2-2035/2012



Дело № 2- 2035/12 14 мая 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)

Калининский районный суд Санкт- Петербурга

в составе:

председательствующего судьи Жуковой А.Н.

при секретаре Шатыко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулик Н.К. к Администрации Калининского района Санкт – Петербурга о признании распоряжения незаконным, запрете прорубать вход – выход в квартире через окно, обязании при новом обращении третьих лиц с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое учитывать требования законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации Калининского района Санкт – Петербурга «О переводе жилого помещения, расположенного по адресу : Х в нежилое помещение», обязании устранить нарушение её прав, ссылаясь на то, что является собственником квартиры Х, расположенной по вышеуказанному адресу, и находящейся в непосредственном соседстве с квартирой Х. Перевод квартиры Х в нежилое помещение и использование её под офис, с устройством отдельного входа с фасада дома, т.е. с ул. Х, путем расширения оконного проема до уровня пола, нарушает п.4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года №170, т.к. дом является блочным. Создание нового входа будет являться реконструкцией дома, и нанесет ущерб общему имуществу собственников многоквартирного дома, а соответственно и истице, как собственнице квартиры. При этом данная реконструкция не была согласована ни с ЖСК, ни с собственниками дома. Кроме того, прохождение людей в квартиру Х, мимо окон истицы будет нарушать покой её семьи и создавать неудобства для проживания.

В ходе судебного разбирательства истица неоднократно уточняла заявленные требования, и с учетом последних уточнений просила признать незаконным и подлежащим отмене распоряжение Администрации Калининского района Санкт – Петербурга «О переводе жилого помещения, расположенного по адресу: Х в нежилое помещение», запрете прорубать вход – выход в квартире через окно, а также обязать ответчика при новом рассмотрении заявления собственников квартиры Х о переводе жилого помещения в нежилое учитывать требования п.4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года №170, нормы ч.3ст.36 и п.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ (л.д.89, 126).

Истица в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования, с учетом внесенных уточнений, настаивала на их удовлетворении, в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что оспариваемое распоряжение было принято в соответствии с требованием закона, который не устанавливает обязательного согласования перепланировки нежилого помещения с собственниками дома.

Представитель третьего лица ЖСК №533 в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснив, что собственники многоквартирного дома возражают против нарушения целостности фасада дома, которая будет нарушена производством отдельного входа в квартиру 206, при этом указала на то, что земельный участок под домом до настоящего времени не сформирован и в собственность ЖСК не передан.

Третье лицо Арзуманян Э.Л. и представитель третьего лица Вострокнутова Н.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что они, как собственники квартиры, в четком соответствии с требованиями закона изготовили проект перепланировки квартиры и согласовали его во всех необходимых инстанциях. Кроме того указали, что проектом перепланировки не предусмотрено расширение оконного проема квартиры, планируется снять только подоконный блок, что никак не повредит общего имущества собственников многоквартирного дома.

Третье лицо Жилищный комитета Правительства Санкт – Петербурга, надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явилось, ходатайствовало о рассмотрении дела в своем отсутствии, представило письменный отзыв по делу, в котором полагало заявленные требования подлежащими отклонению в связи с обоснованностью действий Администрации Калининского района (л.д.80-81).

Третьи лица Дмитриев Н.Ф., Кулик А.А. и Борисова И.Н. надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились, ходатайств о рассмотрении дела в своем отсутствии не заявляли, в связи с чем, суд на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным слушать дело в отсутствии неявившихся третьих лиц.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, судне находит оснований к удовлетворению заявленных требований, по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Вострокнутов Н.В. и Арзуманян Э.Л. являются собственниками однокомнатной квартиры Х общей площадью 33,4 кв.м. дома 31 по ул. Х на основании договора купли- продажи квартиры №Х от 27 апреля 2007 года по 1/2 доли каждый (л.д.67-80).

Право собственности Вострокнутова Н.В. и Арзуманяна Э.Л. зарегистрировано в установленном законом порядке.

Решением Межведомственной комиссии Администрации Калининского района Санкт – Петербурга от 10 марта 2009 года, по обращению Вострокнутова Н.В. и Арзуманяна Э.Л. согласована перепланировка принадлежащей им квартиры Х, расположенной по вышеуказанному адресу, в соответствии с представленным проектом. Срок производства ремонтно – строительных работ согласован по 10 марта 2010 года (л.д.66).

13 декабря 2011 года Администрацией Калининского района Санкт – Петербурга вынесено распоряжение «О переводе жилого помещения, расположенного по адресу: Х в нежилое помещение», для использования под офис (при условии проведения в установленном порядке работ по перепланировке квартиры с оборудованием отдельного входа) (л.д.35).

Данное распоряжение согласовано с Жилищным комитетом Правительства Санкт – Петербурга (л.д.65).

Кулик Н.К. является собственницей трехкомнатной квартиры Х на основании справки ЖСК -533 от 03 сентября 1996 года №Х (л.д.21).

Совместно с ней в квартире зарегистрированы, и постоянно проживают: Д., К., Б. и Б. (л.д.42).

Исходя из пункта 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Согласно пункта 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции (пп. "в").

Согласно положениям ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

При этом для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.

Таким образом, при проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Между тем, несмотря на отсутствие в части 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения частей 2 и 3 статьи 23 Жилищного кодекса РФ подлежат применению в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".

Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").

Правилами содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденными Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135, установлено, что действия, связанные с устройством, реконструкцией, ликвидацией входов, изменением габаритов и конфигурации проемов, установкой дверных конструкций, козырьков и иных элементов оборудования, устройством лестниц и приямков, изменением их цветового решения, должны быть согласованы с КГА, а для объектов культурного наследия, а также зданий, сооружений, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, границах архитектурных ансамблей и охраняемых ландшафтов, - с КГИОП, а также с собственниками зданий и сооружений и соответствовать нормативно-технической документации (п. 3.1.2).

Из представленного в материалы дела ответа на запрос суда, данного Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт – Петербургу следует, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об объектах недвижимости (зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках), расположенных по адресу: Х. Земельный участок сформирован только у дома Х.

Данные обстоятельства подтверждаются и пояснениями председателя ЖСК -533, которая указала, что адресом дома, в котором расположена спорная квартира, является д. Х, без корпуса и литеры, земельный участок под домом в настоящее время не сформирован и в собственность ЖСК не передан, этот вопрос только собираются разрешать.

Письмом Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт – Петербурга от 12 ноября 2007 года, срок действия которого продлевался письмами КГА от 06 июля 2009 года и от 17 августа 2011 года, собственникам квартиры Х, расположенной по вышеуказанному адресу, разрешено разработать проект устройства отдельного входа по указанному адресу, который необходимо предоставить на согласование в Межведомственную комиссию Калининского района.

Согласно справке Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 07 июля 2011 года, дом Х расположен вне зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт – Петербурга.

Таким образом, поскольку земельный участок, на котором расположен дом Х, в настоящее время не сформирован и не передан в собственность ЖСК -533, являющегося балансодержателем этого дома, а также принимая во внимание, что устройство отдельного входа в квартиру согласовано с КГА, при том, что дом не является объектом культурного наследия, суд полагает, что перепланировка спорной квартиры не предполагает присоединения к нежилому помещению части общего имущества в многоквартирном доме, а потому действия Администрации Калининского района по изданию оспариваемого распоряжения, без предоставления согласия собственников многоквартирного дома на производство перепланировки являются законными.

Кроме того суд оценивая, представленный в материалы дела проект перепланировки квартиры Х, согласованный в надлежащем порядке Межведомственной комиссией Калининского района (л.д.66,98), полагает установленным, что для организации отдельного входа в переводимое помещение предполагается демонтаж подоконной части панели, строго в габаритах существующего оконного проема, без его расширения, проект перепланировки полностью обеспечивает сохранность существующих строительных конструкций, перепланировка квартиры, при условии соблюдения проектных решений, не окажет отрицательного влияния на сложившееся техническое состояние и эксплуатационную пригодность жилого дома, а потому ссылка истицы на п.4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года №170 является необоснованной.

Так же, с учетом анализа представленного проекта, суд полагает необоснованной ссылку истицы на то, что перепланировка квартиры является реконструкцией дома, поскольку данная перепланировка не предусматривает, изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения, что является отличительным признаком реконструкции согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Доказательств тому, что вход в квартиру Х будет проходить под окнами квартиры Х, истицей суду представлено не было.

Принимая во внимание все вышеприведенные обстоятельства суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных истицей требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 23, 44 ЖК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кулик Н.К. к Администрации Калининского района Санкт – Петербурга о признании распоряжения незаконным, запрете прорубать вход – выход в квартире через окно, обязании при новом обращении третьих лиц с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое учитывать требования законодательства - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца, со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд Санкт -Петербурга.

Судья