дело № 2-2536/11 18 мая 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
Калининский районный суд Санкт-Петербурга
В составе председательствующего судьи Андреевой О.Ю.,
при секретаре Прокопенко О.Ю.,
с участием прокурора Кузнецовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Смирновой А.А. к ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление и об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010г. корректировку платы за отопление,
У С Т А Н О В И Л:
Смирнова А.А. зарегистрирована в квартире Х.
В декабре 2010г. в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах, обслуживаемых ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района», Смирновой А.А. дополнительно начислена плата за отопление в размере 634 руб. 78 коп.
Прокурор Калининского района Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов Смирновой А.А., к ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление и об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010г. корректировку платы за отопление, в обоснование своих требований указав, что произведенная корректировка платы противоречит нормам действующего законодательства.
Истец Смирнова А.А. – в судебное заседание не явилась, о времени и дате слушания дела извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик – представитель ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» - Ефименко В.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2011г., - в судебное заседание явилась, возражает против заявленных исковых требований.
Третье лицо – представитель СПб ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» - в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо – представитель ОАО «Территориальная генерирующая компания №1» - Иванова Н.С., действующая на основании доверенности от 01.01.2011г., в судебное заседание явилась, возражает против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.157 ЖК РФ – размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ 23.05.2006г. Правительством РФ издано Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила).
В соответствии с п.1 и п.2 Правил – данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.
Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» является управляющей организацией в отношении дома Х и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурснабжающей организации тепловую энергию.
В обоснование заявленных исковых требований Прокурор Калининского района указывает, что корректировка размера платы за отопление в отношении жильцов дома Х является незаконной в виде отсутствия общедомового прибора учета теплоснабжения.
Нормы п.2 ст.2 ФЗ РФ №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» предусматривают, что ввод в эксплуатацию средства измерений - документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
Согласно «Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя» (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936) – Приборами учета являются приборы, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о количестве тепловой энергии, массе (или объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы самих приборов.
В соответствии с п.1.1 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» - требования данных Правил распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя.
Пунктом 1.3 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» предусмотрено, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя (юридическое или физическое лицо, которому принадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организацией) и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями данных Правил.
Разделом 7 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» регулируются правоотношения по допуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. Пунктом 7.1 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» предусмотрено, что допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 4 - Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя). Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Пунктом 7.7. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» предусмотрено, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 5 – Акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя).
Из представленных ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» документов следует, что 13.05.2009г. ОАО «Территориальная генерирующая компания №1» (далее - ОАО «ТГК-1) утвержден Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителей по адресу: Х по установленной форме (л.д.60).
12.10.2009г. ОАО «ТГК-1» утвержден Акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителей по адресу: Х (л.д.61).
При рассмотрении дела по существу, представитель ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» - Ефименко В.В. – пояснила, что установка и обслуживание узла учета тепловой энергии по ул.Х осуществляется ОАО «Х» на основании заключенного договора с ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района», при подписании Актов допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии сотрудники ОАО «Х» действуют в рамках предоставленных им полномочий от ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района», сотрудники ОАО «Х» в соответствии с п.9.5 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» снимают показания приборов узла учета потребителя ежесуточно, в одно и то же время и ежемесячно такие показания по модему направляются в энергоснабжающую организацию, которая именно по данным показаниям и выставляет счета на оплату израсходованной тепловой энергии ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района».
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются представленными ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» ежемесячными (посуточными) отчетами о теплопотреблении за спорный период времени (за отопительный сезон 2009-2010г.) и счетами-фактурами.
Доводы прокурора о том, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие принятие узла учета тепловой энергии ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района», не могут быть приняты во внимание, поскольку действующим законодательством не предусмотрена процедура принятия такого узла в определенной форме, тогда как узел учета тепловой энергии в д.Х установлен и в установленном действующим законодательством порядке допущен к эксплуатации.
Также не могут быть приняты во внимание доводы прокурора о том, что в соответствии с условиями договора теплоснабжения, заключенным между ОАО «Территориальная генерирующая компания №1» и ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района», расчеты производятся по установленным тарифам.
Действующим законодательством предусмотрено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с нормами ФЗ от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса. Тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, в связи с чем плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировки.
Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга издаются соответствующие распоряжения об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на конкретный год. Данный тариф устанавливается за единицу измерения тепловой энергии - 1 гигакалория (Гкал).
Из представленных ежемесячных (посуточных) отчетов о теплопотреблении за спорный период времени (за отопительный сезон 2009-2010г.) следует количество потребленной теплоэнергии по д.Х в гигакалориях и именно данные показания израсходованной теплоэнергии указаны в счетах фактурах, умноженные на соответствующий тариф по тепловой энергии (л.д.23-37).
Кроме того, пунктом 4.4. договора, заключенного между ОАО «Территориальная генерирующая компания №1» и ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района», установлено, что при наличии у абонента приборов учета, допущенных в эксплуатацию энергоснабжающей организацией, Абонент ежемесячно, не позднее первого числа месяца следующего за отчетным, представляет в энергоснабжающую организацию отчет о фактическом потреблении…
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» - условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» установлено, что начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град. C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.
Подпунктом «б» Пунктом 21 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам и указано, что при этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам.
Подпунктом 3 пункта 2 Приложения №2 к Правилам предусмотрена следующая формула для проведения корректировки:
S
i
P = P x ---- - P, (8)
o2.i k.пр S fn.i
D
где:
P - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя
k.пр
из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета,
установленных в многоквартирном доме (руб.);
S - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого
i
помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома
(кв. м);
S - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или
D
жилого дома (кв. м);
P - общий размер платы за отопление в i-том жилом
fn.i
помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Из материалов дела следует, что размер оплаты за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в д.Х за отопительный сезон (с октября 2009г. по сентябрь 2010г. включительно) составил 631.079 руб. 62 коп., что подтверждается выставленными счетами-фактурами за указанный период времени.
Общая площадь всех помещений в многоквартирном доме Х согласно техническому паспорту на дом составляет 2511,46 кв.м.
Общая площадь квартиры Х составляет 44,02 кв.м.
Смирновой А.А., за период с октября 2009г. по сентябрь 2010г. включительно было оплачено за отопление 7.673 руб. 25 коп. (л.д.19).
Таким образом, согласно вышеуказанной формуле расчета корректировка платы за отопление по квартире Х составит: 631.079 руб. 62 коп. х 44,02 : 2511,46 – 7.673, 25 = 3.388 руб. 09 коп., тогда как фактически Смирновой А.А., в квитанцию за декабрь 2010г. была включена корректировка оплаты за отопление по итогам отопительного сезона октябрь 2009г.-май 2010г. лишь на сумму 634 руб. 78 коп. (л.д.12 оборот), что связано с установленным предельным максимальным индексом изменения платы граждан за коммунальные услуги при неизменных наборе и объеме оказываемых услуг.
Следует согласиться и с выводами Верховного Суда РФ, изложенными в решении от 12.01.2011г. по делу № ГКПИ10-1499 о признании недействующими подпункта 3 пункта 2, подпунктов 3 и 5 пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, в котором указано, что данные Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Правительством Российской Федерации в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, опубликованы для всеобщего сведения в Собрании законодательства Российской Федерации, 2006, N 23.
Согласно Правилам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета размер платы за отопление при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета в жилом помещении и в жилом помещении, оборудованном приборами учета, определяется по формуле 7 (подпункт 2 пункта 2, подпункт 2 пункта 3). Из анализа составляющих этой формулы, изложенной в подпункте 2 пункта 2 Правил, следует, что расчет размера платы производится исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии за предыдущий год (Гкал/кв.м), а не по нормативам потребления и не по текущим показаниям приборов учета.
Следовательно, по окончании определенного периода (квартала или года) размер платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за предыдущий год, требует приведения в соответствие с данными приборов учета в текущем году и соответствующего увеличения либо уменьшения в зависимости от фактического объема потребленной тепловой энергии.
Из содержания всех формул периодической корректировки исполнителем платы следует, что при расчете применяются показатели размера платы, определенного исходя из тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации, показаний коллективных (общедомовых) приборов учета и показаний индивидуальных (общих (квартирных)) приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления. Такой расчет позволяет определить разницу между размером платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии, и размером платы, исчисленной по показаниям индивидуальных приборов учета или нормативам потребления, и осуществить соответствующую корректировку в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от полученных данных приборов учета.
Расчет размера платы производится на основе утвержденного тарифа на тепловую энергию.
При корректировке размера платы учитываются коммунальные услуги, фактически поставленные в многоквартирный дом согласно приборам учета, как это и предусмотрено статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 г. N ГКПИ-1770 подтверждена законность подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, которыми предусмотрено проведение периодической корректировки платы за коммунальные услуги. Правовая позиция, выраженная в этом решении, в полной мере распространяется на аналогичные отношения, регулируемые оспариваемыми по настоящему делу нормами Правил.
Правила утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, правовые нормы, предусматривающие периодическую корректировку платы за отопление, не противоречат федеральному закону, прав и законных интересов не нарушают.
Нормами ст.544 ГК РФ также предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Таким образом, в нормативном регулировании последовательно закрепляется необходимость определения размера платы за коммунальные услуги исходя из их фактического потребления.
Доводы прокурора о том, что в период с мая по октябрь гражданам также начисляются платежи по отоплению не имеют правового значения.
Деятельность по отоплению помещений носит комплексный характер и включает в себя не только фактическое поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, установленной нормативами температуры воздуха, но и подготовку систем отопления к отопительному сезону, консервацию их после его окончания; планирование и управление в области отопительного хозяйства.
Таким образом, потребители оплачивают не фактически полученные каждым из них единицы теплоносителя, а оказанную услугу в целом.
Определение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с разделом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" производится по определенной формуле, из содержания которой не следует, что граждане обязаны платить за отопление только в течение отопительного сезона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, согласно которым нормативы потребления коммунальных услуг определяются по формулам, предусмотренным разделом 2 приложения к указанным Правилам. При этом норматив отопления для жилых помещений многоквартирных домов, как оборудованных приборами учета тепловой энергии, так и не оборудованных приборами учета, рассчитывается исходя из периода, равного 12 месяцам.
На основании вышеизложенного как собственники, так и наниматели многоквартирного жилого дома должны оплачивать коммунальную услугу по отоплению в течение всего календарного года.
Не имеет значение и то обстоятельство, что граждане – жильцы конкретного дома – не обладают информацией об установке в их доме прибора учета тепловой энергии, поскольку услуги по отоплению предоставляются всем жителям дома и расход тепловой энергии зависит от температуры наружного воздуха.
То обстоятельство, что в предыдущие отопительные сезоны температура наружного воздуха была выше нормы, тогда как обслуживающая организация не делала корректировки платы за отопление в сторону уменьшения – не является предметом данного гражданского дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.157 ЖК РФ, ст. ст. 56, 68, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Смирновой А.А. к ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление и об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010г. корректировку платы за отопление, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: