Дело № 2-5303/11 (извлечение для размещения на Интернет-сайте суда) Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Корчагиной А.Ю., при секретаре Конышевой А.С., с участием представителя истца Кочура Е.Н., представителя ответчика Нечаевой Т.М., представителя третьего лица Комитета по природопользованию Правительства Санкт-Петербурга Матвеевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга об обязании разработать и принять правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории района, для личных и бытовых нужд, УСТАНОВИЛ: Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд с иском об обязании Администрации Калининского района Санкт-Петербурга в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать и принять правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории района, для личных и бытовых нужд. Истец ссылается на то, что законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга на администрации районов возложена обязанность установления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд, однако, эта обязанность ответчиком не исполнена. По результатам проверки природоохранной прокуратурой 06.05.2011 года было внесено представление, которое не было исполнено. Ответчиком представлены возражения, в которых ответчик ссылается на то, что в соответствии с Положением об администрации района Санкт-Петербурга в компетенцию администрации не входит издание правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд, обязанностью администрации является организация контроля за соблюдением Правил охраны жизни людей на водных объектах в Санкт-Петербурге, что ответчиком исполняется. Кроме того ответчик указывает, что Генеральным планом Санкт-Петербурга на территории Калининского района Санкт-Петербурга планируется размещение и развитие трех рекреационных зон, однако, в настоящее время не имеется официально утвержденных рекреационных зон, используемых в качестве городских пляжей. (л.д.24-27) Представитель третьего лица Комитета по природопользованию Правительства Санкт-Петербурга представил отзыв, в которым поддержал иск, указав, в частности, что Комитет при заключении договоров водопользования или разрешений о предоставлении водных объектов в пользование обязан учитывать данные правила. (л.д.32-33) В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали позиции, изложенные выше. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч.2 ст.27 Водного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд. Пунктом 3 ст.79 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства… Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Статьей 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" в части, касающейся водных объектов, к компетенции некоторых муниципальных образований отнесено участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая водных акваторий, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга. Этим законом к компетенции органов местного самоуправления Санкт-Петербурга не отнесено установление правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. Согласно п.1 ст.8 Закона Санкт-Петербурга от 06.07.2009 N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга", Правительство Санкт-Петербурга распределяет полномочия между исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, утверждает положения о соответствующих исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга. В пределах своей компетенции Правительством Санкт-Петербурга Постановлением от 26.08.2008 N 1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" утверждено Положение об администрации района Санкт-Петербурга, согласно п.3.9 которого администрация района Санкт-Петербурга вправе осуществлять иные полномочия в соответствии с действующим законодательством, правовыми актами Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга. В соответствии с п.1.6 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 657 от 05.06.2008, использование водных объектов для рекреационных целей (отдых, туризм, спорт) осуществляется с учетом правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд, устанавливаемых администрациями районов Санкт-Петербурга. Таким образом, Правительство Санкт-Петербурга имеет право непосредственно устанавливать полномочия и обязанности администрации района. Однако, Администрацией Калининского района Санкт-Петербурга не исполнена обязанность, прямо вмененная ей Правительством Санкт-Петербурга. Доводы представителя Администрации Калининского района об отсутствии в настоящее время на территории района официально зарегистрированных пляжей суд полагает несостоятельными, поскольку в нормативных актах не установлена зависимость наличия правил от наличия зарегистрированных пляжей. Суд полагает, что соответствующие правила должны быть разработаны до введения в эксплуатацию водных объектов, а не после этого. Требования истца об обязании ответчика разработать и принять правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории района, для личных и бытовых нужд подлежат удовлетворению, однако, указанный в исковом заявлении срок исполнения, – 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, – суд полагает нереальным и считает разумным сроком исполнения решения месяц. Кроме того, истцом не приведено оснований возложения на ответчика обязанности публикации нормативного акта. Согласно Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга" публикация нормативных актов является обязанностью Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации. По указанному основанию суд полагает обязать ответчика направить нормативный акт для опубликования. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.45, 56, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию Калининского района Санкт-Петербурга в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда разработать, принять и направить для публикации в установленном порядке правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории района, для личных и бытовых нужд. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья