Об оспаривании распоряжения



дело № 2-5061/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)

5 октября 2010 года

Калининский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Дедова А.Л. при секретаре Лузяниной К.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Калининского района г. Санкт-Петербурга об оспаривании распоряжения главы Администрации Калининского административного района г. Санкт-Петербурга, -

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района г. Санкт-Петербурга обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения главы Администрации Калининского административного района г. Санкт-Петербурга № 333-р от 17 марта 2010 года «О комиссии по выявлению крупногабаритных предметов, размещенных на территории Калининского района г. Санкт-Петербурга с нарушением действующего законодательства в сфере благоустройства, санитарного содержания и создающих угрозу террористических актов», просил признать недействующим и не подлежащим применению данное распоряжение со дня его принятия, т.е. с 17 марта 2010 года.

В обоснование заявления указано, что указанным распоряжением главы Администрации Калининского района СПб при Администрации Калининского района создан коллегиальный орган, наделенный полномочиями по выявлению крупногабаритных предметов, в том числе брошенных, разукомплектованных и бесхозяйных автотранспортных средств, размещенных на территории Калининского района Санкт-Петербурга с нарушением требований действующего законодательства, и необходимости их перемещения для временного хранения в специально отведенных местах, с целью реализации мер, направленных на обеспечение безопасности, а также обеспечения правил благоустройства и уборки территорий.

Так, по мнению прокурора, пунктом 5 распоряжения отделы по вопросам законности, правопорядка и безопасности, районного хозяйства Администрации Калининского района СПб, Санкт-Петербургское государственное учреждение «Жилищное агентство Калининского района СПб», Местная администрация муниципальных образований наделены следующими полномочиями:

- по выявлению крупногабаритных предметов, размещенных на внутриквартальной территории Калининского района, и организации их вывоза и временному хранению;

- по выявлению владельцев крупногабаритных предметов, размещенных с нарушением действующего законодательства, и уведомлению о перемещении данных предметов для временного хранения в специально отведенных местах до выдачи законным владельцам.

- участию при составлении уведомлений, актов при организации вывоза, передачи на хранение и выдачи владельцу крупногабаритных предметов.

Аналогичными полномочиями наделены также специализированные организации, осуществляющие в соответствии с правоустанавливающими документами деятельность по вывозу, хранению крупногабаритных предметов, размещенных с нарушением требований действующего законодательства в сфере благоустройства в специально отведенных местах.

Этим же распоряжением главы Администрации Калининского района СПб сотрудники отдела по вопросам законности, правопорядка и безопасности, районного хозяйства Администрации Калининского района СПб, Местной администрации муниципальных образований уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, протоколы изъятия вещей и документов в соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ.

Данное постановление, как указано в заявлении является незаконным поскольку в нарушение требований ст. 1.1, 2.1 КоАП РФ, ст. 32, 33, 34 Закона Санкт-Петербурга от 29мая2003года N239-29 «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге» распоряжением главы Администрации Калининского района СПб № 333-р от 17.03.2010 расширен предмет правового регулирования, устанавливающий административную ответственность за совершение административных правонарушений в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге.

В отсутствие оснований для привлечений граждан, должностных и юридических лиц к административной ответственности этим же распоряжением главы Администрации Калининского района СПб комиссия по выявлению крупногабаритных предметов в лице отделов по вопросам законности, правопорядка и безопасности, районного хозяйства Администрации Калининского района СПб, Санкт-Петербургского ГУ «Жилищное агентство Калининского района СПб», Местной администрации муниципальных образований необоснованно наделена полномочиями по их изъятию, вывозу и передаче на хранение специализированным организациям.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» от 23.09.2009 г. N420-79 полномочиями по изъятию, вывозу и передаче на хранение специализированным организациям крупногабаритных предметов местная администрация не наделена.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 "Об утверждении Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга" (п. 3.11) в качестве общих требований к содержанию и уборке объектов благоустройства предусмотрена только уборка крупногабаритных предметов, упавших на проезжую часть автомобильной дороги, тротуар, препятствующих движению транспорта и пешеходов.

Таким образом, указывается в заявлении прокурора, п.п. 1.1., 1.3 Распоряжения главы Администрации Калининского района СПб № 333-р от 17.03.2010, необоснованно дано расширительное толкование термина «крупногабаритные предметы», размещенных на территории Калининского района СПб с нарушением действующего законодательства в сфере благоустройства.

В соответствии с п. 3.4.82. Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078, администрации районов обладают полномочиями по организации вывоза мешающего уборке автотранспорта, признанного в установленном порядке бесхозяйным, в места, отведенные для его хранения, при содействии районных управлений внутренних дел. Иные полномочия у администраций районов Санкт-Петербурга отсутствуют.

В нарушение указанных положений, п. 5.5.2 распоряжением главы Администрации Калининского района СПб № 333-р от 17.03.2010 на комиссию возложены полномочия по организации вывоза и временному хранению крупногабаритных предметов, размещенных на внутриквартальной территории Калининского района, на основании протоколов о применении обеспечительных мер, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ, определений о возбуждении дела об административном правонарушении, вне установленной процедуры признания автотранспорта бесхозяйным.

Кроме того, распоряжением главы Администрации Калининского района СПб № 333-р от 17.03.2010 наделены полномочиями по вывозу, хранению крупногабаритных предметов, размещенных с нарушением требований действующего законодательства в сфере благоустройства в специально отведенных местах, специализированные организации, перечень которых отсутствует в вышеперечисленных нормативных правовых актах, что также является коррупциогенным фактором, как устанавливающий для комиссии необоснованно широкие пределы по выбору указанных специализированных организаций.

Представитель прокурора Калининского района г. СПб - старший помощник прокурора Мищенко Е.А. в судебное заседание прибыла требования заявления поддержала по указанным выше основаниям, пояснила, что распоряжение главы Администрации Калининского района г. СПб не опубликовано, оспаривается в порядке ст. 251 ГПК РФ, поскольку распоряжением, утвержденным главой Администрации района, комиссии по выявлению крупногабаритных предметов, её членам предоставлены расширенные полномочия в нарушение действующего ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» законов Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства Санкт-Петербурга», «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге».

Представитель главы Администрации Калининского административного района г. СПб Кругликова О.Ю. в судебное заседания явилась, требования заявления не признала.

Пояснила, что в соответствии с распоряжением от 17.03.2010 № 333-р «О комиссии по выявлению крупногабаритных предметов, размещенных на территории Калининского района Санкт-Петербурга с нарушением требований действующего законодательства в сфере благоустройства, санитарного содержания и создающих угрозу террористических актов» создан коллегиальный орган для выявления крупногабаритных предметов, в том числе брошенных, разукомплектованных и бесхозяйных автотранспортных средств, размещенных на территории Калининского района Санкт-Петербурга с нарушением требований действующего законодательства, определения возможной необходимости их перемещения для временного хранения в специально отведенных местах, с целью реализации мер, направленных на обеспечение безопасности, а также обеспечения правил благоустройства и уборки территорий.

Задачами, для осуществления которых создана комиссия являются: проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории Калининского района в сферах законности, правопорядка и безопасности, городского хозяйства, благоустройства; обеспечение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по противодействия терроризму, создание условий для предупреждения и профилактики терроризма; обеспечение контроля за выполнением требований гражданами и юридическими лицами действующего законодательства в сфере законности, правопорядка и безопасности, благоустройства и санитарного содержания.

В полномочия комиссии входит: обобщение сведений о владельцах крупногабаритных предметов, в том числе разбитого, разукомплектованного автотранспорта, автомобилей без признаков использования, размещенных на территории Калининского района Санкт-Петербурга с нарушением требований действующего законодательства в сфере благоустройства, санитарного содержания и создающих угрозу террористических актов требований (крупногабаритных предметов, размещенных с нарушением требований действующего законодательства); участие в рассмотрении и утверждении Адресной программы.

В полномочия комиссии входит и принятие решений о передаче необходимых материалов и документов в юридический отдел Администрации района для подготовки в суд заявлений о признании крупногабаритных предметов, размещенных с нарушением требований действующего законодательства бесхозяйными, в связи с чем, доводы, указанные в заявлении прокурора Калининского района о том, что распоряжением от 17.03.2010 № 333-р Комиссия необоснованно наделена полномочиями по изъятию, вывозу и передачи на хранение крупногабаритных предметов специализированным организациям, не соответствуют действительности. Также пояснила, что распоряжением не является нормативным актом, а внутренним документом районной Администрации.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Доводы, содержащиеся в заявлении прокурора Калининского района г. СПб, по мнению суда необоснованны по следующим основаниям:

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года № 1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» утверждено Положение об администрации района Санкт-Петербурга, в соответствии с которым Администрация района имеет право издавать распоряжения и приказы в соответствии с предоставленной ей компетенцией.

В соответствии с распоряжением главы Администрации Калининского района г. СПб от 17.03.2010 г. утверждено «Положение о комиссии по выявлению крупногабаритных предметов, размещенных на территории Калининского района г. СПб с нарушением требований действующего законодательства в сфере благоустройства, санитарного содержания и создающих угрозу террористических актов». Комиссия создана при Администрации района (п. 1.1 Положения).

Права комиссии определены разделом №4 Положения, которым предусмотрено, что имеет право направлять в установленном порядке запросы о предоставлении необходимых документов (информации) в иные государственные органы и организации, юридическим и физическим лицам, получать на них ответы и приобщать к материалам дела;

уведомлять граждан и руководителей организаций, являющихся владельцами крупногабаритных предметов, размещенных с нарушением требований действующего законодательства о необходимости соблюдения вышеперечисленных требований;

обращаться в уполномоченные органы и организации с предложениями о применении мер ответственности предусмотренных действующим законодательством, к владельцам крупногабаритных предметов, нарушающих требования действующего законодательства.

Других прав комиссии, согласно Положению, не предоставлено.

Главой 2 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт – Петербурге» на исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственной управление на территории района возложены полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере благоустройства.

Указание в Положении на то, что сотрудники отделов Администрации района, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях выявляют крупногабаритные предметы, размещенные на территории района с нарушением законодательства, фиксируют факты административных правонарушений, принимают меры к их пресечению для чего владельцам крупногабаритных предметов уведомления и предписания о прекращении правонарушений, составляются протоколы административных правонарушениях, и, в случае необходимости, протоколы изъятия вещей и документов в соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ не свидетельствует о придании комиссии функций по составлению административных протоколов и изъятию крупногабаритных предметов, так как сотрудники отделов Администрации района наделены правом составления протоколов об административном правонарушении, привлечения юридических лиц и граждан к административной ответственности иными законодательными актами.

Участие сотрудников отделов по вопросам законности, правопорядка и безопасности, районного хозяйства Администрации района, Санкт-Петербургского ГУ «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга», местной администрации муниципальных образований в выявлении крупногабаритных предметов, размещенных с нарушением требований закона, составлении уведомлений, актов при организации вывоза и передаче на хранение специализированной организации и выдачи владельцу крупногабаритных предметов не свидетельствует, что они на них возложены функции по изъятию крупногабаритных предметов.

Не соответствует содержанию распоряжения и утверждение, что на комиссию возложены полномочия по организации вывоза крупногабаритных предметов, размещенных на внутриквартальной территории Калининского района вне процедуры признания «автотранспорта» бесхозяйным.

Пунктом 5.1.8 распоряжения предусмотрено, что сотрудники отдела по вопросам законности, правопорядка и безопасности готовят необходимые документы для передачи в юридический отдел и подготовки заявлений в суд о признании крупногабаритных предметов, размещенных с нарушением требований закона, бесхозяйными.

Специализированные организации, осуществляющие в соответствии с правоустанавливающими документами деятельность по вывозу, хранению крупногабаритных предметов, размещенных требований действующего законодательства в сфере благоустройства, как указано в п. 5.5.2 осуществляют вывоз таких предметов лишь на основании протоколов о применении обеспечительных мер, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ, определений о возбуждении дела об административном правонарушении.

Не могут служить основаниями для признания недействующим распоряжения и указания на то, что в нем дано расширительное толкование понятию термина «крупногабаритные предметы», не определён перечень специализированных организаций, которым предоставлено право на вывоз, хранение крупногабаритных предметов, размещенных с нарушением законодательства.

Суд также учитывает, что в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Однако распоряжение главы Администрации Калининского района СПб №333-р от 17 марта 2010 года таких признаков не имеет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ,-

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления прокурора Калининского района г. Санкт-Петербурга.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Судья: