2-7200/2011



Дело № 2-7200/11 28 ноября 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)

Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Птоховой З.Ю.

при секретаре Габур О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой З.Д. к ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление, об обязании произвести перерасчет и взыскании денежной компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Смирнова З.Д. является собственником квартиры Х.

В декабре 2010 года в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах, обслуживаемых ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района», по указанному адресу дополнительно была начислена плата за отопление в размере 1916 рублей 34 копейки (л.д.14 об.).

Смирнова З.Д. обратилась в суд с иском к ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление, об обязании устранить допущенные нарушения - произвести перерасчет, и взыскать с ответчика компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей в соответствии со статьей 151 ГК РФ и статьей 15 ФЗ «О защите прав потребителей». Полагает, что произведенная корректировка платы противоречит нормам действующего законодательства и является незаконной. Требования о взыскании компенсации морального вреда истица обосновывает тем, что она длительное время переживает сложившуюся ситуацию, испытывает нравственные страдания, сталкиваясь с несправедливостью и бездушием работников ответчика. Она неоднократно обращалась в ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» с заявлениями, в которых просила отменить произведенную корректировку, которые остались без удовлетворения.

Истица Смирнова З.Д., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы своему представителю Смирнову А.Г., просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истицы – Смирнов А.Г., действующий на основании доверенности от 07 октября 2011 года, в судебное заседание явился, иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» - Жигулина А.Н., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила в суд письменный отзыв по иску Смирновой З.Д., в котором указала, что заявленные исковые требования являются необоснованными, поскольку в соответствии с договором от 28 августа 2007 года, заключенным между ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» и ГУП Х, последний является Агентом и лицом, осуществляющим расчет платежей населения за коммунальные услуги. Следовательно, ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» является ненадлежащим ответчиком по делу.

Выслушав представителя истицы, изучив материалы дела и доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 157 ЖК РФ – размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ 23 мая 2006 года Правительством РФ издано Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила).

В соответствии с п.1 и п.2 Правил – данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.

Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» является управляющей организацией в отношении дома Х и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурснабжающей организации тепловую энергию.

Из представленных ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» документов следует, что 18 ноября 2010 года ОАО «Х» утвержден Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителей по адресу: Х по установленной форме.

Между тем, в соответствии с пунктом 7.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995г. № Вк-4936 - проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации осуществляется перед каждым отопительным сезоном, о чем составляется соответствующий акт.

Согласно пункту 11 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006г. №307 – условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода, а также дата начала и (или) окончания отопительного периода устанавливаются собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов самостоятельно при наличии в таких домах автономной системы отопления и согласуются с исполнителем.

Если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом, начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град. C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.

Отопительный сезон в Санкт-Петербурге с учетом климатических условий начинается в октябре и заканчивается в начале мая следующего года.

Таким образом, проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации в Санкт-Петербурге на отопительный сезон 2009-2010гг. должна была осуществляться в сентябре-октябре 2009 года, а срок допуска такого узла ограничивался концом отопительного сезона, т.е. в Санкт-Петербурге – до конца апреля - начало мая 2010 года.

В соответствии с нормами раздела 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995г. № Вк-4936 – Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации (п.7.1). Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя (п.7.5).

Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию (п.7.5).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» не мог производить корректировку платы за отопление по показаниям узла учета тепловой энергии в доме Х за 2009-2010гг., поскольку это противоречат действующему законодательству.

Подпунктом «а» пунктом 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к данным Правилам.

В подпункте 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам указана формула размера платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета и размер такой платы определяется исходя из: - общей площади i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м); - норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тарифа на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Подпунктом 1 приложения № 2 к Правилам указана формула корректировки размера платы за отопление при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета:

, (2)

где:

- размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);

Рfni. - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).

Таким образом, размер корректировки платы зависит, в частности, от размера платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении в Верховном Суде РФ 16 декабря 2008 года гражданского дела № Х о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения № 2 к названным Правилам, Верховным Судом Российской Федерации указано, что Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.

Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.

Федеральным законом от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).

Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13).

Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета – исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

Какой-либо иной порядок корректировки платы за потребленную тепловую энергию на отопление законом не определен.

Как было указано выше, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 не предусмотрена возможность корректировки платы за отопление на основании показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации, а предусмотрена корректировка лишь исходя из показаний прибора учета многоквартирного дома либо исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

В силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ, в связи с чем не могут быть приняты во внимание договор теплоснабжения, заключенный между ресурсоснабжающей организацией и ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района», а также дополнительное соглашение к данному договору, копии которых представлены в материалы дела.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 г. № Х по делу № Х также указано, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.

Доводы ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» о том, что расчет платежей, в т.ч. корректировки платы за отопление осуществлялся ГУП Х, а потому ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» не является надлежащим ответчиком по делу, также противоречит существу спорных правоотношений.

ГУП Х осуществляет лишь расчетные операции по предоставляемым данным, тогда как ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» является управляющей организацией в отношении дома Х и именно ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» предоставляются сведения в ГУП Х по выставленным и оплаченным счетам по коммунальным платежам.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявленные Смирновой З.Д. исковые требования о признании незаконными действий ответчика по корректировке платы за отопление и об обязании произвести перерасчет являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Тем не менее, суд не находит основания для удовлетворения требований истицы о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда.

Нормами статьи 151 ГК РФ, действительно, предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Между тем, в соответствии со статьей 56 ГПК РФ – каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, тогда как каких-либо доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что истице причинены физические и (или) нравственные страдания действиями ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» по корректировке платы за отопление, суду не представлено.

Суд также полагает, что не имеется оснований для взыскания с ответчика в пользу истицы компенсации морального вреда по основаниям статьи 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», поскольку в данном случае речь идет не о предоставлении некачественных услуг со стороны ответчика, а о расчете платы по коммунальным платежам, которые в соответствии с договором, заключенным между ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» осуществляет ГУП Х.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 3, 56, 67, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Смирновой З.Д. к ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление, об обязании произвести перерасчет и взыскании денежной компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» по начислению корректировки платы за отопление по квартире Х за 2009-2010гг. в размере 1916 рублей 34 копейки (Одна тысяча девятьсот шестнадцать рублей 34 копейки).

Обязать ООО «Жилкомсервис №3 Калининского района» произвести перерасчет платы за жилое помещение – квартиру Х за 2009-2010гг. в размере 1916 рублей 34 копейки (Одна тысяча девятьсот шестнадцать рублей 34 копейки).

В остальной части заявленных исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение десяти дней через Калининский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья: