2-4279/2011



Дело № 2-4279/11 07 июля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)

Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Ларионовой Н.А., при секретаре: Михеевой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Епифановой Н.М. к ООО «Жилкомсервис № 1 Калининского района» о признании незаконными действий по начислению корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 гг, обязании прекратить учет суммы перерасчета платы за отопление по лицевым счетам

УСТАНОВИЛ:

Епифанова Н.М. обратилась в суд с иском к ООО «Жилкомсервис № 1 Калининского района» о признании незаконными действий по начислению корректировки платы за отопление в отопительный период 2009-2010 гг., а также просила обязать ответчика прекратить учет суммы перерасчета платы за отопление по лицевым счетам потребителей его услуг.

В обоснование иска истец указал, что действия ответчика противоречат ст.157 ЖК РФ, в соответствии с которой размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в отсутствие приборов учета ресурсоснабжающая организация обязана выставлять счета исходя из нормативов потребления и утвержденных тарифов.

Истец Епифанова Н.М. в судебное заседание явилась, иск поддержала.

ООО «Жилкомсервис № 1 Калининского района» извещен о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем суд, руководствуясь ч.4 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассматривать дело в отсутствие его представителя.

Третье лицо ГУП «ТЭК СПб» извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем суд, руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассматривать дело в отсутствие его представителя.

Суд, выслушав явившихся лиц, оценив представленные доказательства, полагает иск подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что истец Епифанова Н.М. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Х и несет обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

Из счета на оплату жилого помещения и коммунальных услуг следует, что на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, истцу произведена корректировка платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 года, связанных с понижением температуры наружного воздуха в 1 квартале 2010 года. По результатам корректировки истцу начислена плата за отопление в размере 1117, 42 руб., которая включена в счет на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2010.

Как следует из объяснений истца, отзыва ответчика на иск, многоквартирный дом по вышеуказанному адресу и жилые помещения в нем не оборудованы коллективным (общедомовым) и индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как установлено ч.2 ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с п.19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

В силу п.27 указанных Правил, величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 19, подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.

Решением Верховного Суда РФ от 16.12.2008 N ГКПИ08-1770 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам» установлено соответствие подпунктов "а", "б" пункта 19, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 названных Правил нормам федерального законодательства. Указанное Решение Верховного суда оставлено без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24.02.2009 N КАС09-2 и в силу ст.13 ГПК РФ является обязательным для всех без исключения.

Из данных судебных постановлений Верховного Суда РФ следует, что корректировка платы за коммунальные услуги может быть произведена только в случае изменения тарифов на коммунальную услугу и норматива потребления в расчетный период.

Как установлено подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к указанным Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:

S

i

P = P x ---- - P, (2)

ok.i k.p S fn.i

D

где:

P - размер платы за потребленную в многоквартирном доме

k.p

(жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей

организацией расчетным путем в порядке, установленном

законодательством Российской Федерации (руб.);

S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в

i

многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

S - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений)

D

в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);

P - общий размер платы за отопление в i-том жилом

fn.i

помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год

(руб.).

Из материалов дела и отзыва ответчика на иск следует, что корректировка платы за отопление истцу была произведена в соответствии с данной формулой.

При этом ответчик указывал в отзыве на иск, что размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определен ресурсоснабжающей организацией – ГУП «ТЭК СПб» на основании «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936, зарегистрированных в Минюсте РФ 25 сентября 1995 г. N 954.

Между тем, оснований для проведения корректировки платы за отопление с применением «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936 у ответчика не имелось.

Пп. 2 п. 1 приложения N 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, установлено, что при проведении корректировки размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию определяется ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

П.11 ч.1 ст.4 ЖК РФ 4 установлено, что отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.

В силу ч.2 ст.5 ЖК РФ, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними, в частности, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ч.4 ст.5 ЖК РФ, Правительство РФ вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

В свою очередь, федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (ч.5 ст.5 ЖК РФ)

Как следует из Правил утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936 названные Правила приняты до введения в действие ЖК РФ и издания Правительством РФ постановления от 23.05.2006 № 307, и устанавливают требования к узлам учета тепловой энергии, их эксплуатации, порядок учета тепловой энергии и теплоносителя, а не порядок расчета платы за тепловую энергию в целях применения Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

Нормативный правовой акт, принятый во исполнение постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, устанавливающий порядок расчета ресурсоснабжающей организацией размера платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию с целью корректировки гражданам платы за отопление, отсутствует.

Определение платы за тепловую энергию для граждан исходя из показаний приборов узла учета источника теплоты, установленных у ресурсоснабжающей организации, законодательством не предусмотрено.

В связи с чем оснований считать, что произведенная истцу корректировка платы за отопление соответствует Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, у суда не имеется, доказательств того, что корректировка платы за отопление произведена истцу вследствие изменения в периоде, за который произведена корректировка, тарифов на тепловую энергию и нормативов потребления, установленных для граждан – потребителей коммунальных ресурсов, суду не представлено, в связи с чем требования истца о признании незаконными действий ответчика по корректировке платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска, подлежат удовлетворению.

Относительно требований об обязании ответчика прекратить учет суммы перерасчета платы за отопление по лицевым счетам потребителей его услуг, истец пояснила, что просит обязать ответчика прекратить учет суммы перерасчета платы за отопление по своему лицевому счету, в связи с чем суд полагает возможным удовлетоврить данное требование, поскольку оно соответствует способам защиты права, установленному п.2 ч.3 ст.11 ЖК РФ.

Суд полагает, что ООО «ЖКС № 1 Калининского района» является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям исходя из следующего.

Как установлено ч.4 ст.155 ЖК РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Как указывалось выше, в силу п.19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, корректировка платы за отопление производится исполнителем коммунальных услуг; при этом "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация.

Из материалов дела и объяснений представителя ответчика следует, что корректировка платы производилась ГУП Х по заданию ответчика на основании данных о начисленной нанимателю плате за отопление, размере платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, площади жилого помещения и многоквартирного дома, предоставленных ГУП Х ответчиком.

Совершение ГУП Х фактических действий по проведению корректировки платы за отопление не влияет на существо правоотношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам, поскольку в соответствии с федеральным законодательством правоотношения по предоставлению и оплате коммунальных возникают между исполнителем и гражданином.

На основании изложенного, руководствуясь ст.4, 5, 11, ст.157 ГК РФ, п.19, пп. 2 пункта 1 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, ст.12, 13, 56, 67, ч.1 ст.103 ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис № 1 Калининского района» по начислению Епифановой Н.М. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 гг. в размере 1117, 42 руб руб.

Обязать ООО «Жилкомсервис № 1 Калининского района» прекратить учет суммы перерасчета платы за отопление, начисленной по результатам корректировки в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 гг., по лицевому счету Х, открытому на квартиру по адресу: Х.

Взыскать с ООО «Жилкомсервис № 1 Калининского района» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья