Дело № 2-5290/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (извлечение для размещения на Интернет-сайте суда) 23 августа 2011 года г. Санкт-Петербург Калининский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Дедова А.Л., при секретаре Потемичевой К.И., с участием прокурора Мищенко Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района г. Санкт-Петербурга к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт машиностроения» об обязании устранения нарушений требований законодательства в сфере природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, - УСТАНОВИЛ: Прокурор Калининского Приморского района Санкт-Петербурга обратился с иском к ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт машиностроения», и, после уточнения требований, просил суд обязать ответчика: - обеспечить проведение обучения специалиста, ответственного за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу; - обеспечить хранение отходов 1 класса опасности (отработанные люминесцентные лампы) в специальной таре в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу; - организовать накопление отдельных разновидностей отходов, на территории учреждения в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указано, что Прокуратурой Калининского района проведена проверка соблюдения ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт машиностроения» природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, проверкой установлено, что ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт машиностроения» не проведено обучение специалиста, ответственного за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, в нарушение п.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.6, 3.2, 3.3 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» не обеспечено надлежащее хранение отходов 1 класса опасности (отработанные люминесцентные лампы), не организован селективный сбор и накопление отдельных разновидностей отходов, на территории учреждения отмечено наличие отходов производства и потребления (бытовой мусор). Прокурор Калининского района Санкт-Петербурга М. в судебное заседание прибыла, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным выше. Представитель Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт машиностроения», по доверенности, Кулаков А.И. в судебное заседание явился, исковые требования признал в полном объеме. Суд принимает признание иска ответчиком, т.к. это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы третьих лиц. Третье лицо Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу в Выборгском и Калининском районах, заблаговременно извещенный о дате и времени заседания надлежащим образом в суд не прибыл, представил заявление, в котором указал, что поддерживает исковые требования и просит дело рассмотреть в отсутствие представителя. Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений. В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Калининского района г. Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой установлено, что в деятельности ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт машиностроения» нарушаются требования указанного законодательства. Так, статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7 «Об охране окружающей среды» предусмотрены основные принципы охраны окружающей среды. Одним из принципов является обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды. На основании ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе и охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. Согласно пп. 1, 2 ст. 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством. Статьей 51 указанного федерального закона установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом сброс отходов производства и потребления на почву запрещен. В статье 15 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Во исполнение требований указанного выше федерального закона Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 года № 163 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». Пунктами 3.2. и 3.3. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 года № 80, установлено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках. Временное хранение отходов на производственной территории предназначается: для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов; для использования отходов в последующем технологическом процессе с целью обезвреживания (нейтрализации), частичной или полной переработки и утилизации на вспомогательных производствах. Согласно п. 3.6. указанный правил накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд. В судебном заседании, на основании исследованных доказательств, бесспорно установлено, что ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт машиностроения» не проведено обучение специалиста, ответственного за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, не обеспечено надлежащее хранение отходов 1 класса опасности (отработанные люминесцентные лампы), не организован селективный сбор и накопление отдельных разновидностей отходов, на территории учреждения отмечено наличие отходов производства и потребления (бытовой мусор). Кроме того, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Таким образом, анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, а также требования законодательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению. Помимо указанного, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей, от которой истец был освобожден при обращении в суд с иском. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, - РЕШИЛ: Требования прокурора Калининского района Санкт-Петербурга удовлетворить. Обязать Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт машиностроения» расположенное по адресу: Х: - обеспечить проведение обучения специалиста, ответственного за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу; - обеспечить хранение отходов 1 класса опасности (отработанные люминесцентные лампы) в специальной таре в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу; - организовать накопление отдельных разновидностей отходов, на территории учреждения в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт машиностроения» государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей в доход государства. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Калининский районный суд в течение 10 дней. Судья