2-7611/2011



Дело № 2-7611/11 01 декабря 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)

Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Ларионовой Н.А., при секретаре: Михеевой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района СПб в защиту интересов Утищевой Р.В. к ООО «Жилкомсервис № 3 Калининского района» о признании незаконными действий по начислению корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 гг, обязании произвести перерасчет платы

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района СПб обратился в суд с иском в защиту интересов Утищевой Р.В. к ООО «Жилкомсервис № 3 Калининского района» о признании незаконными действий по начислению Утищевой Р.В. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 гг., обязании произвести перерасчет платы за жилое помещение в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование иска истец указал, что ответчик подал в ГУП Х на основании договора на организацию расчетов и перечисления денежных средств населения за услуги, оказываемые управляющей организацией, заявление о корректировке платы за отопление.

Как следует из квитанций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу в результате корректировки в декабре 2010 дополнительно начислена плата за отопление.

Действия ответчика противоречат ст.157 ЖК РФ, в соответствии с которой размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Порядок корректировки платы за отопление, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, предусматривает учет размера платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, рассчитанный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством РФ.

П.8 названных Правил установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В связи с чем, прокурор полагал, что заключение договоров ресурсоснабжения без соблюдения п.8 Правил является нарушением п.4 ст.421, п.1 ст.422, п.4 ст.426 ГК РФ, и влечет последствия, предусмотренные ст.166-168, 180 ГК РФ, а корректировка платы за отопление и горячее водоснабжение жителям многоквартирных домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета теплоснабжения, является незаконной.

Жилой дом Х оборудован общедомовым узлом учета тепловой энергии, узел учета введен в эксплуатацию с 24.02.2011.

Прокурор Калининского района в судебное заседание явился, иск поддержал, истец Утищева Р.В. в судебное заседание не явилась, просила рассматривать дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Жилкомсервис № 3 Калининского района» Жигулина А.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, иск не признала, отсутствие введенного в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в доме по указанному адресу в спорный период не оспаривала.

Суд, выслушав явившихся лиц, оценив представленные доказательства, полагает иск подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд; иск подан прокурором в защиту интересов Утищевой Р.В. Из материалов дела следует, что истец Утищева Р.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Х и несет обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

Из счета на оплату жилого помещения и коммунальных услуг следует, что на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, истцу произведена корректировка платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 года, связанных с понижением температуры наружного воздуха в 1 квартале 2010 года. По результатам корректировки истцу начислена плата за отопление в размере 857, 46 руб., которая включена в счет на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2010.

В силу п.7.5. "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936), узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя.

Доказательств допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в доме по вышеуказанному адресу на отопительный период 2009-2010 гг., наличия квартирных или индивидуальных приборов учета суду не представлено, в связи с чем в отсутствие доказательств обратного, суд исходит из отсутствия приборов учета тепловой энергии в доме по указанному адресу в период, за который истцу произведена корректировка платы за отопление.

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как установлено ч.2 ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с п.19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

В силу п.27 указанных Правил, величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 19, подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.

Решением Верховного Суда РФ от 16.12.2008 N ГКПИ08-1770 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам» установлено соответствие подпунктов "а", "б" пункта 19, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 названных Правил нормам федерального законодательства. Указанное Решение Верховного суда оставлено без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24.02.2009 N КАС09-2 и в силу ст.13 ГПК РФ является обязательным для всех без исключения.

Из данных судебных постановлений Верховного Суда РФ следует, что корректировка платы за коммунальные услуги может быть произведена только в случае изменения тарифов на коммунальную услугу и норматива потребления.

Как установлено подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к указанным Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:

S

i

P = P x ---- - P, (2)

ok.i k.p S fn.i

D

где:

P - размер платы за потребленную в многоквартирном доме

k.p

(жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей

организацией расчетным путем в порядке, установленном

законодательством Российской Федерации (руб.);

S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в

i

многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

S - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений)

D

в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);

P - общий размер платы за отопление в i-том жилом

fn.i

помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год

(руб.).

Пп. 2 п. 1 приложения N 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, установлено, что при проведении корректировки размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию определяется ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

П.11 ч.1 ст.4 ЖК РФ 4 установлено, что отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.

В силу ч.2 ст.5 ЖК РФ, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними, в частности, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ч.4 ст.5 ЖК РФ, Правительство РФ вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

В свою очередь, федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (ч.5 ст.5 ЖК РФ)

Как следует из Правил утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936 и Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05. 2000 г. N 105, названные Правила и Методика приняты до введения в действие ЖК РФ и издания Правительством РФ постановления от 23.05.2006 № 307, и устанавливают требования к узлам учета тепловой энергии, их эксплуатации, порядок учета тепловой энергии и теплоносителя, а не порядок расчета платы за тепловую энергию в целях применения Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

Нормативный правовой акт, принятый во исполнение постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, устанавливающий порядок расчета ресурсоснабжающей организацией размера платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию с целью корректировки гражданам платы за отопление, отсутствует.

Определение платы за тепловую энергию для граждан исходя из показаний приборов узла учета источника теплоты, установленных у ресурсоснабжающей организации, законодательством не предусмотрено.

В связи с чем, оснований считать, что произведенная истцу корректировка платы за отопление соответствует Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, у суда не имеется, доказательств того, что корректировка платы за отопление произведена истцу вследствие изменения тарифов на тепловую энергию и нормативов потребления, установленных для граждан – потребителей коммунальных ресурсов, суду не представлено, в связи с чем требования истца о признании незаконными действий ответчика по корректировке платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска, об обязании произвести перерасчет подлежат удовлетворению.

Как установлено ч.4 ст.155 ЖК РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Как указывалось выше, в силу п.19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, корректировка платы за отопление производится исполнителем коммунальных услуг; при этом "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация.

Совершение ГУП Х фактических действий по проведению корректировки платы за отопление не влияет на существо правоотношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам, поскольку в соответствии с федеральным законодательством правоотношения по предоставлению и оплате коммунальных возникают между исполнителем и гражданином.

На основании изложенного, руководствуясь ст.4, 5, 11, ст.157 ГК РФ, п.19, пп. 2 пункта 1 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, ст.12, 13, 56, 67, ч.1 ст.103 ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис № 3 Калининского района» по начислению Утищевой Р.В. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 гг. в размере 857, 46 руб.

Обязать ООО «Жилкомсервис № 3 Калининского района» произвести Утищевой Р.В. перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги по адресу: Х в течение 30 дней со дня вступления судебного решения по настоящему делу в законную силу.

Взыскать с ООО «Жилкомсервис № 3 Калининского района» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья