2-6100/2011



Дело № 2- 6100 12 декабря 2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)

Калининский районный суд Санкт-Петербурга

в составе:

председательствующего судьи Епищевой В.А.

при секретаре Письменской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Рябова В.Б. к ООО «Жилкомсервис № 3» о перерасчете платы за коммунальные услуги и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Рябов В.Б. зарегистрирован в квартире Х.

В декабре 2010г. в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах, обслуживаемых ООО «Жилкомсервис № 3», по квартире Х дополнительно начислена плата за отопление в размере 1879 руб. 26 коп.

Рябов В.Б. обратился в суд с иском к ООО «Жилкомсервис № 3» о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление и об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010г. корректировку платы за отопление, в обоснование своих требований указав, что произведенная корректировка платы противоречит нормам действующего законодательства. Просит взыскать с Ответчика компенсацию. Морального вреда, поскольку ему пришлось оплатить квитанцию, в том числе и незаконно начисленную сумму, в связи с чем подарки для детей к новому году были приобретены более дешевые, чем предполагал ранее.

Истец Рябов В.Б. – в судебное заседание явился, исковые требования прокурора Калининского района поддержал.

Ответчик – ООО « Жилкомсервис № 3» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.35), в суд представитель не явился, представил письменный отзыв, в котором против исковых требований возражает (л.д. 48- 49), ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, что дает суду право рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела и доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.157 ЖК РФ – размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ 23.05.2006г. Правительством РФ издано Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила).

В соответствии с п.1 и п.2 Правил – данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.

Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис № 3» является управляющей организацией в отношении дома Х и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурснабжающей организации тепловую энергию.

Судом установлено, что между ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» и ГУП Х был заключен договор теплоснабжения( в горячей воде) по адресу: Х

Из представленных ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» документов следует, что 10.12.2010г. ГУП «Х» утвержден Акт повторного допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета тепловой энергии у потребителей по адресу: Х по установленной форме (л.д. 66). Как пояснил представитель ответчика на предварительном судебном заседании Первичный акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии по указанному адресу отсутствует.

Между тем, в соответствии с п. 7.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995г. N Вк-4936 - проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации осуществляется перед каждым отопительным сезоном, о чем составляется соответствующий акт.

Согласно п.11 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006г. №307 – условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода, а также дата начала и (или) окончания отопительного периода устанавливаются собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов самостоятельно при наличии в таких домах автономной системы отопления и согласуются с исполнителем.

Если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град. C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.

Отопительный сезон в Санкт- Петербурге с учетом климатических условий начинается в октябре и заканчивается в начале мая следующего года.

Таким образом, проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации в Санкт- Петербурге на отопительный сезон 2009-2010гг. должна была осуществляться в сентябре-октябре 2009г. и срок допуска такого узла огранивался концом отопительного сезона, т.е. в Санкт- Петербурге – до конца апреля - начало мая 2010г.

В соответствии с нормами раздела 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995г. N Вк-4936 – Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации (п.7.1). Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя (п.7.5).

Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию (п.7.5).

Из представленного Акта ежегодного допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета тепловой энергии (УУТЭ) в доме Х на спорный период 2009-2010гг. следует, что такой Акт был утвержден 10.12.2010г., данный узел учета был допущен в эксплуатацию до окончания отопительного сезона 2009-2010гг., однако в данном Акте указано, что узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию с 11.08.2011г. (л.д. 66).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в спорный период в доме Х Узел учета тепловой энергии в установленном порядке не имел допуска к эксплуатации.

Доводы представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» о том, что Узел учета тепловой энергии в доме Х был исправен, что подтверждается Актами об его допуске, а потому расчеты по тепловой энергии производились исходя из показаний такого Узла, не могут быть приняты во внимание.

Как было указано выше, в соответствии с п.7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995г. N Вк-4936 – Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.

Кроме того, из представленных ежемесячных расчетов фактического теплоотпуска следует, что расчеты производились по двум видам нагрузки: по отоплению и по ГВС.

Из ответа ГУП «Х» следует, что расчет с разбивкой потребленной тепловой энергии по видам теплопотребления производится пропорционально теплопотреблению, рассчитанному по подключенным нагрузкам, указанным в договорах теплоснабжения и не влияет на суммарную величину предъявленных ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» платежей.

Таким образом, ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» не представлено доказательств того, что в отопительный сезон 2009-2010гг. в доме Х имел место перерасход теплоэнергии в виде отопления.

Подпунктом «а» пунктом 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам.

В Подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам указана формула размера платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета и размер такой платы определяется исходя из: - общей площади i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м); - норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тарифа на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Подпунктом 1 приложения N 2 к Правилам указана формула корректировки размера платы за отопление при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета:

, (2)

где:

- размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);

      - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).

Таким образом, размер корректировки платы зависит, в частности, от размера платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации -

При рассмотрении в Верховном Суде РФ 16.12.2008г. гражданского дела N ГКПИ08-1770 о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, Верховным Судом Российской Федерации указано, что Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.

Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 г. N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.

Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).

Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13).

Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета – исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

В силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ, в связи с чем не могут быть приняты во внимание и ссылки представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» на условия договора теплоснабжения, заключенного между ГУП «Х» и ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района».

Также не могут быть приняты во внимание и доводы представителя ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» о том, что стоимость фактически потребленной тепловой энергии намного превышает стоимость оплаченной гражданами тепловой энергии по нормативам и тарифам.

Так, Правительством Санкт- Петербурга 19.02.2010г. издано Постановление №166 «О порядках предоставления в 2010г. субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских», которым утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предшествующие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, а также утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую в 2010 году для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских.

Вышеуказанным Постановлением предусмотрено, что субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям и компаниям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов, связанных с разницей в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предыдущие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских (далее - недополученные доходы).

Недополученные доходы ресурсоснабжающих организаций определяются как разница между стоимостью фактически отпущенного ресурсоснабжающими организациями объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт- Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт- Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт- Петербурга, на соответствующий год.

Недополученные доходы компаний определяются как разница между стоимостью фактически приобретенного компаниями у государственных учреждений объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт- Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую государственными учреждениями потребителям, расположенным на территории Санкт- Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт- Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, на территории Санкт- Петербурга, на соответствующий год.

То обстоятельство, что ГУП «Х» выставляет счета ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» на основании своих данных о фактически отпущенной тепловой энергии на конкретный дом, не может служить основанием для возложения расходов по таким счетам на граждан, проживающих в конкретных домах.

В то же время требования Истца о взыскании компенсации морального вреда подлежат отклонению, поскольку не основаны на законе, так как действия Ответчика нарушают имущественные права Истца. Законом РФ «О защите прав потребителей» указанные правоотношения не регулируются.

На основании изложенного и руководствуясь ст.157 ЖК РФ, ст. ст. 151, 544, 1099-1100 ГК РФ, ст. ст.3, 56, 68, 167, 194-199 ГПК РФ,

суд

Р Е Ш И Л :

Иск Рябова В.Б. к ООО «Жилкомсервис № 3» удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис № 3» по начислению Рябову В.Б. корректировки платы за отопление и горячее водоснабжение в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010г.г.

Обязать ООО «Жилколмсервис № 3» в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, произвести перерасчет платы за жилое помещение по адресу: Х, исключив из квитанции по оплате жилищно- коммунальных услуг за декабрь 2010г. корректировку платы за отопление в размере 1879 руб. 26 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований в части взыскания с ООО «Жилкомсервис № 3» компенсации морального вреда в размере 5000 рублей – Рябову В.Б. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Калининский районный суд в течение 10 дней.

Судья