дело № 2-2531/12 29 февраля 2012 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации (извлечение для размещения на Интернет-сайте суда) Калининский районный суд Санкт-Петербурга В составе председательствующего судьи Андреевой О.Ю., при секретаре Нероновой И.А., с участием прокурора Козаевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Минокиной Л.И. о признании незаконным отказа участковой избирательной комиссии №419 о включении в списки избирателей, У С Т А Н О В И Л: Минокина Л.И. зарегистрирована по адресу: Х с 30.06.1987г. (л.д.10-11). 24.12.2010г. ТП №Х ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Калининском районе Минокиной Л.И. выдано свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: Х на срок с 24.12.2010г. по 24.12.2013г. (л.д.9). 28.02.2012г. Минокина Л.И. обратилась в участковую избирательную комиссию избирательного участка №419 с заявлением о включении ее в списки избирателей на избирательном участке №419 г.Санкт-Петербурга, образованном по месту ее пребывания для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Президента РФ, в чем ей было отказано по основаниям, предусмотренным п.1,2 ст.27 ФЗ РФ «О выборах Президента РФ» и п.4 ст.17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (л.д.12). Заявитель Минокина Л.И. - в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала. Заинтересованное лицо – представитель участковой избирательной комиссии избирательного участка №419 по выборам Президента РФ – председатель комиссии С. – в судебное заседание явилась, возражает против удовлетворения требований. Заинтересованное лицо – представитель Территориальной избирательной комиссии №Х Санкт-Петербурга – Книзель С.Г., действующая на основании доверенности, - в судебное заседание явилась, возражает против удовлетворения требований. Заинтересованное лицо – представитель Санкт-Петербургской городской избирательной комиссии – в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В обоснование возражений относительно требований Минокиной Л.И. указано, что граждане, имеющие регистрацию в жилых помещениях по месту пребывания, могут быть включены в списки избирателей лишь при предъявлении открепительного удостоверения. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Частью 6 ст.1 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона. В пункте 5 ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Нормами ч.1 и ч.2 ст.4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме… Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства… В соответствии с ч.4 ст.4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. В соответствии с ч.2 ст.17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - в списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. В соответствии с ч. 4 ст.17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Нормами действующего законодательства предусмотрено, что место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно, а место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.5 ст.2 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ, ст.2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011г. №5 (ред. от 09.02.2012г.)). Как нормы Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так и нормы Федерального Закона «О выборах Президента Российской Федерации» содержат специальные нормы, регулирующие порядок включения граждан в списки избирателей по фактическому временному пребыванию гражданина, обладающего активным избирательным правом, на территории конкретного избирательного участка. Так, нормы ст.17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривают возможность включения в список избирателей по месту временного пребывания избирателей, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятых на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избирателей из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части. Нормы ст.27 ФЗ «О выборах Президента РФ» также предусматривают возможность включения в список избирателей по месту временного пребывания избирателей военнослужащих, проживающих вне пределов расположения воинских частей; граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительной заграничной командировке; избирателей обучающихся по очной форме обучения и зарегистрированных по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения); избирателей, находящихся в местах временного пребывания, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятых на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избирателей из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, не имевших возможности получить открепительное удостоверение. Частью 6 ст.27 ФЗ «О выборах Президента РФ» предусмотрено, что избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения для голосования на выборах Президента Российской Федерации. Таким образом, граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, зарегистрированные по месту их пребывания в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, может быть включен в список избирателей на территории конкретного избирательного участка по своему фактическому временному пребыванию при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения. Без наличия открепительного удостоверения граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, могут быть включены в список избирателей лишь в случаях, предусмотренных вышеуказанными нормативными актами. Между тем, нормами ч.2 ст.32 Конституции РФ предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Нормами ст.27 Конституции РФ предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В соответствии со ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» - граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1998г. №4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №713» указано, что Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регулирует сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Также указано, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, а органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. В Определении Конституционного Суда РФ от 08.12.2011г. по делу №1794-О-О указано, что отсутствие у совершеннолетнего гражданина регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации не означает утрату им активного избирательного права, не может служить безусловным основанием для невключения его в списки избирателей в том избирательном округе и на том избирательном участке, в границах которых он фактически проживает, и отказа в голосовании на выборах. На такой подход к регистрации (учету) избирателей и составлению списков избирателей ориентируют избирательные комиссии и суды не только федеральное законодательство, но и Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, нормы которой (статья 2; подпункт "д" пункта 2 статьи 19) возлагают на Российскую Федерацию, равно как и на другие государства-участники, обязательство гарантировать каждому гражданину, достигшему установленного возраста, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления и осуществлять регистрацию (учет) избирателей на основе законодательно определенной недискриминационной и действенной процедуры, предусматривающей такие параметры регистрации (учета), как возраст, гражданство, место жительства, наличие основного документа, удостоверяющего личность гражданина. Это, по существу, означает недопустимость закрепления в национальном законодательстве каких-либо иных условий, препятствующих участию в выборах лиц, обладающих активным избирательным правом. При рассмотрении дела по существу Минокина Л.И. пояснила, что в соответствии с Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», она была зарегистрирована по месту пребывания в кв.Х органами регистрационного учета с 2009г. по 2010г. и с 24.12.2010г. по 24.12.2013г. Также Минокина Л.И. пояснила, что она постоянно проживает в кв.Х, принадлежащей на праве собственности Н., с 2009г., в адрес места своей регистрации по адресу: Х она приезжает раз в год. В соответствии со ст.20 ГК РФ – местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Учитывая, что Минокина Л.И. длительное время зарегистрирована по месту своего пребывания в кв.Х, участвовала в выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва, то обстоятельство, что Минокина Л.И. не включена в список избирателей по выборам Президента РФ по своему фактическому месту жительства она узнала лишь 25.02.2012г., возраст и имущественное положение, активную избирательную позицию Минокиной Л.И., а также то обстоятельство, что до проведения выборов осталось 3 дня, суд полагает возможным обязать участковую избирательную комиссию избирательного участка №419 по выборам Президента Российской Федерации включить Минокину Л.И. в дополнительный список избирателей в соответствии со свидетельством о регистрации по месту пребывания по адресу: Х при отсутствии открепительного удостоверения. Суд учитывает и то обстоятельство, что у Минокиной Л.И., за оставшееся до выборов Президента РФ время, отсутствует возможность получить открепительное удостоверение без несоразмерных затрат времени и денежных средств и в данном случае такое обстоятельство не должно нарушать ее права, как гражданина Российской Федерации, на участие в выборах Президента Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Центризбиракома РФ от 10.08.2011г. №24/249-6 «О Методических рекомендациях по организации голосования в местах временно пребывания избирателей при проведении выборов Президента РФ» - в список избирателей на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания избирателей (за исключением вокзалов и аэропортов), при его составлении участковой избирательной комиссией включаются находящиеся в месте временного пребывания избиратели, не имевшие возможности получить открепительные удостоверения и подавшие не позднее чем за 3 дня до дня голосования личные письменные заявления о включении в список избирателей, по которым участковой избирательной комиссией на момент составления списка были приняты решения о включении в список. Участковая избирательная комиссия должна передать информацию об этом в территориальную избирательную комиссию для последующей передачи в участковую избирательную комиссию, где он включен в список избирателей по месту жительства, в порядке, установленном инструкцией о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Список должен быть составлен не позднее дня, предшествующего дню голосования. Список избирателей, составленный участковой избирательной комиссией, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. На основании изложенного и руководствуясь ст.32 Конституции РФ, ст.20 ГК РФ, ст.4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. ст. 56, 68, 167, 194-199, 261 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать участковую избирательную комиссию избирательного участка №419 по выборам Президента Российской Федерации включить Минокину Л.И. в дополнительный список избирателей в соответствии со свидетельством о регистрации по месту пребывания по адресу: Х при отсутствии открепительного удостоверения. Решение суда подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение пяти дней путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд Санкт-Петербурга. Судья: