Дело № 2-5582/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации (извлечение для размещения на Интернет-сайте суда) г. Санкт-Петербург 13 сентября 2011 года Калининский районный суд Санкт-Петербурга В составе председательствующего судьи Бабиковой А.Н. с участием прокурора Козаевой Е.И. при секретаре Васильевой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Смирновой Г.И. к ООО «Жилкомсервис № 3 Калининского района Санкт-Петербурга о признании незаконным действий ООО «Жилкомсервис № 3 Калининского района Санкт-Петербурга» по начислению в декабре 2010 года Смирновой Г.И. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 года, об обязании ООО «Жилкомсервис № 3 Калининского района Санкт-Петербурга» произвести перерасчет платы за жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Калининского района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту интересов Смирновой Г.И. к ООО «Жилкомсервис № 3 Калининского района Санкт-Петербурга» о признании незаконными действий ответчика по начислению в декабре 2010 года Смирновой Г.И. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 годов и об обязании ответчика в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, произвести перерасчет платы за жилое помещение по адресу: Х. В обоснование заявленных требований прокурор Калининского района Санкт-Петербурга указал, что Смирнова Г.И. зарегистрирована по адресу: Х. В декабре 2010 года в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в отношения населения, проживающего в домах, обслуживаемых ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга», Смирновой Г.И. дополнительно начислена плата за отопление в размере 1143 рубля 57 копеек, что противоречит нормам действующего законодательства. Прокурор Калининского района Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, на исковых требованиях настаивал. Истец Смирнова Г.И. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, и не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Смирновой Г.И. Представитель ответчика ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» Жигулина А.Н. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела и доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии ст. 157 ЖК РФ23 мая 2006 года Правительством РФ принято Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. В соответствии с Правилами(п. п. 1 и 2), регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п. 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил. Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» является управляющей организацией дома Х и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию. Из материалов дела и объяснений представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» следует, что в доме Х отсутствует узел учета тепловой энергии, в связи с чем, при разрешении спорных правоотношений следует руководствоваться нормами пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006г. №307. Подпунктом «а» пунктом 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с п.п. 1 п. 1 приложения N 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с п.п. 2 п. 1 приложения N 2 к данным Правилам. В п.п. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам указана формула размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета и размер такой платы определяется исходя из: общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м); норматива потребления тепловой энергии на оттопление (Гкал/кв. м); - тарифа на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал). Подпунктом 1 приложения N 2 к Правилам указана формула корректировки размера платы за отопление при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, с учетом размера платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); общей площади всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); общего размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.). Таким образом, размер корректировки платы зависит, в частности, от размера платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При рассмотрении в Верховном Суде РФ 16.12.2008 г. гражданского дела N ГКПИ08-1770 о признании недействующими п.п. «а. б» п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, п.п. 2, 4 п. 1 приложения N 2 к названным Правилам, Верховным Судом Российской Федерации указано, что Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (п.п. 19, 21, 23, 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем. Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с под. 2 п. 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии. Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 г. N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом. Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "«О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (ч.ч. 1, 4 ст. 2). Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения. Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (п. 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13). Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления. В обоснование своих возражений ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» указывает, что корректировка платы за отопление в доме Х была произведена на основании данных о количестве отпущенной тепловой энергии в 2009-2010гг. на основании счетов-фактур выставленных ГУП «Х» (ГУП «Х»). Между тем, как было указано выше, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 не предусмотрена возможность корректировки платы за отопление на основании показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации, а предусмотрена корректировка, лишь исходя из показаний прибора учета многоквартирного дома, либо исходя из изменений норматива, либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления. В силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание и ссылки представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» на условия договора теплоснабжения, заключенного между ГУП «Х» и ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга». Также не могут быть приняты во внимание и доводы представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» о том, что стоимость фактически потребленной тепловой энергии намного превышает стоимость оплаченной гражданами тепловой энергии по нормативам и тарифам. Так, Правительством Санкт-Петербурга 19.02.2010г. издано Постановление №166 «О порядках предоставления в 2010 году субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских», которым утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предшествующие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, а также утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую в 2010 году для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских. Вышеуказанным Постановлением предусмотрено, что субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям и компаниям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов, связанных с разницей в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предыдущие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских (далее - недополученные доходы). Недополученные доходы ресурсоснабжающих организаций определяются как разница между стоимостью фактически отпущенного ресурсоснабжающими организациями объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год. Недополученные доходы компаний определяются как разница между стоимостью фактически приобретенного компаниями у государственных учреждений объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую государственными учреждениями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год. То обстоятельство, что ГУП «Х» выставляет счета ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» на основании своих данных о фактически отпущенной тепловой энергии на конкретный дом, не может служить основанием для возложения расходов по таким счетам на граждан, проживающих в конкретных домах. Доводы представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» о том, что расчет платежей, в т.ч. корректировки платы за отопление осуществлялся ГУП «Х», а потому ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» не является надлежащим ответчиком по делу, также противоречит существу спорных правоотношений. ГУП «Х» осуществляет лишь расчетные операции по предоставляемым данным, тогда как ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» является управляющей организацией в отношении дома Х и именно ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» предоставляются сведения в ГУП «Х» по выставленным и оплаченным счетам по коммунальным платежам. Отопление является одним из видов коммунальной услуги, оплата, за предоставление которой регулируется вышеуказанными нормативными актами, в связи с чем, ссылки представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» на нормы ст.ст. 210, 249 ГК РФ и нормы ст.158 ЖК РФ, регулирующие правоотношения по содержанию общего имущества многоквартирного дома, сводятся к неправильному толкованию норм права. Следует отметить и то обстоятельство, что из договора теплоснабжения в горячей воде, заключенного 01 мая 2008 года и представленных ежемесячных расчетов фактического теплоотпуска следует, что расчеты между ГУП «Х» и ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» производятся по двум видам нагрузки: по отоплению и по водоснабжению. Таким образом, ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района Санкт-Петербурга» не представлено доказательств того, что в отопительный сезон 2009-2010 годов в доме Х имел место перерасход теплоэнергии в виде отопления. Суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга предъявленных в защиту интересов Смирновой Г.И. На основании изложенного и руководствуясь ст.157 ЖК РФ, ст.544 ГК РФ, ст. ст.3, 56, 68, 103, 167, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить исковые требования Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Смирновой Г.И. Признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис № 3 Калининского района Санкт-Петербурга» по начислению в декабре 2010 года Смирновой Г.И. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 годов. Обязать ООО «Жилкомсервис № 3 Калининского района Санкт-Петербурга» в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, произвести перерасчет платы за жилое помещение по адресу: Х. Взыскать с ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» госпошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд Санкт-Петербурга. Судья: