дело № 2-3570/11 15 июня 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации (извлечение для размещения на Интернет-сайте суда) Калининский районный суд Санкт-Петербурга В составе председательствующего судьи Андреевой О.Ю., при секретаре Степановой М.М., с участием прокурора Мищенко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Каменир Н.М. к ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление и об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010г. корректировку платы за отопление, У С Т А Н О В И Л: Каменир Н.М. зарегистрирована в квартире Х. В декабре 2010г. в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах, обслуживаемых ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района», Каменир Н.М. дополнительно начислена плата за отопление в размере 1.263 руб. 80 коп. (л.д.10). Прокурор Калининского района Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов Каменир Н.М., к ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление и об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010г. корректировку платы за отопление, в обоснование своих требований указав, что произведенная корректировка платы противоречит нормам действующего законодательства. Истец Каменир Н.М. – в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала. Ответчик – представитель ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» - Ефименко В.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2011г., - в судебное заседание явилась, исковые требования признала. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.157 ЖК РФ – размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ 23.05.2006г. Правительством РФ издано Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила). В соответствии с п.1 и п.2 Правил – данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил. Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» является управляющей организацией в отношении дома Х и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурснабжающей организации тепловую энергию. В обоснование заявленных исковых требований Прокурор Калининского района указывает, что корректировка размера платы за отопление в отношении жильцов дома Х является незаконной в виде отсутствия общедомового прибора учета теплоснабжения. Нормы п.2 ст.2 ФЗ РФ №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» предусматривают, что ввод в эксплуатацию средства измерений - документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению. Согласно «Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя» (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936) – Приборами учета являются приборы, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о количестве тепловой энергии, массе (или объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы самих приборов. В соответствии с п.1.1 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» - требования данных Правил распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя. Пунктом 1.3 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» предусмотрено, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя (юридическое или физическое лицо, которому принадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организацией) и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями данных Правил. Разделом 7 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» регулируются правоотношения по допуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. Пунктом 7.1 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» предусмотрено, что допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 4 - Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя). Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации. Пунктом 7.7. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» предусмотрено, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 5 – Акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя). Из представленных ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» документов следует, что 13.05.2009г. ОАО «Х» (далее - ОАО «Х) утвержден Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителей по адресу: Х по установленной форме (л.д.31). 22.10.2009г. ОАО «Х» утвержден Акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителей по адресу: Х (л.д.67). При рассмотрении дела по существу, представитель ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» - Ефименко В.В. – пояснила, что установка и обслуживание узла учета тепловой энергии по ул.Х осуществляется ОАО «Х» на основании заключенного договора с ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района», при подписании Актов допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии сотрудники ОАО «Х» действуют в рамках предоставленных им полномочий от ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района», сотрудники ОАО «Х» в соответствии с п.9.5 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» снимают показания приборов узла учета потребителя ежесуточно, в одно и то же время и ежемесячно такие показания по модему направляются в энергоснабжающую организацию, которая именно по данным показаниям и выставляет счета на оплату израсходованной тепловой энергии ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района». Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются представленными ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» ежемесячными (посуточными) отчетами о теплопотреблении за спорный период времени (за отопительный сезон 2009-2010г.) и счетами-фактурами. Доводы прокурора о том, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие принятие узла учета тепловой энергии ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района», не могут быть приняты во внимание, поскольку действующим законодательством не предусмотрена процедура принятия такого узла в определенной форме, тогда как узел учета тепловой энергии в д.35 по ул.Комсомола установлен и в установленном действующим законодательством порядке допущен к эксплуатации. Также не могут быть приняты во внимание доводы прокурора о том, что в соответствии с условиями договора теплоснабжения, заключенным между ОАО «Х» и ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района», расчеты производятся по установленным тарифам. Действующим законодательством предусмотрено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В соответствии с нормами ФЗ от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса. Тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, в связи с чем плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировки. Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга издаются соответствующие распоряжения об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на конкретный год. Данный тариф устанавливается за единицу измерения тепловой энергии - 1 гигакалория (Гкал). Из представленных ежемесячных (посуточных) отчетов о теплопотреблении за спорный период времени (за отопительный сезон 2009-2010г.) следует количество потребленной теплоэнергии по д.35 по ул.Комсомола в Санкт-Петербурге в гигакалориях и именно данные показания израсходованной теплоэнергии указаны в счетах фактурах, умноженные на соответствующий тариф по тепловой энергии. В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» - условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» установлено, что начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град. C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода. Подпунктом «б» Пунктом 21 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам и указано, что при этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам. Подпунктом 3 пункта 2 Приложения №2 к Правилам предусмотрена следующая формула для проведения корректировки: S i P = P x ---- - P, (8) o2.i k.пр S fn.i D где: P - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя k.пр из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.); S - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого i помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); S - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или D жилого дома (кв. м); P - общий размер платы за отопление в i-том жилом fn.i помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.). Из материалов дела следует, что в декабре 2010г. в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах, обслуживаемых ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района», Каменир Н.М. дополнительно начислена плата за отопление в размере 1.263 руб. 80 коп. (л.д.10). Между тем, в судебном заседании 15.06.2011г. представитель ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» Ефименко В.В. пояснила, что в доме Х расположены ряд нежилых помещений, использующихся арендаторами и в соответствии с расчетом потребленной тепловой за отопительный сезон (с октября 2009г. по сентябрь 2010г. включительно) в доме Х по формуле, указанной в подпункте 3 пункта 2 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, корректировка платы за отопление по квартире №Х должна была составлять 203 руб. 94 коп. (л.д.69). Таким образом, суд приходит к выводу о том, что корректировка размера платы за отопление по кв.Х за 2009-2010гг. в размере 1.263 руб. 80 коп. произведена с нарушением требований действующего законодательства. На основании изложенного и руководствуясь ст.157 ЖК РФ, ст.544 ГК РФ, ст. ст.3, 39, 56, 68, 103, 173, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Каменир Н.М. - удовлетворить: - признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» по начислению корректировки платы за отопление по квартире Х за 2009-2010гг. в размере 1.263 (одна тысяча двести шестьдесят три) рубля 80 (восемьдесят) копеек; - обязать ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» в течение тридцати календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда произвести перерасчет платы за жилое помещение – квартиру Х, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010г. корректировку платы за отопление в размере 1.263 (одна тысяча двести шестьдесят три) рубля 80 (восемьдесят) копеек. Взыскать с ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» госпошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд Санкт-Петербурга. Судья: