О обязании произвести перерасчет по оплате жилья



дело № 2-2990/11 25 мая 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)

Калининский районный суд Санкт-Петербурга

В составе председательствующего судьи Андреевой О.Ю.,

при секретаре Прокопенко О.Ю.,

с участием прокурора Кузнецовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Сачковой Е.Ф. к ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление и об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010г. корректировку платы за отопление,

У С Т А Н О В И Л:

Сачкова Е.Ф. зарегистрирована в квартире Х.

В декабре 2010г. в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах, обслуживаемых ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района», по указанному адресу дополнительно начислена плата за отопление в размере 607 руб. 47 коп. (л.д.7 оборот).

Прокурор Калининского района Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов Сачковой Е.Ф., к ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление и об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010г. корректировку платы за отопление, в обоснование своих требований указав, что произведенная корректировка платы противоречит нормам действующего законодательства.

Истец Сачкова Е.Ф. – в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчик – представитель ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» - Ефименко В.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2011г., - в судебное заседание явилась, возражает против заявленных исковых требований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.157 ЖК РФ – размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ 23.05.2006г. Правительством РФ издано Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила).

В соответствии с п.1 и п.2 Правил – данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.

Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» является управляющей организацией в отношении дома Х и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурснабжающей организации тепловую энергию.

Из объяснений представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» следует, что в доме Х установлен узел учета тепловой энергии, в связи с чем корректировка платы за отопление за отопительный сезон 2009-2010гг. была произведена в соответствии с п.21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006г. №307, т.е. по показаниям узла учета (л.д.17-19).

Из представленных ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» документов следует, что 21.12.2009г. ОАО «Территориальная генерирующая компания №1» (далее ОАО «ТГК-1») утвержден Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителей по адресу: Х по установленной форме (л.д.43-44).

Из объяснений представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» и представленных ежемесячных (посуточных) отчетов о теплопотреблении следует, что учет потребленной тепловой энергии в виде отопления в доме Х стал вестись с 04.12.2009г., тогда как в период сентябрь-декабрь 2009г. гражданам, проживающим в указанном доме, начислялась плата за отопление по установленным тарифам (л.д.29).

Между тем, в соответствии с п.7.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995г. N Вк-4936 - проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации осуществляется перед каждым отопительным сезоном, о чем составляется соответствующий акт.

Согласно п.11 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006г. №307 – условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода, а также дата начала и (или) окончания отопительного периода устанавливаются собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов самостоятельно при наличии в таких домах автономной системы отопления и согласуются с исполнителем.

Если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град. C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.

Отопительный сезон в Санкт-Петербурге с учетом климатических условий начинается в октябре и заканчивается в начале мая следующего года.

Таким образом, проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации в Санкт-Петербурге на отопительный сезон 2009-2010гг. должна была осуществляться в сентябре-октябре 2009г. и срок допуска такого узла огранивался концом отопительного сезона, т.е. в Санкт-Петербурге – до конца апреля - начало мая 2010г.

В соответствии с нормами раздела 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995г. N Вк-4936 – Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации (п.7.1). Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя (п.7.5).

Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию (п.7.5).

Не могут быть приняты во внимание доводы представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» о том, что подпунктом «б» Пунктом 21 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, предусмотрено право исполнителя производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам, в связи с чем корректировка платы за отопление по квартире Х была произведена с декабря 2009г. по декабрь 2010г.

Действительно, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, не предусмотрено начало течения и начало окончания срока календарного года, за который исполнитель может производить корректировку платы за отопление.

Однако, учитывая положения как вышеуказанных Правил предоставления коммунальных услуг, так и положения Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995г. N Вк-4936 (раздел 7), а также во взаимосвязи их с нормами ст.191 ГК РФ, суд приходит к выводу о том, что в данном случае корректировка платы за отопление возможна лишь за конкретный отопительный сезон, по окончании которого размер платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за предыдущий год, требует приведения в соответствие с данными приборов учета в текущем году и соответствующего увеличения либо уменьшения в зависимости от фактического объема потребленной тепловой энергии.

Доводы представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» о том, что в данном случае корректировку платы за отопление можно произвести с момента утверждения Акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, т.е. с декабря 2009г. по май 2010г., также не могут быть приняты во внимание, поскольку в таком случае в расчет не будет включен период с сентября по декабрь 2009г., тогда как в данный период времени возможно была бы корректировка и в сторону уменьшения платы за отопление у потребителя.

Кроме того, представителем ответчика представлен Акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в доме 65 по Кондратьевскому пр., который подписан 23.03.2011г. (л.д.68), утвержден также в 2011г., однако в данном Акте указано, что узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию с начала отопительного сезона 2010г. (л.д.68), что противоречат вышеуказанным Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995г. N Вк-4936.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» по корректировки платы за отопление по показаниям узла учета тепловой энергии в д.Х за 2009-2010гг. противоречат действующему законодательству.

Доводы представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» о том, что Узел учета тепловой энергии в доме Х был исправен с начала отопительного сезона 2010г., что подтверждается Актом о повторном допуске в эксплуатацию, а потому расчеты по тепловой энергии за 2010г. производились исходя из показаний такого Узла, не могут быть приняты во внимание.

Как было указано выше, в соответствии с п.7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995г. N Вк-4936 – Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию. Акт о повторном допуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в д.Х подписан 23.03.2011г. (л.д.69).

Следует отметить и то обстоятельство, что п.7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя предусмотрено, что такой Акт должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации, тогда как на представленном Акте отсутствует дата его утверждения (л.д.68).

Таким образом, ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» не представлено доказательств того, что в отопительный сезон 2009-2010гг. в доме Х имел место перерасход теплоэнергии в виде отопления.

Подпунктом «а» пунктом 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам.

В Подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам указана формула размера платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета и размер такой платы определяется исходя из: - общей площади i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м); - норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тарифа на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Подпунктом 1 приложения N 2 к Правилам указана формула корректировки размера платы за отопление при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета:

, (2)

где:

- размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);

- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).

Таким образом, размер корректировки платы зависит, в частности, от размера платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации -

При рассмотрении в Верховном Суде РФ 16.12.2008г. гражданского дела N ГКПИ08-1770 о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, Верховным Судом Российской Федерации указано, что Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.

Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 г. N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.

Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).

Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13).

Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета – исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

Какой-либо иной порядок корректировки платы за потребленную тепловую энергию на отопление законом не определен.

В силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ, в связи с чем не могут быть приняты во внимание и ссылки представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» на условия договора теплоснабжения, заключенного между ресурсоснабжающей организацией и ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района».

Также не могут быть приняты во внимание и доводы представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» о том, что стоимость фактически потребленной тепловой энергии намного превышает стоимость оплаченной гражданами тепловой энергии по нормативам и тарифам.

Так, Правительством Санкт-Петербурга 19.02.2010г. издано Постановление №166 «О порядках предоставления в 2010г. субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских», которым утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предшествующие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, а также утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую в 2010 году для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских.

Вышеуказанным Постановлением предусмотрено, что субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям и компаниям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов, связанных с разницей в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предыдущие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских (далее - недополученные доходы).

Недополученные доходы ресурсоснабжающих организаций определяются как разница между стоимостью фактически отпущенного ресурсоснабжающими организациями объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.

Недополученные доходы компаний определяются как разница между стоимостью фактически приобретенного компаниями у государственных учреждений объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую государственными учреждениями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.

Доводы ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» о том, что расчет платежей, в т.ч. корректировки платы за отопление осуществлялся ГУП «ВЦКП «Х», а потому ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» не является надлежащим ответчиком по делу, также противоречит существу спорных правоотношений.

ГУП «ВЦКП «Жилищное Хозяйство» осуществляет лишь расчетные операции по предоставляемым данным, тогда как ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» является управляющей организацией в отношении дома Х и именно ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» предоставляются сведения в ГУП «ВЦКП «Жилищное Хозяйство» по выставленным и оплаченным счетам по коммунальным платежам.

На основании изложенного и руководствуясь ст.157 ЖК РФ, ст.544 ГК РФ, ст. ст.3, 56, 68, 103, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Сачковой Е.Ф. - удовлетворить:

- признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» по начислению корректировки платы за отопление по квартире Х за 2009-2010гг. в размере 607 (шестьсот семь) рублей 47 (сорок семь) копеек;

- обязать ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» в течение тридцати календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда произвести перерасчет платы за жилое помещение – квартиру Х, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010г. корректировку платы за отопление в размере 607 (шестьсот семь) рублей 47 (сорок семь) копеек.

Взыскать с ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» госпошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья: