2-5575/2011



Дело № 2-5575/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)

г. Санкт-Петербург 13 сентября 2011 года

Калининский районный суд Санкт-Петербурга

В составе председательствующего судьи Бабиковой А.Н.

с участием прокурора Козаевой Е.И.

при секретаре Васильевой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Могила В.С. к ООО «Жилкомсервис № 3 Калининского района Санкт-Петербурга о признании незаконным действий ООО «Жилкомсервис № 3 Калининского района Санкт-Петербурга» по начислению в декабре 2010 года Могила В.С. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 года, об обязании ООО «Жилкомсервис № 3 Калининского района Санкт-Петербурга» произвести перерасчет платы за жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту интересов Могила В.С. к ООО «Жилкомсервис № 3 Калининского района Санкт-Петербурга» о признании незаконными действий ответчика по начислению в декабре 2010 года Могила В.С. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 годов и об обязании ответчика в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, произвести перерасчет платы за жилое помещение по адресу: Х.

В обоснование заявленных требований прокурор Калининского района Санкт-Петербурга указал, что Могила В.С. зарегистрирована по адресу: Х.

В декабре 2010 года в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в отношения населения, проживающего в домах, обслуживаемых ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга», Могила В.С. дополнительно начислена плата за отопление в размере 710 рублей 91 копейки, что противоречит нормам действующего законодательства.

Прокурор Калининского района Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, на исковых требованиях настаивал.

Истец Могила В.С. в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела по последнему известно мусту жительства – месту регистрации. Суд в соответствии со ст. 118 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Могила В.С.

Представитель ответчика ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» Жигулина А.Н. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела и доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии ст. 157 ЖК РФ23 мая 2006 года Правительством РФ принято Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

В соответствии с Правилами(п. п. 1 и 2), регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п. 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил.

Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» является управляющей организацией дома Х и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.

Из материалов дела и объяснений представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» следует, что в доме Х отсутствует узел учета тепловой энергии, в связи с чем при разрешении спорных правоотношений следует руководствоваться нормами пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006г. №307.

Подпунктом «а» пунктом 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с п.п. 1 п. 1 приложения N 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с п.п. 2 п. 1 приложения N 2 к данным Правилам.

В п.п. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам указана формула размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета и размер такой платы определяется исходя из: общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м); норматива потребления тепловой энергии на оттопление (Гкал/кв. м); - тарифа на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Подпунктом 1 приложения N 2 к Правилам указана формула корректировки размера платы за отопление при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, с учетом размера платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); общей площади всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); общего размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).

Таким образом, размер корректировки платы зависит, в частности, от размера платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении в Верховном Суде РФ 16.12.2008 г. гражданского дела N ГКПИ08-1770 о признании недействующими п.п. «а. б» п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, п.п. 2, 4 п. 1 приложения N 2 к названным Правилам, Верховным Судом Российской Федерации указано, что Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (п.п. 19, 21, 23, 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.

Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с под. 2 п. 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 г. N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.

Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "«О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (ч.ч. 1,4 ст. 2).

Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (п. 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13).

Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

В обоснование своих возражений ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» указывает, что корректировка платы за отопление в доме Х была произведена на основании данных о количестве отпущенной тепловой энергии в 2009-2010гг. на основании счетов-фактур выставленных ГУП «Х» (ГУП «Х»).

Между тем, как было указано выше, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 не предусмотрена возможность корректировки платы за отопление на основании показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации, а предусмотрена корректировка, лишь исходя из показаний прибора учета многоквартирного дома, либо исходя из изменений норматива, либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

В силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание и ссылки представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» на условия договора теплоснабжения, заключенного между ГУП «Х» и ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга».

Также не могут быть приняты во внимание и доводы представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» о том, что стоимость фактически потребленной тепловой энергии намного превышает стоимость оплаченной гражданами тепловой энергии по нормативам и тарифам.

Так, Правительством Санкт-Петербурга 19.02.2010г. издано Постановление №166 «О порядках предоставления в 2010 году субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских», которым утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предшествующие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, а также утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую в 2010 году для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских.

Вышеуказанным Постановлением предусмотрено, что субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям и компаниям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов, связанных с разницей в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предыдущие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских (далее - недополученные доходы).

Недополученные доходы ресурсоснабжающих организаций определяются как разница между стоимостью фактически отпущенного ресурсоснабжающими организациями объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.

Недополученные доходы компаний определяются как разница между стоимостью фактически приобретенного компаниями у государственных учреждений объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую государственными учреждениями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.

То обстоятельство, что ГУП «Х» выставляет счета ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» на основании своих данных о фактически отпущенной тепловой энергии на конкретный дом, не может служить основанием для возложения расходов по таким счетам на граждан, проживающих в конкретных домах.

Доводы представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» о том, что расчет платежей, в т.ч. корректировки платы за отопление осуществлялся ГУП «Х», а потому ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» не является надлежащим ответчиком по делу, также противоречит существу спорных правоотношений.

ГУП «Х» осуществляет лишь расчетные операции по предоставляемым данным, тогда как ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» является управляющей организацией в отношении дома Х и именно ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» предоставляются сведения в      ГУП «Х» по выставленным и оплаченным счетам по коммунальным платежам.

Отопление является одним из видов коммунальной услуги, оплата, за предоставление которой регулируется вышеуказанными нормативными актами, в связи с чем, ссылки представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» на нормы ст.ст. 210, 249 ГК РФ и нормы ст.158 ЖК РФ, регулирующие правоотношения по содержанию общего имущества многоквартирного дома, сводятся к неправильному толкованию норм права.

Следует отметить и то обстоятельство, что из договора теплоснабжения в горячей воде, заключенного 01 мая 2008 года и представленных ежемесячных расчетов фактического теплоотпуска следует, что расчеты между ГУП «Х» и ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» производятся по двум видам нагрузки: по отоплению и по водоснабжению.

Таким образом, ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» не представлено доказательств того, что в отопительный сезон 2009-2010 годов в доме Х имел место перерасход теплоэнергии в виде отопления.

Суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга предъявленных в защиту интересов Могила В.С.

На основании изложенного и руководствуясь ст.157 ЖК РФ, ст.544 ГК РФ, ст. ст.3, 56, 68, 103, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Могила В.С.

Признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис № 3 Калининского района Санкт-Петербурга» по начислению в декабре 2010 года Могила В.С. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 годов.

Обязать ООО «Жилкомсервис № 3 Калининского района Санкт-Петербурга» в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, произвести перерасчет платы за жилое помещение по адресу: Х.

Взыскать с ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» госпошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья: