О признании действий прокурора незаконным



ДЕЛО № 2-463/11

02 февраля 2011 года

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)

Калининский районный суд Санкт-Петербурга

в составе: председательствующего судьи Кондрашевой М.С.,

при секретаре Макаровой С.А.,

с участием прокурора Козаевой Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Жилищно-строительного кооператива № Х о признании представления Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга незаконным, обязании устранить допущенное нарушение,

У С Т А Н О В И Л:

Жилищно-строительный кооператив № Х (далее ЖСК № Х) обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с названным заявлением, в котором указывает на то, что прокурор Калининского района СПб обратился к председателю правления ЖСК № Х с представлением № Х «Об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства». В своем представлении Прокурор ссылался на нарушение ЖСК № Х пункта 2.18 Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге, утвержденных распоряжением Мэра - Председателя Правительства Санкт-Петербурга от 31 августа 1994 года № 902-р, выразившееся в неоформлении и неутверждении кооперативом паспорта готовности дома № Х по улице Х к отопительному сезону 2010-2011гг до 15 сентября 2010 года, что может повлечь нарушение прав граждан, проживающих в данном доме, на решение вопросов пользования и обслуживания общего имущества в многоквартирном доме, а также на надлежащее предоставление коммунальных услуг. Ссылаясь на содержание пункта 2 статьи 26 ФЗ «О прокуратуре РФ», считает, что при вынесении данного представления прокуратура подменила иной орган -Государственную жилищную испекцию Санкт-петербурга, которая осуществляет государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации. Таким образом, считает заявитель, оспариваемое представление было вынесено прокурором района с нарушением ФЗ «О прокуратуре» вне пределов компетенции прокурора, тем самым был нарушен публичный интерес ЖСК в исполнении только тех требований должностного лица государственного органа, которые вынесены в пределах полномочий такого лица (л.д.6-7).

В судебном заседании 02.02.2011г. председатель ЖСК № Х (протокол № Х первого заседания правления ЖСК № Х-л.д.14, Устав ЖСК № Х) Ф. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, считает, что Прокурор вышел за пределы своей компетенции, подменив Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга.

Аналогичную позицию высказала представитель заявителя, действующая на основании доверенности от 07.12.2010г.-Х.

Представитель заинтересованного лица – помощник Прокурора Калининского района СПб Козаева Е.И., против удовлетворения заявления возражала, считала его необоснованным, представила письменный отзыв по заявлению (л.д.42-44), в котором указывает на то, что в действиях прокуратуры района нарушений ФЗ «О прокуратуре РФ» не усматривается, следовательно, требования обжалуемого представления являются законными и обоснованными и направлены на соблюдение прав и законных интересов граждан.

Представитель заинтересованного лица Администрации Калининского района СПб – М., действующая на основании доверенности от 31.12.2010г. против удовлетворения заявления возражала, ранее представила письменный отзыв по заявлению (л.д. 36-37).

Заслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что 17 сентября 2010 года председателю Правления ЖСК № Х было вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства по результатам проведения в порядке надзора проверки соблюдения ЖСК № Х законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части подготовительного сезона 2010-2011гг. Из текста указанного представления усматривается, что в нарушение требований жилищного законодательства, а именно Жилищного Кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. № 491, Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге, утвержденных распоряжением Мэра-председателя правительства Санкт-Петербурга от 31 августа 1994 года № 902-р, паспорт готовности дома к отопительному сезону 2010-2011гг, расположенного по адресу: улица Х, дом Х кооперативом не оформлен и не утвержден, что может повлечь нарушение прав граждан проживающих в данном доме на решение вопросов пользования и обслуживания общего имущества в многоквартирном доме, а также на надлежащее предоставление коммунальных услуг (л.д.11-13).

Согласно статье 4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

В соответствии со статьей 22 указанного закона, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, вносит представление об устранении нарушений закона, а согласно статье 24 вышеназванного закона, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

При этом, согласно статьи 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Из заявления Администрации Калининского района Санкт -Петербурга от 16 сентября 2010 года, адресованного заместителю прокурора Калининского района СПб (л.д.45) следует, что ряд ТСЖ, ЖСК, в том числе ЖСК № Х, не предоставили паспорта готовности зданий к эксплуатации в отопительном сезоне 2010г/2011г. в связи с чем Администрация ходатайствовала о принятии мер к собственникам зданий за несоблюдение предусмотренных Правилами подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт- Петербурге обязательств по содержанию жилищного фонда.

Представителем заявителя в судебном заседании не оспаривался факт того, что паспорт готовности здания (дома Х по улице Х) к эксплуатации в отопительном сезоне 2010/2011гг был изготовлен 17 сентября 2009 года, т.е. в нарушение сроков, установленных Правилами подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт- Петербурге, утвержденных распоряжением Мэра-Председателя Правительства Санкт- Петербурга от 31 августа 1994 года № 902-р.

Заявитель считает, что прокуратурой района при вынесении данного представления был подменен иной орган, а именно Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга, которая осуществляет государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации, т.е. была нарушена статья 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Суд не может согласиться с указанным утверждением.

Действительно, согласно статье 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 N 1849 "О Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга", инспекция обладает рядом полномочий, в том числе, осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Санкт- Петербурга, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в Санкт-Петербурге независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства; осуществление мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации.

Таким образом, проанализировав вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга осуществляет контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности, деятельность Инспекции осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, не может выйти за рамки своих полномочий. В то время как Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе за нормами Жилищного Кодекса, а также изданных в соответствии с ним Указов Президента РФ, постановлений Правительств РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в частности за исполнением нормативно правового акта- Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт- Петербурге, утвержденных в соответствии с действующим законодательством и не противоречащим ему, в связи с чем суд полагает, что Прокуратурой Калининского района СПб, при получении соответствующего заявления Администрации Калининского района СПб о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором в соответствии со статьей 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», были приняты соответствующие меры, результатом указанных мер явилось обжалуемое представление от 17 сентября 2010 года об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Суд приходит к выводу о том, что прокурор Калининского района Санкт-петербурга, вынося обжалуемое Представление, действовал в защиту прав граждан, проживающих в доме Х по улице Х в Санкт-петербурге, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в том числе, Конституцией Российской Федерации, для предупреждения возможного нарушения прав граждан, руководствуясь, в том числе, Приказом Генерального Прокурора РФ от 22 мая 1996 года № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», в соответствии с которым деятельность прокуратуры нацелена на то, чтобы конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора- соблюдение прав и свобод человека и гражданин.

На основании изложенного у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных ЖСК № Х требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 194-198, 246, 254-258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Жилищно-строительному кооперативу № Х в удовлетворении заявления о признании представления Прокурора Калининского района Санкт- Петербурга незаконным- отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт -Петербургский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через районный суд.

Судья