2-851/2012



Дело №2-851/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)

06 февраля 2012 года Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Староуситовской Л.О.,

при секретаре Карбаиновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Розановой А.П. к Государственному унитарному производственному Ремонтно-строительному предприятию «Прогресс» о признании незаконными действий по начислению корректировки платы за отопление, обязании устранить допущенные нарушения, взыскании компенсации морального вреда, штрафа в доход государства,

УСТАНОВИЛ:

Розанова А.П. обратилась в суд с иском к УК ГУПРЭП «Прогресс» о признании произведенной корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2010-2011 года незаконной, обязании УК ГУПРЭП «Прогресс» в полном объеме устранить допущенные нарушения, взыскании с УК ГУПРЭП «Прогресс» 2000 рублей в качестве компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований истица указала, что является собственником жилого помещения находящегося по адресу: Х. В декабре 2010 года истица получила квитанцию на оплату жилого помещения, коммунальных и прочих услуг, где указывалось, что в соответствии с требованиями Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 произведена корректировка платы за отопление в сумме 935 рублей 25 копеек.

Истица обратилась к ответчику с заявлением в добровольном порядке исключить требования об оплате указанной суммы, однако получила отказ.

Истица в судебное заседание явилась, на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ГУПРЭП «Прогресс» Анненкова С.В. в судебное заседание явилась, представила суду отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования Розановой А.П. считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав участников, изучив материалы дела и доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст.157 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых оранном государственной власти Санкт-Петербурга.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом государственной власти Санкт-Петербурга. Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга установлены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 07 декабря 2009 года № 196-р.

Как следует из ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за услуги предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Установлено, что между ГУПРЭП «Прогресс» и ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» заключен договор на организацию расчетов и перечисление денежных средств населения за услуги, оказываемые управляющей организацией.

ГУПРЭП «Прогресс» в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» подано заявление о проведении корректировки размера платы за отопление в сторону увеличения данной платы.

В квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг за декабрь 2010 года Розановой А.П. в результате такой корректировки дополнительно начислена плата за отопление.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии ст. 157 ЖК РФ23 мая 2006 года Правительством РФ принято Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

В соответствии с Правилами(п. п. 1 и 2), регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п. 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил.

Из материалов дела следует, что ГУПРЭП «Прогресс» является управляющей организацией дома Х и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.

Из материалов дела следует, что дом Х не был оборудован общедомовым узлом учета тепловой энергии (УУТЭ) на момент проведения корректировки платы за отопление, в связи с чем, при разрешении спорных правоотношений следует руководствоваться нормами пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006г. №307.

Подпунктом «а» пунктом 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с п.п. 1 п. 1 приложения N 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с п.п. 2 п. 1 приложения N 2 к данным Правилам.

В п.п. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам указана формула размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета и размер такой платы определяется исходя из: общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м); норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тарифа на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Подпунктом 1 приложения N 2 к Правилам указана формула корректировки размера платы за отопление при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, с учетом размера платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площади жилого дома (кв. м); общей площади всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); общего размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).

Таким образом, размер корректировки платы зависит, в частности, от размера платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении в Верховном Суде РФ 16.12.2008 г. гражданского дела N ГКПИ08-1770 о признании недействующими п.п. «а. б» п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, п.п. 2, 4 п. 1 приложения N 2 к названным Правилам, Верховным Судом Российской Федерации указано, что Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (п.п. 19, 21, 23, 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.

Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с под. 2 п. 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 г. N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.

Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "«О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (ч.ч. 1, 4 ст. 2).

Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (п. 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13).

Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

Между тем, как было указано выше, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 не предусмотрена возможность корректировки платы за отопление на основании показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации, а предусмотрена корректировка, лишь исходя из показаний прибора учета многоквартирного дома, либо исходя из изменений норматива, либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

В силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ.

Так, Правительством Санкт-Петербурга 19.02.2010г. издано Постановление №166 «О порядках предоставления в 2010 году субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских», которым утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предшествующие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, а также утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую в 2010 году для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских.

Вышеуказанным Постановлением предусмотрено, что субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям и компаниям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов, связанных с разницей в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предыдущие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских (далее - недополученные доходы).

Недополученные доходы ресурсоснабжающих организаций определяются как разница между стоимостью фактически отпущенного ресурсоснабжающими организациями объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.

Недополученные доходы компаний определяются как разница между стоимостью фактически приобретенного компаниями у государственных учреждений объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую государственными учреждениями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.

Таким образом, ГУПРЭП «Прогресс» не представлено доказательств того, что в отопительный сезон 2009-2010 годов в Х имел место перерасход теплоэнергии в виде отопления.

Суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Розановой А.П. к Управляющей компании ГУПРЭП «Прогресс» о защите прав потребителей в части перерасчета за отопление, пени и об отказе в удовлетворении заявленного требования о взыскании компенсации морального вреда, поскольку возникшие между сторонами правоотношения носят имущественный характер, при этом истцом, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств того, что имели место действия или бездействие ответчика, приведшие к нарушению личных неимущественных прав, либо причинившие Розановой А.П. физические и нравственные страдания.

На основании изложенного и руководствуясь ст.157 ЖК РФ, ст.544 ГК РФ, ст. ст. 3, 56, 68, 103, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Розановой А.П. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Государственного унитарного производственного Ремонтно-строительного предприятия «Прогресс» по начислению Розановой А. П. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 года.

Обязать Государственное унитарное производственное Ремонтно-строительное предприятие «Прогресс» произвести перерасчет платы за жилое помещение, расположенное по адресу: Х, исключив плату за отопление за декабря 2010 года и начисленные за данную услугу пени.

В остальной части Розановой А.П. в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с ГУПРЭП «Прогресс» госпошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья: