опасных отходов, организовать обучение работников по программам безопасности обращения с отходами производства и потребления, в течение двух месяцев со дня вступления судебного решения по настоящему делу в законную силу.
Взыскать с ГОУ средняя общеобразовательная школа Калининского района СПб в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.
Судья